издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Погода в доме

  • Автор: Елена Постнова

Жильцам дома № 13а на бульваре Рябикова в Иркутске люди из соседних пятиэтажек откровенно завидуют. «Мало того что наш дом выглядит намного лучше остальных во дворе, так у нас ещё и плата за коммунальные услуги значительно меньше», – с гордостью рассказывает старшая по дому № 13а Александра Рыбалко. Почти пять лет назад жильцы дома решились на недешёвые меры по энергосбережению: потратились на капремонт здания и установку погодоведомого оборудования.

Не переплата, а инвестиции

– Видите вот эту маленькую коробочку? Это и есть датчик, который считывает погоду за окном. От него кабель ведёт прямо в тепловой узел в подвале, – показывает Александра Рыбалко на фасад дома. – Как только дали отопление, мы ни дня не мучились от жары. При этом зимой, даже в самый сильный мороз, у нас в квартирах тепло.

Независимо от погоды за окном в помещениях поддерживается температура плюс 24-25 градусов. К такому комфорту соседи привыкли и при малейшем отклонении от привычных показателей обращаются в свою управляющую компанию. Сбои случаются редко – лишь при резких перепадах температур наружного воздуха осенью или весной. Установить оборудование, которое поможет контролировать погоду в доме, жильцам предложила управляющая компания. По словам Александры Степановны, соседи до разговора со специалистами УК даже не знали о подобных коммунальных инновациях.

Дом № 13а – обыкновенная панельная пятиэтажка, таких  тысячи по области. В 2009 году Александра Рыбалко случайно узнала, что в городе заработала программа по капитальному ремонту многоквартирных домов. Основную часть средств выделяли Фонд содействия реформированию ЖКХ, бюджеты области и муниципалитета. От собственников требовалось лишь создать совет дома и оплатить 5% стоимости всех работ. Инициативу жильцов поддержали специалисты управляющей компании и местный депутат. С выбором старших по подъездам помогли специалисты управляющей организации, они же предложили не останавливаться на капремонте, а попробовать установить на доме погодоведомое оборудование. 

Работы по капремонту были направлены на энергосбережение. В подъездах были заменены оконные рамы на современные пластиковые, обновлены инженерные коммуникации. В квартирах не только заменили стояки, но и установили новые радиаторы, трубы с большей теплоотдачей.

– Конечно, были отдельные собственники, которые не хотели запускать рабочих в свои квартиры. Но большинство понимало, для чего проводится ремонт. Не было проблем и со сбором средств. На самом деле суммы по капитальному ремонту вышли вполне подъёмные. У меня двухкомнатная квартира, я выплатила 7 тысяч рублей, – добавляет наша собеседница.

Изменился и внешний вид дома. Фасад утеплили, покрасили, преобразились и балконы – их, как общее имущество, также выкрасили в один цвет. Погодоведомое оборудование обошлось многоквартирному дому в 170 тыс. рублей. Его стоимость также поделили на всех собственников квартир. «Это не просто дополнительные траты. Это выгодные инвестиции», – уверена Александра Степановна. 

Затраты жильцов оправдал не только комфорт, они окупились и понижением коммунальных счетов. Дело в том, что погодоведомое оборудование подразумевает установку общедомового теплосчётчика. Поэтому, когда за окном стоит прекрасная погода, трубы в квартирах чуть тёплые, жильцам не приходят стандартные счета, будто дома отапливаются в суровые морозы.

– В соседнем доме № 14 проживает знакомая в такой же двухкомнтаной квартире, как и у меня. Но её коммунальные платежи значительно выше: ей стандартно начисляют за гигакалорию. Она может её не потребить или даже выветрить – выпустить в открытую форточку. Мы же платим чётко: на сколько нагрелись, столько и получили по счетам. В итоге я плачу за тепло 500–800 рублей в месяц, – раскладывает по полочкам коммунальную экономию Александра Рыбалко.

Экономия объединяет

Собственники имеют право проверить показания теплосчётчика. На первых порах коммунальщики выставляли им платёжные документы с завышенными показателями, но в конце года делали перерасчёт, возвращали на лицевые счета собственников 200–300 тыс. рублей. Сейчас в платёжках указывается фактическое потребление дома. И коммунальщики и жильцы привыкли к новому способу начисления.

Хотя дом потребляет тепла меньше, чем подобные пятиэтажки, жильцы на холод не жалуются. По их словам, батареи в квартирах температуру меняют оперативно. И даже при 30-градусном морозе в жилых помещениях комфортно. «Самые закалённые даже форточки зимой иногда открывают. Могут ли этим похвастать соседи из других домов? Вряд ли», – добавляет Александра Степановна. После таких изменений в жизни дома даже самые ярые противники капремонта приходили с извинениями к старшей по дому. 

– Пока оформляли документы, пока проводился ремонт, я много чего наслушалась в свой адрес. Меня называли ставленницей управляющей компании, пытались обвинить в присваивании денег. Но я не сдавалась, консультировалась с инженерами управляющей компании, со специалистами мэрии. Теперь представителей советов других домов призываю тоже не идти на поводу вечно недовольных единичных соседей. Они вам потом будут благодарны, а в следующий раз и сами проявят инициативу, – отметила Рыбалко.

По словам старшей по дому, в последние годы жильцы стали дружнее, им хочется украшать двор, благоустраивать подъезды. В этом году дом до конца расплатился за новое оборудование и капремонт здания. В планах – замена тамбурных дверей в подъездах. Соседи уже поняли, что скупой платит дважды, поэтому сразу договорились устанавливать хорошие двери, недешёвые – из алюминиевого профиля, а не деревянные.

Ухаживают сами собственники и за придомовой территорией: разбивают клумбы, украшают зелёные зоны поделками из автомобильных покрышек и пластиковых бутылок. Экспозицию в зависимости от времени года меняют: летом больше упор на цветники, зимой – на гирлянды и самодельные игрушки. За красотой помогают присматривать дети.

– С того капремонта, установки погодоведомого оборудования жизнь в доме изменилась. Конечно, сейчас эти мероприятия по энергосбережению потребуют больших затрат – всё дорожает. Но я считаю: нужно использовать все возможности по улучшению качества жизни. Нужно прислушиваться к управляющей компании, следить за новостями в коммунальной сфере, – добавила Александра Степановна.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры