издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Частный ответ на коммунальный вопрос

  • Автор: Георгий БОРИСОВ

Передача муниципальных объектов ЖКХ в концессию частным компаниям оказалась эффективным средством их развития. Только в 2015 году в России был заключён 271 договор, по условиям которых в отрасль пришли 100 млрд рублей. В Иркутске, между тем, концессионное соглашение в отношении муниципальных тепловых сетей и котельных действует уже девятый год. За это время ЗАО «Байкалэнерго», которому они переданы, удалось существенно сократить число аварий, снизить потери и закрыть часть неэффективных источников тепла, что позволяет с 2009 года удерживать стоимость гигакалории на одном уровне. Частная компания при этом способна вкладывать в реконструкцию и развитие системы теплоснабжения города в несколько раз больше средств, чем местные власти, финансовые возможности которых по объективным причинам ограничены.

«Жилищно-коммунальное хозяйство – это сектор с большим инвестиционным потенциалом, с гарантированным спросом, – выступая 20 февраля на Красноярском экономическом форуме, заместитель министра строительства и ЖКХ, главный государственный жилищный инспектор РФ Андрей Чибис повторил то, что уже не раз звучало с высоких трибун. – В условиях кризиса этот сектор экономики является одним из самых интересных и перспективных». Цифры, подтверждающие такое утверждение, назывались не раз: ежегодный оборот отрасли превышает 4 трлн рублей, причём финансовые неурядицы на ней практически не сказываются. «Инвестиционную ёмкость» – иными словами, потребность жилищно-коммунального хозяйства во вложениях – оценивают в 500 млрд рублей в год. Такими ресурсами располагают только частные инвесторы. 

Существенный шаг для того, чтобы привлечь их в отрасль, был сделан в 2005 году с принятием Федерального закона «О концессионных соглашениях». За девять лет, последовавших за этим событием, по всей стране в общей сложности было заключено около 400 договоров. Однако в 2015 году вслед за изменением законодательства произошёл существенный рывок – 271 соглашение. Вложения в коммунальную инфраструктуру при этом составили 100 млрд рублей. «Понятно, что это одна пятая того, что нужно вкладывать ежегодно, – резюмировал Чибис. – Но мы считаем, что в условиях 2015 года это, безусловно, шаг вперёд». Существующие договоры, отметила исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик, можно условно разделить на три типа: арендные, операторские, условия которых не предусматривают привлечения внешних средств в развитие передаваемых тепловых сетей, водопровода и других объектов, и инвестиционные. «По количеству соглашений инвестиционные концессии – это самая малочисленная часть, – констатировала Бик. – Но по объёму инвестиций, я надеюсь, она скоро станет доминирующей». 

От аварий к развитию

Иркутск, между тем, демонстрирует положительный пример. Он стал одним из первых городов России, в котором в концессию были переданы объекты системы теплоснабжения. В 2007 году в распоряжение ЗАО «Байкалэнерго» (дочерней компании ПАО «Иркутскэнерго») были переданы 354 км тепловых сетей и 37 котельных на угле, мазуте и электричестве, находящиеся в муниципальной собственности. В список обязательств, возложенных на инвестора по условиям соглашения, были включены 17 пунктов, а в качестве ключевой цели в нём прописано обеспечение надёжного бесперебойного теплоснабжения потребителей на территории города. «В 2007 году из-за аварий на сетях в администрацию Иркутска поступало много жалоб, – рассказывает генеральный директор «Байкалэнерго» Владимир Потапов. – И на штабах, которые в ней проходили, регулярно звучали вопросы: «Когда это повреждение устраните? А это?» Обсуждалась даже поставка топлива на котельные – ресурсов муниципалитета на всё не хватало. Сейчас эти вопросы отошли на второй план, и речь идёт о развитии». 

Так, в 2007 году на городских тепловых сетях было обнаружено 797 повреждений. В следующем году их число сократилось до 550. Результат 2014 года – 394 повреждения. В прошлом году зафиксирован рост их количества до 472, что в значительной степени объясняется наружной коррозией трубопроводов из-за агрессивных солей, содержащихся в грунте. В то же время за прошедшие годы потери тепла в сетях снизились с 931,3 тыс. Гкал до 673,6 тыс. Средний расход подпиточной воды – её подают в сеть для компенсации потерь и расходов на горячее водоснабжение – сократился почти на 37%: 2,1 тыс. кубометров в час в 2015 году вместо 3,34 тыс. кубометров в час в 2007-м. Это произошло на фоне существенного роста нагрузки, подключённой к тепловым сетям. За восемь лет она увеличилась более чем на одну пятую, с 1711 до 2087 Гкал/ч. Кроме того, были закрыты 11 муниципальных котельных, в том числе две, работавшие на мазуте. Благодаря этому за шесть лет удалось сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу до 512,4 тонны в год, вдобавок в тарифе снизилась доля затрат на обслуживание экономически неэффективного оборудования. 

На достижение, среди прочего, всех перечисленных результатов ушло более 2,9 млрд рублей, причём только 797 млн из них – за счёт тарифа на тепло. Почти 1,35 млрд рублей в реконструкцию и развитие системы теплоснабжения города вложило «Иркутскэнерго». Вклад «Байкалэнерго» составил 786 млн рублей. При этом стоимость гигакалории, которую «Байкалэнерго» поставляет иркутянам, шесть лет практически не менялась: 1268 рублей в 2009 году и 1250 рублей в 2015-м. Однако расходы на ремонт и реконструкцию городского имущества существенно возросли по сравнению с теми временами, когда им распоряжалось муниципальное предприятие: если в 2004 году они составили 76,4 млн рублей, а в 2006 году – 57,8 млн, то уже в 2007-м последовало их увеличение до 272,7 млн. Затраты росли до 2010 года, достигнув пика в 454 млн рублей, а затем начали постепенно снижаться, так что в 2015 году на тепловые сети было израсходовано 299,6 млн рублей. «В 2011 году мы сменили парадигму ремонта сетей, – объясняет Потапов. – Если до того момента мы вели аварийный ремонт, то с 2012 года перешли к плановому, который обходится в 1,7 раза дешевле». Для этого были приобретены три современные передвижные лаборатории, которые позволяют производить полную диагностику трубопроводов. Благодаря этому значительную часть потенциальных повреждений удаётся устранять превентивно, прежде чем возникают утечки. 

Плюс полезная нагрузка

Несмотря на то что ЖКХ считается «интересным и перспективным» для потенциальных концессионеров, «Байкалэнерго» продемонстрировало прибыль – 69,3 млн рублей – только в 2009 году. Прошлый год компания закончила с убытком в 12,3 млн рублей. Проблема во многом кроется в системе установления тарифов для регулируемых видов бизнеса, но в случае с концессионными соглашениями в законодательстве уже внесены поправки, призванные исправить это положение. Как бы то ни было, иркутские энергетики за прошедшие годы не только выполнили поставленные перед ними условия, но и реализовали несколько направленных на развитие города проектов, не предусмотренных договором. В частности, была реконструирована схема теплоснабжения Ленинского района Иркутска: на котельной Северного промышленного узла восстановили третий агрегат и перевели на неё дополнительную нагрузку, закрыв при этом электрическую котельную «Бытовая» и выведя в резерв аналогичный источник тепла «Ново-Ленино». Как следствие, были сняты ограничения на подключение новых потребителей, которые не заставили себя ждать. В Ново-Ленино за последние годы было возведено 118 тыс. кв. м жилья, что дало дополнительную нагрузку на теплосети в 32 Гкал/ч.  

На ближайшую перспективу запланировано и продолжение более масштабного проекта, начавшегося ещё до заключения концессионного соглашения, – создание кольцевой схемы централизованного теплоснабжения Иркутска. В 2009 году завершился первый его этап – строительство тепломагистрали № 4, соединившей Ново-Иркутскую ТЭЦ с правобережными районами города через переход в нижнем бьефе Иркутской ГЭС, и сопутствующей инфраструктуры. Он обошёлся почти в 1,5 млрд рублей. В позапрошлом году началось строительство следующего участка «трубы», которое обойдётся в 733 млн рублей и завершится в 2019 году. Следующий этап, запланированный на 2015–2025 годы, предполагает перевод потребителей в предместьях Рабочее и Радищево на централизованное теплоснабжение. Затраты на его реализацию оцениваются в 1,88 млрд рублей. Понести их, очевидно, сможет только частный инвестор – финансируемое из бюджета муниципальное предприятие, к примеру, таких возможностей не имеет по объективным причинам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры