издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Конкурсы как инструмент вовлечения»

Восточные электрические сети ИЭСК делятся опытом развития производственной системы

За те десять лет, что прошли с момента основания, Иркутская электросетевая компания не раз подтверждала своё лидерство в отрасли. Прошлый год не стал исключением – экономический эффект от внедрения производственной системы на предприятии составил 207 млн рублей. Результат солидный, но большое начинается с малого: ощутимую экономию ресурсов дали не только масштабные проекты, но и, на первый взгляд, мелочи вроде наведения порядка на рабочих местах с их стандартизацией. О своём опыте внедрения производственной системы рассказывают Восточные электрические сети ИЭСК.

Десять лет существования ОАО «Иркутская электросетевая компания» – это десять лет непрерывного развития и постоянного стремления к лучшему. Подводя их итоги, достаточно сказать, что предприятие лидирует в части надёжной работы линий и подстанций, а также удерживает четвёртое место в отрасли по средним относительным потерям электроэнергии. У этого результата множество слагаемых, не все из которых видны невооружённым глазом и кажутся очевидными. Но каждое из них одинаково важно для работы единственной в России компании, эксплуатирующей и магистральные, и распределительные сети. К примеру, реализация программы развития производственной системы в 2015 году дала снижение издержек в масштабах компании на 207 млн рублей. 

«Каждый на своём положенном месте»

Программа основана на принципе бережливого производства и состоит из нескольких компонентов, так или иначе касающихся всех аспектов работы предприятия. Первый уровень – методика 5S: «Сортируй, соблюдай порядок, содержи в чистоте, стандартизируй, совершенствуй». Сама по себе организация рабочих мест позволяет высвободить самый ценный ресурс – время, которое приобретает особую важность в условиях, когда компания берёт курс на отказ, где это возможно, от внешнего подряда и привлечение собственных сотрудников к решению производственных задач.  Этим руководствовались в Восточных электрических сетях ИЭСК, когда в конце прошлого года провели конкурс проектов по реализации методики 5S. «Мы стараемся навести порядок в той среде, где человек проводит восемь часов из двадцати четырёх, – объясняет руководитель группы повышения эффективности производства ВЭС Руслан Тугушев. – Активно вовлекаем в этот процесс персонал. Как это заведено, провели девять теоретических семинаров в прошлом году и восемь с начала нынешнего, но дальше решили пойти своим, отличным от других, путём – организовали практикумы, чтобы на деле показать, как работает система 5S». В общей сложности их было два: районы электрических сетей расположены вдоль Качугского и Александровского трактов, так что сотрудников одного «куста» собрали в Качуге, другого – в Осе. В первом случае практическим заданием была организация рабочего пространства в токарной мастерской, во втором – в слесарной. 

«Режим практикума хорош тем, что тебе не навязывают какую-то точку зрения, а ты советуешься с коллегами, каждый из которых может выдвинуть свою версию, – подчёркивает заместитель начальника Усть-Удинского РЭС Александр Марковский. – Это помогает убедиться, что организация рабочих мест по принципу 5S приносит свои ощутимые плоды». Проект рабочего места электрослесаря базы технического обслуживания принёс ему победу в конкурсе. Второе место заняли сотрудники бригады  технического обслуживания Качугского РЭС, реорганизовавшие пространство для хранения электроинструмента. «Раньше какой-нибудь ключ или отвёртку приходилось искать в местах, для них не отведённых, – говорит мастер БТО Виктор Козлов. – После того, как всё разложили по местам, надобность в этом отпала». Третье место присвоили авторам проекта по организации места хранения инструмента на Харбатовском сетевом участке Качугского РЭС. «Побывали на практикуме, решили то же самое сделать у себя, – рассказывает мастер участка Александр Халтаров. – Изготовили стеллаж, разложили всё на полках и подписали. Теперь каждый инструмент на своём положенном месте». 

Одно это, если использовать формальные термины, позволило сэкономить 53 человеко-часа. Эффект от стандартизации 16 рабочих мест только в рамках конкурса дал эффект почти в 486 человеко-часов. Представляете, сколько бы успела сделать бригада из 10 профессионалов за двое лишних суток работы? Или за неделю без малого – за счёт внедрения методики 5S в целом по филиалу в 2015 году удалось сэкономить 1663 человеко-часа. Данное время было направлено на строительство объектов капитального строительства для выполнения технологического присоединения на сумму более 2 млн рублей  и дало возможность подключить к сетям ВЭС более 300 заявителей.

«Производственная дисциплина заметно улучшилась»

По инициативе директора филиала Алексея Ивановича Садохина в филиале параллельно открыт конкурс проф­мастерства среди диспетчеров. Восточные электрические сети – уникальный филиал ИЭСК: в зоне его ответственности находятся развивающиеся территории в Иркутском районе, где число абонентов и, как следствие, новых линий и подстанций растёт ежегодно. «В районе живёт 107 тысяч человек, в Хомутово и окрестностях – 

33 тысячи, – приводит цифры заместитель главного инженера ВЭС Юрий Игнатенко. – Плюс нам отдали Байкальский тракт, где количество людей тоже постоянно растёт. Теперь наша оперативно-диспетчерская служба управляет не только филиалом, но и двумя районами электрических сетей – Оёкским и Прибайкальским». В общей сложности в подразделении работают семь человек. Два диспетчера – один следит за сетями филиала в целом, другой за участками – находятся на смене днём, один – ночью. Работу простой не назовёшь: плотность потребителей большая, электрических связей множество. В случае аварии абоненты, раздражённые отсутствием света, звонят напрямую. Дело даже не в тональности разговоров с ними – «эфир» постоянно занят, так что возможность связаться с выездными бригадами есть не всегда. Тем не менее диспетчеры со своей непростой работой успешно справляются. Кому это удаётся лучше других, выясняют в ходе конкурса профессионального мастерства, который длится с ноября 2015 года. К слову, Восточные сети начали работать в этом направлении первыми – в других филиалов такой практики ещё нет. 

«Идея заключалась в том, чтобы разработать некий набор критериев, которые бы, с одной стороны, позволили объективно оценить работу диспетчеров, с другой – стимулировать их в какой-то степени соревноваться между собой, – объясняет Алексей Иванович, – Оценка при этом производится на постоянной основе: ежедневно, еженедельно, ежемесячно. И вовлечение в процесс с максимальной отдачей происходит за счёт различной мотивации. В частности, фотографию победителя соревнования ежемесячно выставляют на стенде со снимками лучших работников филиала, ему полагается премия, а тот, кто становился им чаще всего в течение года, может выбрать время отпуска, которое обычно определяет работодатель. Критерии оценки разнообразны: здесь и порядок на рабочем месте вкупе с внешним видом диспетчера, и своевременное выполнение уведомлений Иркутскэнергосбыта с оперативными заявками Оёкского РЭС, и правильность действий при ликвидации аварий вкупе с их быстротой. Учитывается также количество и качество поданных кайдзен-предложений, позволяющих улучшить действующие процессы. «К примеру, у нас на стене висит схема Оёкского РЭС, – поясняет начальник оперативно-диспетчерской службы Восточных электрических сетей Дмитрий Салогуб. – Со временем она достигла таких размеров, что стала загибаться за угол. Поступило предложение: оставить на ней только кольцующие линии, связывающие между собой несколько подстанций, а тупиковые перенести в альбомы, которые лежат на рабочем столе дис­ петчера». 

Пока май не закончился, подведены итоги первых шести месяцев конкурса. По два раза лучшими становились диспетчеры Игорь Аксентьев и Михаил Чумак. Двое их коллег выигрывали по одному разу. «Есть действующее положение о конкурсе профессионального мастерства среди персонала оперативно-диспетчерской службы, которое мы пока планируем изменять, а не отменять, – заключает Салогуб. – Как только началось соревнование, производственная дисциплина заметно улучшилась. Оценить эффект в каких-то осязаемых величинах сложно, но он заметен: еженедельно я вывешиваю лист с замечаниями, выявленными в работе диспетчеров. В начале конкурса список был достаточно большим, сейчас же нужно очень долго и внимательно искать какие-то недочёты». В результате за время проведения конкурса среднее время, затрачиваемое на допуск бригад, сократилось вдвое – с 40 до 20 минут. Своим мнением о конкурсе поделилась диспетчер филиала Наталья Муравьёва: «Как диспетчер я вижу в проведении конкурса положительное действие на коллектив ОДС. Прежде всего повысилась самодисциплина в оформлении оперативной документации, в оперативной работе. Как женщине приятно отметить, что благодаря конкурсу улучшился внешний вид  моих коллег, повысив статус диспетчера предприятия, и это было отмечено другими сотрудниками. Конкурс стимулирует быть лучшим не только морально, но и материально». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное