издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Александр Костин: «На обучение в одну смену будем переходить постепенно»

О том, реальны ли пятидневка и обучение в одну смену в Иркутске, стоит ли серьёзно готовить ребёнка к первому классу, журналистам «Восточки» на встрече в редакции рассказал начальник департамента образования администрации Иркутска Александр Костин.

Елена Лисовская, обозреватель, ведущая рубрики «Встреча в редакции»:

– Коллеги, сегодня мы с удовольствием приветствуем в нашей редакции начальника департамента образования администрации города Иркутска Александра Костина. Александр Константинович, слово вам, а после перейдём к вопросам.

– Мне очень приятно вас видеть, на протяжении многих лет к сотрудникам «Восточно-Сибирской правды» у меня всегда было уважительное отношение. Надеюсь, что сегодняшняя и дальнейшие наши встречи позволят донести достоверную информацию до ваших читателей.

– Расскажите, пожалуйста, как начался нынешний учебный год. Может быть, озвучите информацию о количестве учащихся, первоклассников, детей, которые ходят в детские сады. В какой атмосфере проходила подготовка к нынешнему учебному году?

– 1 сентября 2017 года – это не только День знаний, праздник для учеников, педагогов и родителей, но и знаменательная дата для Иркутска. Впервые за многие годы одновременно сданы в эксплуатацию сразу три общеобразовательных учреждения. Это новая школа на 1275 учеников в микрорайоне «Эволюция», школа № 64 на 550 учеников и школа № 66, рассчитанная на 350 учащихся. Всего в нынешнем году за парты село на 3 тысячи человек больше, чем в предыдущем, – 76 946 учащихся, из них 9100 – это первоклассники.

Всего в областном центре работают 73 общеобразовательные школы, две вечерние и школа-интернат, лицей-интернат № 1. В некоторых учебных заведениях открыты ресурсные центры, где ребята могут получить дополнительные углублённые знания. Например, в школе № 64 несколько факультативов и спецкурсов преподаётся на английском языке, в лицее № 3 работает ресурсный центр по углублённому изучению немецкого языка, в лицее № 47 – по изучению китайского. В лицее № 2, Лицее ИГУ большое внимание уделяется нанотехнологиям, инженерии. В школе № 80 активно занимаются робототехникой. Они вообще в этом направлении были первыми в городе. Сейчас департамент образования работает над тем, чтобы занятия по робототехнике были доступны всем школьникам, а не только тем, чьи родители могут позволить себе платный кружок.

Если говорить о дошколятах, то детские сады посещают 39 584 ребёнка. Особое внимание мэра и администрации уделяется тому, чтобы обеспечить качественные условия пребывания детей в этих учреждениях, включая ребят, которые нуждаются в особом внимании. На базе детского сада «Берегиня» открыта «Лекотека» – для детей, страдающих ДЦП, имеющих задержку в развитии, проблемы с речью. В детском саду № 18 организовано 12-14-часовое пребывание для детей с ДЦП. Специальная группа для слабовидящих и слепых ребят создана на базе 89-го детского сада и так далее. В 16 образовательных учреждениях дополнительного образования действуют кружки для детей с ограниченными возможностями здоровья – технической, художественной и даже спортивной направленности. В областном центре есть театр для детей с нарушениями развития речи.

Владислав Лейкин, корреспондент:

– Сколько учреждений дополнительного образования действует в областном центре, каков процент охвата потенциальной аудитории их деятельностью?

– Таких учреждений у нас 16. Но в структуре школ есть кружки, секции. Мы увеличиваем количество программ для разных возрастных категорий, хотим максимально вовлечь и дошкольников. Могу сказать, что из 76 тысяч учащихся 45% заняты дополнительным образованием, к 2025 году планируется увеличить этот показатель до 75%.

Ольга Мутовина, обозреватель:

– У меня предсказуемый вопрос, он касается того, чего все мы, родители, ждём, – пятидневки в иркутских школах. Мы в курсе, что этот вопрос должна решать школа, но также знаем, что учебная программа не укладывается в пять дней. Наше поколение училось пять дней в неделю 10 лет, потом дети стали учиться 11 лет. Сейчас ребята в общей сложности проводят в школе 11 лет шесть дней в неделю. В каком направлении, по вашему мнению, сейчас движется этот процесс, каких изменений ждать родителям?

– Могу сказать, что все реформы образования я в полной мере ощутил на себе. У меня третий ребёнок сейчас учится в общеобразовательной школе. Стандарты нового поколения ориентированы не на парадигму знаний, для нынешнего поколения гораздо важнее уметь работать с информацией, задействовать разные источники, применять информацию в нужный момент, выполнять практические задания. Ребёнок должен размышлять, оперировать фактами, высказывать своё мнение. Иркутск и область довольно часто участвуют в исследованиях по качеству образования. Итоги такие: у ребят на хорошем уровне теория, а применить её на практике не все могут.

Образовательная программа состоит из обязательных предметов и внеурочной деятельности. Например, для начальных классов она составляет около 360 часов в год. Поэтому нет возможности уложиться в пять дней. Второй нюанс: по имеющимся данным, в субботу 70% родителей не занимаются с ребёнком. Им нужно на службу или ещё куда-то. Занятия в субботу позволяют взрослым не волноваться: ребёнок под присмотром, он будет накормлен, получит новые знания, будет заниматься любимым и необходимым видом деятельности.

Среди родителей бытует мнение, что суббота – не самый лучший день недели с точки зрения усвоения материала. Это не так, суббота – это работоспособный день, а вот четверг в этом плане действительно день сложный.

Мария Никульшеева, корреспондент:

– Александр Константинович, в нашей семье возникали сложности с тем, чтобы устроить ребёнка в детский сад. Как обстоят дела в данный момент, есть ли очередь, насколько она большая?

– Существует указ президента России об обеспечении местами в детсадах детей в возрасте от трёх до семи лет. Мы его выполняем. Но сейчас у родителей возникает необходимость отдать ребёнка в детский сад с полутора лет и даже с года. Поэтому очерёдность сохраняется. Но всем детям от трёх до семи лет мы предоставляем места в детских садах вне зависимости от месяца рождения ребёнка.

– Получается, что в группах по 30–35 детей.

– Может быть и 35 человек, если площадь группы соответствует санитарным нормам. Могу сказать, что, даже если списочная численность группы составляет 34 человека, фактическая посещаемость может составлять 24 человека. В Иркутске фактическая посещаемость менее 85% за редким исключением.

– После того, как мы наконец-то попали в детский сад, возник другой вопрос: родителям приходится платить за дополнительное образование. Хореография, английский язык, подготовка к школе и даже рисование. Я плачу до 7 тысяч рублей каждый месяц. Как контролируется дошкольное образование, почему родителям приходится за него платить?

– Чаще всего руководитель дошкольного учреждения принимает решение о привлечении педагога дополнительного образования, исходя из желания родителей. При этом у педагога должны быть лицензия, необходимое образование, программа обучения. Цену за свои услуги устанавливают специалисты, мы на них влиять не можем. Могу сказать, что мы сейчас по разным направлениям мониторим эти моменты, например, на предмет целесообразности привлечения специалистов за рамками основной образовательной программы.

– А если с ребёнком вообще не занимаются? Есть какие-то нормативы по этим занятиям, сколько часов в неделю дети должны рисовать, лепить?

– Для каждого возраста есть свои нормативы. Должны заниматься с ребёнком. Какой у вас детский сад? Уточним.

– Не только у нас такая ситуация.

– Раз в две недели я провожу городские родительские собрания для представителей всех учреждений, у нас их 131. Мы решаем многие вопросы, по которым возникли волнения, приходите и вы. Сегодня многие родители дошкольников стремятся, чтобы их ребёнок всем занимался. Стала модной подготовка к школе. Кто сказал, что перед первым классом ребёнок должен уметь читать, считать?

– Учителя об этом говорят. Когда моя старшая дочь поступала в школу, она должна была уметь до 100 считать…

Егор Щербаков, корреспондент:

– У меня племянники, я как раз занимаюсь их подготовкой к первому классу. Поэтому не понаслышке знаком с современными требованиями.

Ольга Мутовина:

– А вот моего сына просто записали в первый класс, никаких тестирований и собеседований не было. Как пришёл, так пришёл.

– Конечно, есть перекосы в некоторых учебных заведениях: тестирование, собеседование… Мы будем принимать меры. Но одномоментно этот вопрос не решить, поэтому мы взаимодействуем с родителями, многое от нас с вами зависит. Могу сказать, что часто родители сами задают высокую планку для ребёнка: чтобы он был не хуже. По мнению моих коллег, к первому классу ребёнок должен обладать хорошим словарным запасом, монологически в речи высказывать от 3 до 10 предложений, в пределах 10 считать, различать красивое и безобразное, геометрические фигуры, уметь задавать вопросы. Основная деятельность в дошкольном учреждении – игровая, никаких уроков там быть не должно.

У меня тоже внук пойдёт в следующем году в первый класс: «Папа, мы планируем отдать Тёму в центр подготовки к школе». Сходил он туда. «Тёма, чем ты занимался?» – «У нас был урок математики, нам дали домашнее задание». Мы, взрослые, превращаем жизнь наших детей неизвестно во что. Зачем? Или другой пример: ребёнку четвёртый год, пишет дома в прописи: «Нам задали!» Родители поясняют: «Моторику развивает». Да пусть он лучше рисует, лепит!

Егор Щербаков:

– Как говорит Николай Павлович Кашин из лицея № 3: «Я не знаю, кто будет учить ваших детей». Как в Иркутске обстоит ситуация с обеспеченностью кадрами?

– В этом отношении в администрации Иркутска наметилась определённая система. Первый момент – социально-экономический. Полтора года назад единовременная выплата молодым специалистам составляла 10 тысяч рублей, сейчас – 50 тысяч. Речь о дошкольных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования. Решаются вопросы с обеспеченностью жильём: за два года места в общежитиях и малосемейных общежитиях получили свыше 300 педагогов. Найдена площадка, где планируется строительство 17-этажного малосемейного общежития для работников социальной сферы: культуры, образования, медицины.

У нас наметилось хорошее взаимодействие с региональным колледжем педагогического образования и нашим педагогическим институтом в составе ИГУ. В прошлом учебном году 386 человек проходили практику на базе общеобразовательных учреждений, из них на работу пришли 287 человек. В начале нынешнего года пришло больше – 353 человека. Для молодых специалистов в течение периода от года до трёх лет действуют повышающие коэффициенты в рамках заработной платы. Работаем в системе над повышением профессионального мастерства: за молодыми закреплены наставники из числа педагогических работников учреждений.

Елена Трифонова, обозреватель:

– В соответствии с распоряжением Правительства РФ, к 2015 году российские школы должны перейти на односменный режим обучения. Насколько, по вашему мнению, это возможно в Иркутске?

– Чтобы выполнить его, к 2025–2030 годам в Иркутске необходимо построить 61 школу на 1000 учеников каждая. В областном центре разработана концепция и создана дорожная карта. Сегодня мэр Дмитрий Викторович Бердников прилагает все усилия, чтобы переход на односменное образование произошёл. Разработаны проекты строительства, капитального ремонта школ, пристроев к уже существующим – №№ 7, 9, 26, 29, 14, 57 и другим.

Вспомните школу № 19, все сомневались, что она будет построена. Начали за счёт городского бюджета, потом депутаты Госдумы, Законодательного Собрания и лично мэр добились софинансирования из федерального бюджета, 1 сентября 2018 года школа будет сдана. Сейчас проходят экспертизу проекты школ по ул. Багратиона на 1275 мест, в микрорайоне Лесной – на 660 мест и так далее. Думаю, что к 2025–2030 годам мы сможем реально посмотреть на первую смену в иркутских школах. Пусть не сразу, а постепенно.

Дмитрий Дмитриев, корреспондент:

– Меня волнуют сроки сдачи школы № 19 в Академгородке. Насколько они реальны, не повлияет ли спешка на качество строительства?

– До конца 2017 года на этом объекте должны закончить внешний контур, чтобы с января было тепло внутри и можно было начинать внутреннюю отделку. Всё идёт в плановом режиме. Мы уже работаем над концепцией новой школы, на днях встречались с директором, секреты пока не буду открывать, но школа будет совершенно другая. Планируется использовать возможности как Академгородка, так и находящихся рядом учебных заведений.

– Мы были в школе № 9 и смогли убедиться, что значительная часть учеников – дети эмигрантов из Средней Азии. Насколько им удалось встроиться в образовательный процесс?

– Школа № 9 сумела, как никакая, объединить в один коллектив разных детей с разными возможностями. У них там комфортно. И качество образования довольно высокое: девятиклассники и одиннадцатиклассники показывают хорошие результаты в ЕГЭ по русскому языку.

Наталья Мичурина:

– Одно время в Иркутске активно открывались частные школы – Вальдорфская, Школа Леонова. Но сейчас такой тенденции нет. С чем вы это связываете? Почему частная инициатива потеряла к этому направлению интерес?

– Один из моментов – экономическая составляющая. Сейчас не все родители могут платить за обучение в таких учреждениях, что в Школе Леонова, что в Вальдорфской, что в «Академии будущего». Многие находят место для своих детей в общеобразовательной школе. Сегодня такие проекты развиваются самостоятельно, без инвесторов. Могу сказать, что некоторые общеобразовательные учреждения также сотрудничают с вузами.

Юлия Ли, корреспондент:

– Моё обучение в школе как раз пришлось на время экспериментов – в основном с учебниками. Они были разные, часто чуть ли не противоречили друг другу. Насколько департамент образования может влиять на выбор того или иного учебника школой?

– У нас таких полномочий нет, все пособия и учебники – прерогатива Министерства образования РФ. Поэтому мы можем приобрести только ту учебную литературу, которая рекомендована. На бесплатной основе школа предоставляет учебник при условии, что ему не более пяти лет, при желании родители могут купить своему ребёнку новый. Но в данный момент учебник – это вспомогательный источник информации для тех ребят, которые не хотят использовать дополнительные информационные возможности.

Юлия Сергеева, обозреватель:

– Сейчас развит институт репетиторства, неужели в школе настолько слабый состав, что дети нуждаются в дополнительных знаниях, за которые приходится платить родителям?

– Мне всегда обидно за нашу школу. Наш педагогический потенциал очень хороший, и мне непонятно, почему вообще делается акцент на репетиторстве. Чтобы снять это напряжение и чтобы родители меньше платили, с декабря мы начнём в тестовом режиме, а с января на постоянной основе проводить бесплатные индивидуальные консультации учителей-предметников для дошкольников, школьников и родителей. Учителя будут распределены по округам и предметам. Кроме того, мы должны сопровождать не только ребёнка, но и педагога. Для этого мы привлекаем преподавателей-экспертов, которые задействованы в ЕГЭ, преподавателей вузов, учителей-стажистов, участвующих в проведении курсов повышения квалификации учителей. Мы помним, что преподаватели должны постоянно работать над собой.

Юлия Ли:

– По каким конфликтным вопросам родители обращаются в департамент? Как часто это происходит?

– Обращаются. Ситуации разные, зависят от образованности и понимания родителем той или иной ситуации. Могут из ситуации, не стоящей выеденного яйца, написать заявление на 5-6 листов. В таких случаях я обычно призываю спокойно поговорить с учителем, попытаться разобраться в ситуации. Ведь и учитель и родитель работают в интересах ребёнка.

Елена Лисовская:

– Коллеги, поблагодарим Александра Константиновича за визит и интересный разговор, который местами переходил в дискуссию.

– Для меня наша встреча была полезной, ведь я получил обратную связь, смог отследить моменты, на которые необходимо обратить внимание. Спасибо!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры