издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Инфляция минус «Транснефть»

Тарифы ОАО «АК «Транснефть» в 2016 году индексируют всего на 5,76% – ниже ожиданий компании, официально прогнозируемой инфляции и предыдущей оценки Федеральной антимонопольной службы. По всей вероятности, это приведёт к сокращению инвестиционной программы, но вряд ли речь идёт о снижении затрат на столь значимые проекты, как расширение ВСТО. В самой компании утверждают, что им нужно две-три недели на то, чтобы понять, за счёт каких ресурсов можно выполнить задачи, поставленные правительством. Аналитики видят два пути: сокращение расходов на менее масштабные проекты или наращивание долга.

Одно из первых решений ФАС России, которой в июле передали функции по регулированию тарифов естественных монополий, оказалось неожиданно жёстким: стоимость перекачки по трубопроводам «Транснефти» в 2016 году увеличат на 5,76%. Об этом «Ведомостям» рассказал источник, близкий к участнику состоявшегося 20 октября заседания, и представитель службы. Газете «Коммерсантъ» информацию подтвердили в самой компании. При этом советник президента «Транснефти» Игорь Дёмин заметил, что утверждённый тариф оказался ниже предыдущей оценки Федеральной антимонопольной службы, которая ранее планировала индексировать тариф на 6,1%. 

Компания, в свою очередь, настаивала на увеличении цены на 10,7%. С такой идеей согласился и совет потребителей «Транснефти» (в него входят крупнейшие добывающие предприятия), который собрался за день до заседания ФАС России. Прибавка к тарифу должна была обеспечить окупаемость проекта по увеличению пропускной способности трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» до 80 млн тонн к 2020 году – соответствующее распоряжение председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал в начале 2014 года, сдвинув расширение ВСТО на десять лет раньше срока, планируемого изначально. Для этого стоимость транспортировки нефти должна была ежегодно расти на 90% от инфляции в 2015–2017 годах и на 90–100% от инфляции в 2018–2020 годах. Такие оценки содержатся в распоряжении правительства, предполагаемые затраты на расширение «трубы» составляют 172 млрд рублей. 

Представитель «Транснефти» утверждает, что Федеральная антимонопольная служба неверно рассчитала тарифы: в них должна быть учтена фактическая инфляция предыдущего года. Так, в частности, была утверждена стоимость прокачки нефти в нынешнем году. Если по итогам 2015 года инфляция составит, как ожидают сейчас, 12,2%, то тариф на 2016 год должен составлять девять десятых от неё, то есть 10,7%. Но ФАС взяла прогнозную инфляцию в 6,4% и получила индексацию на 5,76%. Между тем расчёты антимонопольщиков подтвердили в Министерстве экономического развития РФ. В распоряжении правительства, напомнили в ведомстве, шла речь о привязке роста тарифов к инфляции «соответствующего периода», то есть того года, в который они индексируются. 

Федеральная антимонопольная служба, в свою очередь, ранее оценивала возможный рост тарифа в 6,12%. Но Дёмин в середине октября говорил, что даже это не позволит выполнить в срок задачу по расширению ВСТО. Сейчас же компании «потребуется две-три недели, чтобы понять, из каких ресурсов можно выполнить задачу, заложенную в инвестпрограмме и решениях правительства». Аналитик «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин считает, что от расширения ВСТО к 2020 году никто не откажется – слишком велико стратегическое значение объекта. По его расчётам, индексация тарифа на 5,76% вместо 6,12% будет стоить «Транснефти» 2 млрд рублей выручки, но отказ от 10,7% в пользу 5,76% означает потерю 28 млрд рублей. «Вариантов у компании немного: либо сокращать другие расходы, либо увеличивать долг, но это дорого», – делает вывод эксперт. Директор аналитического департамента Газпромбанка Александр Назаров считает, что выходом может стать корректировка инвестиционной программы. А директор Small Letters Виталий Крюков полагает, что «Транснефть» вряд ли добьётся пересмотра тарифов. 

По данным «Коммерсанта», ФАС предложила компании «договорной тариф» для расширения нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», чтобы не перекладывать расходы на него на плечи всех потребителей. Уже сейчас индексация цены на прокачку нефти по ВСТО идёт быстрее, чем по основной системе (7,5% против 6,75% в 2015 году). Но участники рынка считают, что против этой идеи выступит ОАО «НК «Роснефть», которое является главным пользователем тарифа. И в добывающей компании, и в «Транс­нефти» от комментариев по этому поводу отказались. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры