издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Время наших отцов

  • Автор: Анна ПОТАПОВА, искусствовед

В этом году Иркутский художественный музей отметил 100-летие со дня рождения Алексея Дементьевича Фатьянова – директора музея с 1948 по 1977 год, Почётного гражданина Иркутска, члена Международного музейного совета (ICOM). Юбилейный год завершает выставка советского искусства «Время наших отцов», состоящая из приобретений легендарного директора музея и посвящённая его имени.

За время руководства Фатьяновым с 1948 по 1977 год музейное собрание увеличилось с 3 до 12 тысяч произведений искусства. После его ухода с поста директора поток поступлений не прекращался ещё многие годы: работали его старые связи, знакомства. Фатьянов не только внушительно пополнил коллекции русского, западноевропейского, восточного искусства, но и сформировал собрание отечественного искусства XX века. Две трети произведений в постоянной экспозиции музея – это фатьяновские приобретения. Познакомиться с шедеврами советской коллекции музея, полностью сформированной Фатьяновым, удаётся не часто. 

Выставка являет лишь малую часть обширной коллекции (более 1000 единиц) советского искусства. И всё-таки такой масштабной экспозиции советской живописи зритель не видел давно. Аркадий Пластов, Александр Дейнека, Константин Юон, Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин, Пётр Кончаловский, Василий Рождественский, Сергей Малютин, Мартирос Сарьян, Семён Чуйков и другие художники, чьи произведения хранятся в крупных музеях страны. Среди авторов лауреаты государственных премий, заслуженные и народные художники СССР, участники значимых всесоюзных и зарубежных выставок. 

Фатьянов продолжил дело 

В.П. Сукачёва, так как в собирании коллекции ориентировался на произведения столичных мастеров искусства. Большинство живописных полотен долгое время находились в фондах музея и представлены на этой выставке спустя годы хранения.

Открывает выставочный ряд картина художника Сергея Григорьева «Энтузиасты Каховки», созданная в 1951 году. Действие картины разворачивается на месте строительства Каховской гидроэлектростанции. Но внимание художника сосредоточено не на строительном процессе, а на людях: лодка с геодезистами пересекает реку солнечным днём. Картина, написанная в духе социалистического реализма, светоносна, лица молодых людей радостны и полны надежд.

Картина «Ужин трактористов» (1951) Аркадия Пластова была представлена на Всесоюзной выставке в Москве, где подверглась довольно жёсткой критике. Столичные музеи от неё отказались, и по заявке она была передана в Иркутский художественный музей. В 1955 году картину запросили на выставку в Государственную Третьяковскую галерею с обещанием вернуть, однако отправка полотна обратно в Иркутск затянулась на семь лет: художественные достоинства произведения словно заново были открыты столичными искусствоведами, и картину намеревались передать Третьяковской галерее. После долгой и напряжённой борьбы за полотно Пластова картина всё же вернулась в Иркутск в 1961 году. Автору пришлось сделать повторение полотна, которое находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Сегодня «Ужин трактористов» – это настоящая гордость советской коллекции иркутского музея.

Монументален образ «Доярки» Александра Дейнеки. Женщина – работница колхоза на фоне зимнего пейзажа излучает спокойствие и уверенность. В картине преобладают чистые звучные цвета, чёткие линии.

Картина Константина Юона «Утро Москвы» написана в военный 1942 год. Целый цикл картин художник посвятил столице Родины в военное время. Одна из них – «Парад на Красной площади 1941 года» – хранится в Третьяковской галерее. «Суд народа в Древнем Новгороде. На вече» появился в 1947-м уже после войны, автор пишет древнерусский город как «колыбель народо­властия». Дальним планом в картине служит древняя архитектура, пережившая татаро-монгольское нашествие, но уничтоженная немецкими войсками.

Художников Дмитрия Тегина и Никиту Чебакова объединила работа над одним из хрестоматийных советских произведений, «Выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола» (1950, ГТГ), под руководством Бориса Иогансона. Но ещё в 1947 году Тегин, талантливейший колорист, пишет «Колхозную кузницу» – картину, словно пронизанную серебристым светом. Прообразом для сюжета послужила конкретная кузница в Иваново-Вознесен­ском районе, куда художник каждое лето приезжал на этюды (так он писал в своём письме Фатьянову). Сюжет картины Чебакова «В.И. Ленин у художников ВХУТЕМАСа» (1968) имеет историческую основу. В 1921 году Ленин посетил общежитие молодых художников, где состоялось живое общение на тему современного искусства. 

Воспитанник ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские, Москва) художник Семён Чуйков создал цикл картин, посвященных родной Киргизии. «Цветы Киргизии» – картина о юности, красоте природы и людях, живущих в согласии с ней.

«Плоды каменистых склонов Арагаца» Мартироса Сарьяна – это произведение, в котором стираются границы жанра. Натюрморт, изобилующий разнообразием фруктов и овощей, органически связан с холмистым пейзажем дальнего плана. Яркие тона, игра цветовых контрастов – натюрморт превращается в праздник плодородия.

Живопись братьев Алексея и Сергея Ткачёвых – пример многолетнего совместного творчества. В 2011 году художники отметили 60-летие своей деятельности. В искусстве они стали продолжателями традиции Пластова. На выставке два крупных полотна братьев размещены рядом. В картине «Пора сенокосная» игра контрастных оттенков зелёного и розового даёт ощущение жаркого солнечного дня. Типажи героев своих картин Ткачёвы находили среди жителей родной деревни. Картина «В колхоз» глубока по своему содержанию: момент из жизни одной семьи, стоящей на пороге коллективизации, звучит драматично, вызывает сопереживание зрителя.

Советский ориентализм, обращение к культуре и традициям Востока, выражен произведениями Александра Осмёркина («Натюрморт с восточными музыкальными инструментами»), Николая Бабасюка («Гурзуф»), Надира Абдурахманова («Весна»), Дмитрия Налбандяна («Армения. Зангезур»), Кульназара Бекмурадова («Ковровщица»). 

Из письма Игоря Грабаря становится ясно, что картина «Иней. Восход солнца» является одним из произведений тематического цикла. Каждый год зимой художник выезжал в Подмосковье и писал иней в разное время суток. 

Несколько произведений участников объединения «Бубновый валет» также можно увидеть на выставке: «Маленький букет» П. Кончаловского, «Натюрморт с синим кувшином» и «Музей реконструкции Москвы» А. Куприна, картины В. Рождественского и А. Осмёркина. «Автопортрет» В. Рождественского, а также картины «Рыбак Никита» и «Рожь. У озера» Фатьянов получил в дар от вдовы художника. Благодаря его знакомству с П. Кончаловским в музее появился «Маленький букет».

Важную часть работы Фатьянова составила переписка с художниками, коллекционерами, руководителями и сотрудниками музеев. Вызывают интерес некоторые письма известных советских художников Фатьянову из архива музея: Витольда Бялыницкого-Бирули, Константина Юона, Павла Соколова-Скали, Семёна Чуйкова, Дмитрия Тегина. Выставка даёт возможность увидеть подлинники этих писем из архива музея, почувствовать, с какой доброжелательностью обращались советские мастера к директору далёкого Иркутского художественного музея.

На выставке можно увидеть и книги, написанные Фатьяновым. Алексею Дементьевичу принадлежит первенство в создании книги об основателе музея Владимире Платоновиче Сукачёве. А его сочинения о музейном собрании «Загадка старой картины», «Иркутские сокровища», «Судьба сокровищ», «Иркутский художественный музей» увлекательны, читаются на одном дыхании и остаются интересными не одному поколению любителей искусства.

62 живописных полотна и ­5 скульптур составляют объём настоящей выставки. В рамках статьи невозможно рассказать о каждом произведении, его авторе. Поэтому мы приглашаем читателя самостоятельно ознакомиться с выставкой и оценить масштаб собирательской деятельности Алексея Дементьевича Фатьянова. 

[dme:igall/]

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры