издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Дочка» в зоне

Дочернюю компанию по управлению проектом ОЭЗ «Ворота Байкала» создадут в Иркутской области

  • Автор: Яна ВАСИЛЬЕВА

Со следующего года региональные власти будут управлять проектом особой экономической зоны «Ворота Байкала» на паритетных правах АО ОЭЗ. В настоящее время идёт создание управляющей компании, 50% уставного капитала которой будет принадлежать правительству Иркутской области, тогда как до недавнего времени проект на 100% находился под контролем федерального центра. Эксперты единодушны: данная мера должна сдвинуть проект с мёртвой точки. «Если этого не удастся сделать и после передачи половины полномочий региону, скорее всего, зона будет закрыта», – считают собеседники «Конкурента».

Созданием совместного предприятия по управлению проектом АО «Особая экономическая зона «Ворота Байкала» (АО ОЭЗ) заняты региональные власти совместно со своими коллегами из федерального центра. По словам исполняющего обязанности министра экономического развития Иркутской области Руслана Кима, речь идёт о создании управляющей компании, 50% акций которой будет находиться в федеральной собственности, 50% – в областной. Напомним, 100-процентным акционером филиала АО ОЭЗ «Ворота Байкала» являлась Российская Федерация в лице Минэкономразвития. Как пояснил Руслан Ким, инициатива передачи части полномочий по управлению проектом на региональный уровень принадлежит правительству Иркутской области. «Мы приняли решение немного сдвинуть ответственность за реализацию проекта на уровень субъекта. Это элемент контроля и правильного планирования, так как до сих пор область отвечала лишь за создание внешней инфраструктуры турзоны, свои деньги и своё проектирование, а АО ОЭЗ отвечало за внутреннюю инфраструктуру», – объяснил министр. По его словам, создание управляющей компании позволит максимально эффективно использовать те деньги, которые идут в проект из федерального бюджета. Завершиться процесс создания управляющей компании предположительно должен к концу января 2016 года. К этой же дате федеральные власти обещают закончить проектирование объектов инфраструктуры, попадающих в их зону ответственности. «С нашей стороны проектирование завершено», – подчеркнул Ким.

Параллельно, по словам собеседника «Конкурента», ведётся работа по включению новых участков в границы ОЭЗ «Ворота Байкала». Если сейчас в состав турзоны официально входят два участка – в Слюдянском районе (757 га) и вблизи посёлка Большое Голоустное (1590 га), то в перспективе этот список может значительно расшириться. Так, в границы ОЭЗ могут войти участки в районе Тёплых озёр на Снежной, промплощадка БЦБК в Байкальске, Листвянка, бухта Песчаная, а также частично КБЖД, остров Ольхон и Малое море. 

– Заявка на включение их в границы ОЭЗ сейчас готовится, весь процесс будет идти в три-четыре этапа, – рассказал Руслан Ким. – Наши коллеги из Республики Бурятия со своей стороны также заняты включением нескольких новых участков. Это так называемое Малое байкальское кольцо. Улюкаев (министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. – «Конкурент») нас поддержал по всем участкам. Он тоже считает, что туризм на Байкале  в отдельно взятых точках развиваться не может.

Участники регионального туррынка положительно отозвались об инициативе областных властей взять часть полномочий по реализации проекта ОЭЗ в свои руки. «В России 17 турзон, Минэкономразвития просто не может заниматься каждой отдельно, – говорит источник «Конкурента» в филиале АО ОЭЗ «Ворота Байкала». – Поэтому передача части полномочий на региональный уровень, скорее всего, пойдёт на пользу проекту. Областные власти смогут более оперативно решать текущие вопросы».

Здравой назвал идею создания дочерней управляющей компании и другой эксперт туротрасли, Станислав Леник. «К чему всё это приведёт – покажет время, – говорит он. – Но надо понимать, что развитие туризма на Байкале сегодня тормозит лишь отсутствие инженерной инфраструктуры. Будет создана инфраструктура – сюда придут инвесторы».  Причём, по мнению Леника, под созданием  инфраструктуры не нужно понимать какие-то глобальные проекты. В качестве примера он приводит Листвянку, где для нормального развития туризма сегодня не хватает современной канализационной сети, системы водоснабжения, а также расширения набережной. 

Эксперты, впрочем, считают, что успех нового предприятия, которое станет заниматься управлением проектом ОЭЗ в регионе, будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, у создаваемой управляющей компании должен быть достаточный уставный капитал. «Так как именно размер уставного капитала предприятия является для инвесторов важным критерием оценки успешности проекта, что, естественно, влияет на решение о вхождении в него», – говорит специалист, знакомый с ситуацией вокруг иркутской ОЭЗ. В этом случае, по его мнению, размер уставного капитала создаваемой управляющей копании должен быть не менее 0,5 млрд рублей.

Во-вторых, считают участники туррынка, многое будет зависеть от того, кто возглавит управляющую компанию. «Не хочу обидеть предыдущих руководителей турзоны, но роль личности в подобных проектах очень важна. Здесь нужен исполнительный и неравнодушный человек», – подчеркнул собеседник издания. Он также предположил, что создание дочерней управляющей компании – это крайняя мера, которая может вывести проект турзоны из кризиса. «В случае если этого не удастся сделать и после передачи половины полномочий региону, скорее всего, зона будет закрыта», – считает эксперт.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер