издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Оранжевое на чёрном

Статус территории опережающего развития и рост угледобычи добавят новых красок в жизнь Черемхова

Угольщики неофициально объявили 2018-й годом Черемхова. Объёмы добычи на разрезах, окружающих город, будут увеличены более чем на миллион тонн. Существенно возрастёт и переработка – Касьяновская обогатительная фабрика вплотную приблизится к проектной мощности, чего не было с 1989 года. Развитие и перемены к лучшему заметны и в самом городе, но они начались задолго до того, как растущий экспорт угля из России начал позитивно сказываться на отрасли. Новый завод по производству теплоизоляции, открывшийся в 2012 году, проекты ещё нескольких предприятий, которые могут быть реализованы благодаря статусу территории опережающего развития. И это не считая новых домов, социальных объектов и скверов. Перемены заметны и в том, что в довесок к гербу и гимну Черемхово обзавёлся корпоративными цветами – чёрным, символизирующим уголь, и солнечным оранжевым.

В прошлом году Черемхово отметил свой столетний юбилей, в нынешнем исполнится 275 лет со дня основания поселения, на месте которого возник город. В 1743 году у Московского гужевого тракта была поставлена ямщицкая изба. По указу Иркутской канцелярии «на черемховский станец» был «прописан» ямщик Кабаков – памятник ему несколько лет назад появился у одного из торговых центров, как и другие напоминания об истории, разбросанные по городу. А в Государственном архиве Иркутской области хранится документ о том, что на месте избы была учреждена Ямская станица. Почтовая станция и будущее поселение получили своё название от реки Черемшанки, в свою очередь, названной так из-за кустов черёмухи, в изобилии произраставших по её берегам. Село на тракте, почтовая станция – именно таково было первоначальное предназначение Черемхова. Люди здесь занимались сельским хозяйством. Потом местные жители нашли интересный чёрный камень, воспламенявшийся, если бросить его в огонь. Долгое время они использовали его исключительно для собственных нужд.

«Промышленная добыча угля в Черемховском регионе, или, как мы его называем, Черемховском кусте, ведётся уже порядка 120 лет, – рассказывает директор по операционной эффективности и контролю ООО «Компания «Востсибуголь» Кирилл Ланкин. – За всё это время она прошла несколько этапов исторического развития и сформировалась в том виде, в котором существует сейчас». Если точнее, произошло это сорок лет назад, когда под городом была закрыта последняя шахта и все горные работы стали проводить исключительно открытым способом.

Отголосок истории того времени по странному совпадению настигает нас за несколько дней до поездки в Черемхово: на первой полосе номера «Восточно-Сибирской правды» от 5 февраля 1978 года попадается заметка о том, что в эксплуатацию сдан новый разрез «Артём-4 А» проектной мощностью 2,5 млн тонн угля в год и «первые эшелоны с топливом уже отправлены потребителям». «Он расположен по соседству с разрезом «Южный», – сообщала газета. – По сути дела, и подготовку нового поля вели «южане». В основном здесь кадры с разрезов «Южный и «Храмцовский», как правило, с большим производственным стажем. […] Принято решение об организации объединённого разреза «Черемховский» на базе «Артёма-4 А» и «Южного» мощностью в четыре с половиной миллиона тонн угля. С окончанием строительства обогатительной фабрики здесь будет перерабатываться сырьё для химической промышленности».

Плюс миллион

Последовавшие события разошлись с планами по причинам, не зависящим от тех, кто их составлял. Касьяновская обогатительная фабрика действительно заработала в 1979 году, а десять лет спустя объём переработки на ней достиг без малого 3,678 млн тонн. «В своё время у нас в стране существовала плановая экономика, – вспоминает мэр Черемхова Владимир Семёнов. – Все понимали, что когда-то местные запасы каменного угля истощатся, так что нужно предусмотреть какое-то замещение угольной промышленности, чтобы город жил и развивался. Однако всё это рухнуло в годы кризиса». В девяностых в городе закрылось подавляющее большинство промышленных предприятий – не стало крупнейшей в Сибири чулочно-носочной фабрики, картонно-рубероидного завода, слюдяной и мебельной фабрик, авторемонтного завода и завода железобетонных изделий. Существенно сократились объёмы добычи и переработки угля. На стыке XX и XXI веков «Артём-4 А», в частности, был законсервирован.

Однако в 2018 году с ним, среди прочих активов, связаны планы по значительному увеличению добычи на разрезе «Черемховуголь». Работы на участке начнутся либо в конце первого квартала, либо в начале второго. В дальнейшем объём добычи на нём доведут до 250 тыс. тонн в год. На мощность в 300 тыс. тонн в нынешнем году выведут и Ныгдинское месторождение, при этом есть возможность её увеличения в дальнейшем до 500 тыс. тонн. Рост объёмов добычи запланирован и на традиционных участках – Головинском месторождении, Сафроновском поле и Таготе. В общей сложности в 2018 году в Черемхове добудут 4,69 млн тонн угля. Это на 1,015 млн тонн больше, чем в прошлом году. «Увеличение настолько серьёзное, что с 2000 года у нас таких объёмов добычи не было, – подчёркивает технический директор разреза «Черемховуголь» Дмитрий Степанов. – То есть филиал 18 лет не работал с такой нагрузкой. Кроме того, в предыдущем периоде горно-геологические условия были иными, этот уголь доставался нам, скажем так, не настолько сложно, как будет доставаться сейчас».

Пласты угля, на которых работают сегодня, не столь мощные, как четыре-пять десятков лет назад, когда добыча под Черемховом была на пике. Условия их залегания изменились. А коэффициент вскрыши по сравнению с тем же 2000 годом вырос на 30%. Иными словами, для того, чтобы добраться до угля, нужно взорвать и переместить почти на треть больше «пустой» породы. Зачем же тогда наращивают добычу? Вопрос не вызывает у Степанова удивления: «К примеру, об «Артёме-4 А» вспомнили, потому что есть понимание нормального баланса между качеством угля и его себестоимостью, – объясняет он. – Есть потребность в высококачественных углях, которые лежат в недрах». Причина этого – растущий объём экспорта угля из России. Если брать статистику Министерства энергетики РФ, то в 2013 году он увеличился на 22,45%. В 2014-2015 годах темпы роста несколько замедлились, однако 2016 год принёс прибавку в 16,54%. В прошлом году объём экспорта угля вырос на 0,79% и превысил 184,64 млн тонн.

 

«Наша основная цель – это диверсификация поставок, – отмечает, в свою очередь, заместитель генерального директора «Востсибугля» по развитию и взаимодействию с государственными органами Владимир Смагин. – Этим самым мы решаем несколько задач. По Черемхову за счёт вовлечения в эксплуатацию новых участков и увеличения объёма добычи на Головинке мы, в частности, повышаем качество угля, чтобы как можно больше отправлять на экспорт. В том числе мелкий класс – ДСШ, меньше 13 миллиметров. Раньше он шёл в основном на станции «Иркутскэнерго». Той же позиции придерживается подавляющее большинство предприятий отрасли, если не все. Они уже превзошли смелые ожидания, заложенные в долгосрочную программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года, которая была утверждена шесть лет назад. Доля экспорта в общих поставках с их стороны достигла 51,8%, тогда как в документе речь шла о том, что к 2020 году она может достичь 42,9%, а ещё через десять лет – 43,6%.

«На момент продажи СУЭКом в 2008 году «Востсибуголь» был активом, совершенно не ориентированным на экспорт, – продолжает Смагин. – Его основное предназначение было в том, чтобы обеспечивать потребности «Иркутскэнерго», почему он и был куплен компанией». Тепловые электростанции обеспечивали довольно высокий спрос на уголь, однако в «десятых» годах ситуация начала меняться. К примеру, консервация производства на «Усольехимпроме» оставила ТЭЦ-11 без крупного потребителя пара, параллельно значительное число ведущих промышленных предприятий Иркутской области предпочло или перейти на собственные мощности для генерации тепла, или снизить потребность в нём за счёт энергосбережения. Вдобавок ввод в строй Богучанской ГЭС в 2012–2014 годах изменил баланс во всей Объединённой энергосистеме Сибири.

– Поэтому рассчитывать на то, что произойдёт увеличение потребления угля, вряд ли приходится, – резюмирует Смагин. – И мы чётко понимаем, что нам определён горизонт в 9,5 миллиона тонн в год – плюс-минус полмиллиона в зависимости от водности. Но нам хочется развиваться, поэтому мы диверсифицируем экономику ещё вот с какой целью: убираем из баланса «Иркутскэнерго» достаточно дорогой черемховский уголь, отправляя его на экспорт, и заменяем более дешёвым углём Мугунского разреза, который тоже является проектным топливом для ТЭЦ. Это выгодно и нам, и энергетикам, и в целом группе «ЕвроСибЭнерго».

Скорректировать проекты, сократить простои

Для этого только в 2016 году «Востсибуголь» вложил в развитие и поддержание производственных мощностей Черемховского разреза 226 млн рублей, а в 2017 году инвестировал более 138 млн рублей. Одним из крупных проектов стал перенос экскаватора ЭШ 20/90 на Головинский участок. За четыре месяца машина под номером 53 вскрыла 642 тыс. кубометров породы, что позволило подготовить 106 тыс. тонн запасов. Дополнительно за счёт этого удалось добыть 78 тыс. тонн угля. На Ныгдинский участок переместили экскаватор чуть меньшей мощности – ЭШ 6/45. «По сути, это эффективный окупаемый проект, который позволит снизить себестоимость вскрышных работ, – отмечает Ланкин. – Мы автомобильную вскрышу, которую выполняет подрядчик, заменяем на собственную – бестранспортную».

В свете увеличения объёмов добычи в 2018 году предусмотрено обновление парка техники. В частности, для разреза планируют приобрести 55-тонный «БелАЗ», что позволит вовлечь в отработку забалансовые запасы угля на участке «Северный-5». Для буровых работ на «Артёме-4 А», Ныгдинском и Черемховском участках закупят станок DML-1200, а на Головинский участок для увеличения добычи поставят гидравлический экскаватор Hitachi ZX-470. Неизбежный рост объёма взрывных работ обеспечит смесительно-зарядная машина на базе «КамАЗа». Инвестиции в развитие разреза в нынешнем году превысят 255 млн рублей. «Мы также подготовили новые и скорректировали старые проекты по разработке месторождений, – добавляет технический директор «Черемховугля». – Или условно старые, как это было с Ныгдинской площадью, где мы изменили технологию разработки, применив комбинированную вскрышу. С «Артёмом-4 А» та же самая ситуация – провели корректировку проекта, подготовили все разрешительные документы и прошли всевозможные экспертизы. Помимо этого, мы постоянно внедряем элементы производственной системы, чтобы повысить производительность труда и уменьшить непроизводительные простои».

«Шахтёр выходит на свет – а там солнышко»

Зримые изменения происходят и в самом Черемхове. Это и оранжевые столбы со светодиодными светильниками на улице Ленина, переходящей в Первомайскую. И знак к столетию города, появившийся не так давно на Центральной площади. И расположенный рядом бассейн, который, судя по его названию, был построен к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Даже дом культуры «Горняк» выглядит по-другому – здание обшили крупными оранжевыми и коричневыми плитками. «Мы сейчас многое делаем для того, чтобы изменить некую ментальность горожан, внешний облик города, поменять тренд, – говорит мэр города Вадим Семёнов. – Раньше считалось, что Черемхово – грязный серо-чёрный депрессивный город. Но если проехать по нему, то можно увидеть яркие дома. У города появился свой корпоративный цвет – чёрно-оранжевый. Это глубоко символичная вещь: чёрные уголь и земля, но шахтёр выходит из тёмной глубины на свет – а там оранжевое солнышко».

Зимой, к сожалению, не замечаешь 15 городских фонтанов. Раньше, к слову, был только один, да и тот не работал. Зато видишь, хотя и не можешь точно подсчитать, около 4 тысяч уличных светильников. А ведь раньше их было около пяти сотен, из которых только 370 работали. «Большие улицы мы практически полностью осветили, маленькие продолжаем освещать, – с определённой долей гордости говорит Семёнов. – Стараемся максимально участвовать во всех программах по дорогам. Сдали большое количество социальных объектов – в их числе и новая поликлиника, и музыкальная школа». Список продолжает недавно построенный детский сад на 200 мест. Другой, рассчитанный на 140 ребятишек, городская администрация недавно приняла в собственность от медицинского училища. И в 2018 году планирует ввести в строй ещё один детсад.

Это косвенно свидетельствует об улучшении демографической ситуации. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2017 года, в Черемхове проживает 51,23 тыс. человек. Примерно на этом уровне численность населения держится последние пять-шесть лет. Однако подсчёты мэра показывают, что она выше. «У нас 41 тысяча избирателей, – отмечает он. – А целом в городе живёт, как мы полагаем, 57 тысяч человек. Нельзя сказать, что у нас рождаемость так и прёт, – нет, ситуации бывают разные, но прогресс налицо». Необходимо учитывать и маятниковую миграцию – тех, кто приезжает в город из Черемховского района. Плюс миграция из ближнего зарубежья. Кстати, в городе очень большая и сильная диаспора армян, много бурят, татар, башкир, азербайджанцев. «Когда я пришёл сюда, у нас не было мечети, – говорит Семёнов (а поверхностное знание местной истории подсказывает, что она была в начале XX века, потом её разрушили). – Я собрал мусульман города, но они как-то не поверили, что мы её построим. А мы построили. С церквями не так хорошо: большой кафедральный собор разрушили. Зато у нас есть Свято-Никольская церковь, а в Храмцовке мы заканчиваем строительство ещё одной церкви на народные пожертвования».

При этом с 2005 года благодаря участию в программе переселения из ветхого и аварийного жилья в городе было сдано более 80 тыс. квадратов. Три четверти новых домов построено за последние три года. «Мы не знаем, будет ли продолжена в 2019 году программа Фонда содействия реформированию ЖКХ, – замечает мэр Черемхова. – Сегодня у нас в первоочередном реестре на снос уже 100 домов, ещё 437 находятся в программе по переселению из ветхого и аварийного жилья. Нужно построить как минимум сто тысяч квадратов, чтобы переселить людей. Конечно, эта программа нужна как воздух. Это мощный толчок для развития города, ведь речь идёт не только о новом жилье, но и о рабочих местах у застройщиков – местных компаний».

«Мощности ТЭЦ позволяют отапливать весь город»

Некоторые признаки того, как параллельно с преображением города обновляется коммунальная инфраструктура, скрыты от глаз. Например, почти 49 км тепловых сетей, которые эксплуатируются менее 20 лет. Это больше трёх четвертей магистральных и распределительных трубопроводов, идущих от ТЭЦ-12, на долю которых, в свою очередь, приходится 90,6% всех сетей теплоснабжения Черемхова. Степень износа для маленького города на удивление низкая. Только 4% труб – 2,95 км – эксплуатируются более 25 лет. «Сети у нас относительно новые, если говорить о сроках последней замены, – констатирует начальник производственно-технического отдела ТЭЦ-12 Людмила Петухова. – Благодаря этому они и работают эффективно. Магистральные сети изначально в нашей собственности, поэтому мы их обновляем. Распределительные с 2005 года в аренде, договор о которой предусматривал большие объёмы перекладок. И город очень много в этой части сделал».

Если сети находятся в хорошем состоянии, то о котельных этого сказать нельзя. Когда-то их было два десятка, сегодня осталось 11, они находятся в удовлетворительном состоянии. Семь из них обслуживает муниципальное предприятие «Теплосервис». Ещё один теплоисточник, работающий на мазуте, эксплуатирует ООО «Трансвагонмаш». Он обеспечивает энергией психиатрическую больницу и два многоквартирных дома на улицах Бердникова и Чаплыгина. «Мы сейчас с помощью министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области модернизируем угольную котельную на улице Свердлова, увеличиваем мощность её агрегатов, – рассказывает Семёнов. – И строим новую теплотрассу, чтобы перевести на неё социальный объект и эти два дома». Половина работ по проекту уже выполнена. Осталось проложить ещё два километра теплотрассы, что планируют сделать до 2019 года. «Вообще, перед нами стоит очень простая задача: закрыть все котельные по программе модернизации, – резюмирует градоначальник. – Сегодня мощности ТЭЦ позволяют отапливать весь город».

Действительно, ТЭЦ-12 является основным источником тепла для Черемхова. Её установленная мощность составляет 227,8 Гкал/ч – 85,3% от установленной мощности всех станций и котельных. «Но это считается по котлам, – добавляет Петухова. – Помимо них у нас есть оборудование, которое готовит горячую воду для города. Его установленная мощность – 146 Гкал/час». Договорная нагрузка при этом не превышает 132 Гкал/ч. Однако это максимум, на деле даже в самое холодное время года потребление тепловой мощности держится на уровне 100 Гкал/ч.

Для того, чтобы удовлетворить спрос, достаточно двух котлов БКЗ-75-39 ФБ, электричество же вырабатывают две турбины суммарной мощностью 12 МВт. В общей сложности станция располагает пятью котлами – тремя БКЗ и двумя ТП-30. Ещё два ТП-30 законсервированы и не используются. «Основное направление сокращения издержек, которое мы сейчас рассматриваем, – это оптимизация избыточных мощностей, – говорит директор ТЭЦ-12 Максим Никитеев. – Они тянут за собой большие затраты абсолютно по всем статьям бюджета. Есть котельная с котлами ТП-30, которые устарели морально и физически, а есть более новая котельная с агрегатами БКЗ-75. Поэтому у нас возникла идея вообще отказаться от старых котлов и законсервировать котельную с ними». Но это потребует определённых затрат, в том числе на реконструкцию агрегатов БКЗ. Каких – покажет обоснование проекта, которое в настоящее время готовят на станции. «Это основная перспектива для ТЭЦ-12», – заключает Никитеев.

Статус обязывает

Пока же станция спокойно отработала самый холодный январь за последние 17 лет, средняя температура которого составила 22,6 градуса ниже нуля. Без проблем холода пережили и тепловые сети. А угольщики выполнили месячный план по добыче, несмотря на то что 21 и 22 января техника не работала на всех разрезах «Востсибугля». Климатический простой был учтён заранее. «Многолетние наблюдения», – делится Степанов секретом того, как его удалось предугадать и нивелировать. И это развеивает последние сомнения в том, что Черемховский разрез при наличии соответствующего спроса сможет увеличить объём добычи до 5,3–5,5 млн тонн – такую перспективу в «Востсибугле» тоже рассматривают.

Тем временем в администрации города возлагают определённые надежды на статус территории опережающего социально-экономического развития. «Решение принято президентом, но постановления правительства до сих пор нет, – поясняет Семёнов. – Сам статус даст серьёзные налоговые преференции для резидентов территории опережающего развития. Это уже совсем другая игра – город получит новые возможности». Пока речь идёт о пяти проектах, среди которых предприятия по переработке леса и дикоросов, мебельное производство. Но и без того в 2019 году ожидается пуск второй очереди завода компании «Пеноплэкс», который с 2012 года выпускает теплоизоляцию.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры