издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Летняя перезагрузка

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Пока на улице стоит тепло, энергетики готовятся к предстоящей зиме. В Иркутске на одном конце города строят новую тепломагистраль, на другом – латают дыры в старых сетях. «Сибирский энергетик» выяснял, почему в центре города ежегодно для ремонта сетей перекрывают одни и те же улицы; можно ли отказаться от вскрытия асфальта для проведения работ на сетях, как на Западе, и что значит строительство новой тепломагистрали для простого горожанина.

Энергетическое кольцо Иркутска

В управлении участка тепловых сетей (УТС) Ново-Иркутской ТЭЦ находится 565 километров тепловых сетей. Это количество регулярно увеличивается, – ежегодно, а то и несколько раз в год компания получает на содержание и обслуживание от администрации Иркутска бесхозяйные сети. Кроме того, прирост идёт и за счёт строительства новых сетей для обеспечения города теплоснабжением согласно уже поданным заявкам от застройщиков. Увеличивается протяжённость также благодаря строительству тепломагистрали № 4 (ТМ-4). 

Проект ТМ-4 на слуху у градостроителей, на него возлагают надежды, рассуждая о реновации застроенных территорий. Если кратко, ТМ-4 позволит закольцевать теплоснабжение левого и правого берегов областного центра. Правый берег, в первую очередь предместья Рабоее и Марата, удастся освободить от неэффективных и экологически небезопасных старых котельных.  

Как рассказал заместитель технического директора УТС Ново-Иркутской ТЭЦ Сергей Зинченко, ТМ-4 условно разбита на три объекта. Первый – строительство от Ново-Иркутской ТЭЦ, проходя весь берег реки Ангары почти до плотины ГЭС. Он же включает в себя строительство ПНС «Левобережная», переход через Ангару, заход на ПНС «Байкальская», «Лисиха» и «Релейная», строительство сети вдоль берега по Коммунистической до пересечения улиц Карла Либкнехта и Трилиссера.

Второе сооружение – строительство теплового объекта по улице Баррикад: от Маратовского кольца и далее по улице Баррикад до котельной «Напольная, 90». 

Третий объект – соединение ТМ-4 и тепловой сети на Баррикад. Соединение должно произойти через реку Ушаковка по улице Ядринцева с поворотом на улицу Трилиссера. 

На сегодняшний момент больший объём работ по строительству ТМ № 4 выполнен. Осталось строительство час­ти сети на Баррикад и два этапа самой ТМ-4. Один этап энергетики намерены выполнить в этом году. Речь идёт о прокладывании трубопровода в центре города по улице Парковой в районе музыкального театра им. Загурского. Работы планируется закончить к 15 октября. На следующий год останется серьёзный этап – прокладывание тепловой сети (протяжённостью около 130 метров) для соединения ТМ-4 с насосной станцией ПНС «Лисиха-2», которую также предстоит начать возводить в следующем году. Проект станции уже разработан, сейчас заказывается оборудование. 

«Потребители постоянно подают заявки на подключение, мы идём в ногу с развитием города. Ощущение завершения большого проекта возникнет после соединения ТМ-4 с сетью улицы Баррикад. Дело в том, что строительство по улице Баррикад – основной этап для закрытия всех котельных в Рабочем, Марата, Радищева и развития этих районов в целом», – отметил Сергей Зинченко.

Строительство новой тепломагистрали – дело небыстрое. Оно требует сложных расчётов, больших финансовых затрат, максимум сосредоточения рабочих кадров. К тому же очерёдность выполнения этапов приходится подстраивать под другие строительные работы в городе: ремонт дорог, реконструкцию развязок, благоустройство отдельных участков. Например, когда энергетики только приступили к строительству ТМ-4, ещё не была возведена мостовая развязка Академического моста. Естественно, энергетики не стали заходить на этот участок, прокладывать сети, которые затем мешали бы дорожникам строить мост, укрепления, подпорные стенки. 

Скорректировала планы энергетиков и Маратовская развязка, к реконструкции которой город неожиданно приступил в этом году. «Проект строительства нашей сети появился задолго до подготовки проекта реконструкции Маратовской развязки. Сегодня мэрия с учётом своих планов внесла корректировки в наш проект. В том числе и по этой причине сейчас мы не можем приступить к этапу № 1 в районе Маратовской развязки, работы выполнялись на этапах № 5 и 6 в районе улицы Зимней в Рабочем», – рассказал Сергей Зинченко.

Если никакие обстоятельства вновь не изменят планы энергетиков, то в следующем году после завершения работ на очередном этапе в Рабочем закроют три коптящие котельные по адресам: Напольная, 90, Баррикад, 154, Зимняя, 6.

Как минимум – некрасиво, как максимум – небезопасно

Помимо строительства новых сетей летом энергетики проводят текущий и капитальный ремонт трубопроводов, их техническое перевооружение. Ещё в зимний период энергетики выя­вляют слабые места, работы по их устранению распределяют на весь тёплый строительный сезон. Все работы заранее, за несколько месяцев, согласовывают с муниципальными дорожными службами, городской администрацией, ГИБДД. 

«Но каждый год не удаётся избежать внеплановых ремонтов, которые возникают по результатам диагностирования теплосетей. Момент гидравлического обследования для горожан не проходит незаметно: в квартирах отключают на определённый срок горячую воду. Энергетики прекрасно понимают возмущение горожан: сотрудники сами проживают в Иркутске, наравне со всеми терпят неудобства. Но полностью отказаться от обследования сетей невозможно, – говорит Сергей Зинченко. – Игнорирование обязательных испытаний может привести к печальным последствиям. А современное оборудование позволяет выявить участки сетей, которым срочно нужно внимание специалистов. В компании гордятся приборным парком диагностирования». 

«Упор делаем на отечественного производителя. Такую политику выбрали задолго до введения курса на импортозамещение, до кризиса. Отечественные приборы для диагностирования тепловых сетей оказались  наиболее качественными и надёжными по сравнению с зарубежными аналогами. И самое главное, они наиболее применимы для работ в наших условиях», – добавил Сергей Зинченко.

По результатам диагностики удалось выявить место потенциальной бреши на участке ТМ-1 и ТМ-2 в районе Мельниковского рынка. Вовремя проведённое обследование позволило не дотянуть до утечки. Диаметр трубопровода 1020 мм, если бы произошёл порыв, подтопило кипятком большую территорию. 

«Наши специалисты регулярно проводят обход сети, прорыв был бы выявлен вовремя. Но в зимний период предпринимать меры для дальнейшего недопущения развития аварии было бы сложно. Мы стараемся охватить диагностированием все сети Иркутска. Но обследовать за лето полмиллиона километров сетей нереально. В при­оритете магистральные сети и наиболее нагруженные трубопроводы в жилых районах», – рассказал наш собеседник.

Как только у энергетиков начинается строительный сезон, у горожан возникает один вопрос: почему нельзя сети укладывать на поверхности земли, чтобы не требовалось каждый раз разрывать асфальт, перекрывать улицу? Сегодня даже новые трубопроводы, как правило, укладывают под землю. И чаще всего непосредственно под проезжей частью.

По словам  Сергея Зинченко, в Иркутске очень плотная застройка, дома стоят настолько близко друг к другу, что проложить сети вдоль них не представляется возможным. Коридора нужной ширины просто нет. Поэтому трубопровод приходится уводить под проезжую часть.

«Но самое важное: сети на поверх­ности – это небезопасно. Небольшой процент наружных теплосетей в городе постоянно подвергается воздействию горожан: обшивку обдирают, рядом с сетями устраивают опасный пал травы. Дети не видят ничего опасного в этих трубах, ползают по ним, забираются на высоту, отрывают защитное покрытие. Поэтому приходится прокладывать магистральные сети под дорогами», – подчеркнул Сергей Зинченко.

Солевая атака

Наиболее подвержены повреждениям теплосети в Правобережном районе, в старой части города. «Сети  в Иркут­ске, мягко говоря, не новые. Не секрет, что в 1980–1990-е годы эксплуатировались теплосети по остаточному принципу. Ни одна зима без крупной аварии не обходилась. Дороги не перерывали, но и трубы не ремонтировали. Если бы сейчас регулярно не проводился осмотр сетей, ремонт, то даже страшно представить, как бы мы переживали зиму с такими старыми и ветхими трубопроводами. Указывать на то, что на Западе энергетики не перекапывают дороги, неправильно. У них другое состояние сетей, там трубопроводы не бросали на произвол судьбы на десятилетие. Сейчас мы тоже стремимся к тому, чтобы как можно меньше проводить земляных работ и тем более аварийных ремонтов», – рассказал  Сергей Зинченко.

Мало того что в Иркутске практически невозможно проложить трубопровод не под проезжей частью, так ещё и сети не удаётся полностью обезопасить от агрессивного воздействия городской среды. Вопреки всем правилам магистральные трубопроводы не служат 25–30 лет. Например, на ул. Карла Либкнехта на участках теплосети приходится проводить локальный ремонт каждый год. Эта улица – настоящая головная боль энергетиков. Каждый раз диагностирование выявляет повреждение сети. Вот и в этом году гидравлические испытания показали: необходим ремонт четырёх участков сети на ул. Карла Либкнехта. 

«Хотя сети на Карла Либкнехта полностью менялись с 2002 по 2004 годы, локально на эту улицу мы выходим каждый год. Тщательный анализ причин показал, что преждевременный износ сети происходит из-за таких факторов, как отсутствие хорошей и исправной ливневой канализации и использования в зимний период солевых реагентов для борьбы со снегом», – пояснил  Сергей Зинченко.

По улице Карла Либкнехта проходит большой поток не только частного транспорта, но и общественного, крупногабаритного муниципального. Асфальтовое полотно не выдерживает транспортной нагрузки, вкупе с постоянной сейсмической активностью на дорогах появляются трещины и выбоины. Ливневая канализация также не справляется: осадки попадают в трещины и просачиваются до трубопровода. 

Специальное антикоррозийное покрытие, может, и смогло бы защитить сети от водной атаки, но оно сдаётся перед солевыми растворами, которые проникают зимой. Ливневая канализация в зимний период наглухо закрывается. Даже если на дорожном полотне нет трещин и ям, солевой раствор просачивается сквозь пористое асфальтовое покрытие. Агрессивная щелочная среда разрушает всё на своём пути, в том числе антикоррозийную защиту и сам металл трубы.

«Проблема улицы Карла Либкнехта наблюдается и на других магистралях. Асфальт негерметичен, тем более в такой сейсмической зоне, как у нас. Это уже доказано. Состояние ливнёвки мы прекрасно знаем: при вскрытии пересекаемся с ней. Вызываем специалистов дорожных служб, указываем им на разрушение ливневой канализации. Проблему мы неоднократно озвучивали в администрации города. Вопрос ставим остро: магистральная сеть не должна служить 12–14 лет. Срок службы тепловой сети 25–30 лет. У других городов Иркутской области есть успешный опыт отказа от солевых реагентов», – рассказал Сергей Зинченко. 

В последние годы энергетики на стыковых соединениях используют усиленную гидроизоляцию новыми материалами. Они гибкие, способны выдержать сейсмическую активность. Но это только начало технического перевооружения. А пока в Иркутске в снегопад дороги поливают солевыми растворами, летом горожанам придётся терпеть ремонт теплосетей, а значит, перекрытое движение по магистральным улицам.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры