издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рулевые света

  • Автор: Георгий БОРИСОВ

Одно лишь внедрение современной системы управления наружным освещением позволяет снизить затраты на электричество, необходимое для подсветки городских улиц, на 60%. Технологии позволяют без ущерба для безопасности дорожного движения регулировать мощность каждого светильника в зависимости от множества факторов. Доказательство тому – проекты, реализованные в нескольких городах и регионах России. Иркутская область в этом смысле исключением не стала, хотя повсеместное использования систем управления светом нам, как и большинству соседей, ещё только предстоит.

Иркутск, Ангарск и Свирск станут участниками пилотной фазы регионального проекта по модернизации систем уличного освещения. В 2016-2017 годах в них планируют модернизировать как сами светильники, так и системы управлениями. Инвестиции оцениваются в 480 млн рублей, причём львиная доля затрат – 320 млн рублей – придётся на областной центр. Затраты в Ангарске, в свою очередь, составят 130 млн рублей, в Свирске – 30 млн рублей. Проекты, как ожидается, будут реализованы по схеме энергосервисного кон­тракта, по которой частный инвестор вкладывает собственные деньги и впоследствии окупает свои затраты за счёт экономии на ресурсах. 

Пока масштабная модернизация систем освещения в трёх городах – дело будущего, пусть и не слишком отдалённого. Но Иркутской области и без того уже есть чем похвастать в данной сфере. «На областных дорогах на сто процентов стоит наше оборудование, на федеральной трассе [«Байкал»] – восемьдесят процентов», – рассказывает заместитель директора НПП ООО «Горизонт» Алексей Соловьёв. Дело происходит на выставке «Энергосбережение. ЖКХ. Газоснабжение» в иркутском «Сибэкспо­центре», где компания из Екатеринбурга представляет свои разработки в части автоматизированных систем управления наружным освещением. 

Демонстрационный комплект – небольшой шкаф, с которым соединены три светильника: два стандартных и один существенно более компактный – светодиодный. «Мозг» системы – бесконтактный коммутатор, отвечающий непосредственно за управление и контроль участка сети уличного освещения. В большом пункте питания, который применяется в реальных условиях населённого пункта, его дополняют средство связи с диспетчером, будь то радиостанция, GSM-модем или оптоволоконная линия, многотарифный счётчик электроэнергии, блок предохранителей или автоматов, вводной рубильник и устройство грозозащиты. В Иркутске, к слову, уже установлены 117 таких шкафов, охватывающих примерно 30% системы городского уличного освещения. В 2011 году их установили по договору с ООО «Сибсветстрой». Всего же в активе «Горизонта» насчитывается более 60 проектов, реализованных практически на всей территории России от Москвы и Зеленограда до Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Оборудование компании распространено и в Сибири – например, оно установлено в Абакане, Алдане, Барнауле, Новосибирске, Омске, Тобольске, Томске, Чите и Якутске. 

Один из крупнейших проектов был воплощён в Екатеринбурге, где новую систему управления наружным освещением внедряли в 2010–2013 годах. В частности, «пилот» в одном из кварталов города реализовали в 2009 году, в 2011 году экономичную ночную подсветку распространили на 40 улиц, а в 2012 году – ещё на 31 улицу. Только проект 2009 года, по которому заменили 10 исполнительных пунктов и 462 светильника, установив в них электронные пускорегулирующие аппараты, позволил за год сэкономить 246,4 тыс. кВт-ч электричества. Так, перевод фонарей в экономичный режим работы дал снижение энергопотребления на 28,5%, ещё 12% дали пускорегулирующие устройства с более высоким КПД. Более того, переход с расчётов по установленной мощности на расчёты по приборам учёта даёт среднюю экономию в 27,5%, двухтарифный учёт электроэнергии в зимнее время позволяет сэкономить ещё 6%. 

«Связка «светильник – система управления» позволяет сэкономить до 65 процентов, – объясняет Соловьёв. – Неважно, какие лампы у вас при этом установлены – натриевые, металлогалогеновые или светодиодные». Экономию даёт индивидуальное управление каждым фонарём, позволяющее, в зависимости, скажем, от времени суток, погодных условий или уличного движения снижать потребляемую им мощность без ущерба для общего уровня освещённости. Разработчики подчёркивают: всё сделано в строгом соответствии со СНиПами. Которые, к примеру, предписывают, что средняя освещённость дорожного полотна в центре города не должна быть менее 20 люкс, а за его пределами – менее 15 люкс. При этом элементы автоматизированного управления наружным освещением могут устанавливаться на уже существующих сетях и опорах вне зависимости от их состояния, что существенно удешевляет их монтаж и стоимость модернизации всей системы.

«Мы видим каждый светильник на диспетчерском пункте, можем индивидуально регулировать его мощность, – продолжает Соловьёв, объясняя механизм работы. – Можно управлять группами, например, оставляя включёнными перекрёстки. Есть возможность из городской администрации удалённо контролировать эксплуатирующую организацию». С этими словами он нажимает несколько кнопок на клавиатуре подключённого к системе ноутбука, увеличивая мощность светильников. Те разгораются чуть ярче, а цифры на дисплее показывают, что вместо 272 ватт они постепенно стали потреблять 375 Вт. Снижение мощности не так заметно невооружённому взгляду, но фотоаппарат его фиксирует беспристрастно, так что для снимка приходится повышать светочувствительность. «Вблизи этого практически не видно, но на расстоянии – высота опор составляет примерно 15 метров, они стоят в 40 метрах друг от друга – можно заметить сразу, – отмечает заместитель директора «Горизонта». – Тем не менее, мы не отключаем светильники, скажем, через один, они все продолжают гореть, так что ущерба безопасности движения нет». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры