издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Если нельзя, но очень хочется, то можно

Незаконное строительство у истока Ангары остановить пока не удаётся

В апреле нынешнего года наша газета уже писала о варварском строительстве в нескольких метрах от Ангары, практически у истока реки. Роскошный деревянный коттедж там возводят, не глядя на то, что участок под ним находится в водоохранной зоне. Желание поселиться в запрещённом месте, видимо, настолько велико, что пользователя не пугает даже то, что по факту подлога при выдаче земельного участка возбуждено уголовное дело и сам надел находится под арестом. В общем, почти за пять месяцев, прошедших после публикации, мало что изменилось. Разве что на месте котлована появился высокий фундамент с отсеком под бассейн. Из толстых обструганных брёвен строители положили первый венец дома и теперь готовят лес для второго ряда. Работают аккуратно, не торопясь. Периодически на участок приезжают полицейские, судебные приставы, прокуроры. Какие непреодолимые препятствия мешают армии чиновников вмешаться и остановить беззаконие, пытались разобраться корреспонденты газеты.

Если бы не активные члены садоводства «Труд ветерана», строительство могло бы пройти тихо, «без лишнего шума». Как это было на соседних участках у береговой линии. Выше по течению Ангары доступ к реке перекрыт давно. Металличес­кий мостик, идущий от деревянного строения на берегу, уходит прямо в воду. По всей видимости, это баня, выйдя из которой отдыхающие могут нырять в Ангару. Ниже по течению кирпичный забор высотой не меньше 2,5 метра от реки отделяет только узкая полоска берега, оставленная для проезда машин. Из-за забора видна крыша недавно возведённого коттеджа.

Вот и несколько лет назад тревогу забили сами садоводы, когда обнаружили, что под видом садоводческой земли незнакомые люди стали продавать участки в водоохранной зоне. Тогда и выяснилось, что ещё в июле 2010 года по подложным документам, подписанным бывшим председателем товарищества Асьмой Маркевич, администрация Иркутского района выделила 22 сотки земли в непосредственной близости от линии берега. По словам председателя СНТ Людмилы Вакуленко, после этого каждый из трёх оформленных участков был поделён на два. Чтобы замести следы, шесть получившихся наделов перепродали, и не по одному разу.

В апреле 2013 года по факту незаконного оформления участков возбудили уголовное дело, в сентябре прошлого года на землю был наложен арест. Кроме того, в июле 2014 года по представлению прокуратуры мэр Иркутского района отменил ранее выданное постановление о предоставлении участков. 

Казалось бы, вот оно, счастливое завершение истории. Но это был лишь очередной виток, уводящий детективный сюжет в область абсурда. Да, согласно статье 6 Водного кодекса, береговая полоса шириной не менее 20 метров не может быть приватизирована, тем более застроена. Да, глава Иркутского района отменил постановление о предоставлении участков в собственность. К тому же по иску Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры 11 июня 2015 года суд снова наложил арест на злополучные участки. 

Это по бумагам. А в реальности менее чем в десяти метрах «под неусыпным вниманием» чиновников разного ранга вырастает основательный, из штучного соснового кругляка, коттедж. К стене, выходящей к реке, примыкает компактный бассейн, в залитом бетоном коробе торчат провода для будущей подсветки. Проектировщики решили на полную мощность использовать выгодное расположение. Оба крыла здания «развёрнуты» в сторону истока Ангары – вместе с участками захватчики «приватизировали» потрясающий вид на культовое место. 

Обращаемся в региональную службу судебных приставов. Именно это ведомство должно следить за исполнением судебных решений. «В минувший вторник оперативная группа сотрудников в очередной раз выехала на место, – говорит заместитель начальника иркутского районного отдела службы судебных приставов Жанна Скобцова. – Там идёт строительство дома из бревна. Всего у нас есть решение суда по четырём участкам, собственники трёх участков исполняют предписание, проблемы возникли на четвёртом. Мы выяснили, что земля передана третьему лицу. 

Исполнительный лист, который находится у нас, составлен на владельца земли. Ему запрещено делить, отчуждать, облагораживать, осваивать территорию, возводить на ней какие-либо постройки. Но ничего не говорится о том, что запрет касается других людей. Вот если бы в документе было написано, что строить нельзя собственнику и иным лицам, тогда сотрудники могли бы вмешаться. А пока будем выезжать на участок, фиксировать в протоколах, что там происходит. Параллельно обратились за разъяснением в районный суд. Ждём, когда будет назначено заседание». 

Реакция сотрудников службы обескураживает. Таким макаром можно ещё лет сто исполнять судебное решение. А нечистые на руку люди получили шикарное пространство для манёвра? Хотя какие могут быть манёвры, если факт подлога документов установлен…

Из толстых обструганных брёвен строители положили первый венец дома и теперь готовят лес для второго ряда

Представитель службы судебных приставов упорно стояла на ранее заявленной позиции. На вопрос о законности договора аренды Жанна Скобцова пояснила, что документ был подписан в апреле – ещё до изготовления исполнительного листа. Сотрудница службы нашла быстрый ответ на возражение корреспондента, почему в работу был принят документ, не зарегистрированный в Росреестре. По словам Жанны Скобцевой, договор был составлен на несколько месяцев, а регистрация в обязательном порядке требуется только для сделок со сроком действия не менее года.

Как только срок действия договора истечёт, вполне возможно, что спорный участок вновь перейдёт к прежнему пользователю. «Так 

обычно всё и происходит. Мы видим это, но сделать ничего не можем. Сегодня мне звонил арендатор, предупредил: он подаёт иск, что мы мешаем ему пользоваться землёй», – признала судебный пристав.

Прокурор Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры Алексей Калинин не теряет оптимизма и рассчитывает вернуть участки в государственный земельный запас, где они, собственно, и находились до захвата. По двум наделам, выступающим в особо охраняемую зону, прокурор подал иск об их изъятии из незаконного оборота. «После того как мы вернём земли в государственный запас, можно будет начать создавать в этом месте зелёную зону. В этом случае участки уже никому не смогут выделить, – убеждён прокурор. – Я думаю, вместе с садоводами мы отстоим землю. Не часто приходится видеть, чтобы люди так активно вставали на защиту природных территорий».

В прошедшие выходные садоводы вновь доказали, что готовы бороться по-настоящему. Председатель садоводства «Труд ветерана» Людмила Вакуленко рассказала, что в воскресенье жители СНТ закрыли ворота, чтобы строительная техника не могла проехать на участок. «Строители приехали, «протолклись» полдня. Один из них, арендатор, долго ходил вдоль берега, разговаривал по телефону. Потом все уехали», – сообщила председатель садоводства.

Всё время держать ворота закрытыми не станешь. Вчера после обеда кран всё-таки смог «прорваться» к месту строительства. Никого не страшась, бригада продолжила укладку второго венца. Если у судебных приставов есть свободное время, они могут проехать на место и отметить это в протоколе.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры