издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эксклюзивная площадка для контактов

Глава Иркутской региональной ассоциации работодателей «Партнёрство товаропроизводителей и предпринимателей» Алексей Соболь с 5 февраля приступил к исполнению обязанностей президента Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири», сменив на этом посту Константина Шаврина, руководившего организацией с 1994 года. Одним из первых шагов нового главы ТПП ВС стало обращение в правительство и Законодательное Собрание региона с предложением принять закон о торгово-промышленных палатах Иркутской области. По мнению Алексея Соболя, для развития экономики региона необходимо предоставить возможности для более эффективного взаимодействия предпринимательского сообщества с представителями власти. Наш собеседник считает, что одним из элементов такого сотрудничества может стать наделение ТПП ВС правом законодательной инициативы.

– Потребует ли ваша работа в качестве главы ТПП ВС оставить работу в Некоммерческом партнёрстве товаропроизводителей и предпринимателей, которым вы сейчас руководите?

– Формально нет. Ассоциация – общественная организация, и я могу совмещать обе должности. Но считаю нужным подать в отставку с поста руководителя партнёрства товаропроизводителей и работодателей в ближайшее время, чтобы сконцентрироваться на ТПП ВС.

– Что представляет собой сегодня Союз «ТПП ВС», что составляет финансовую основу его существования?

– Начнём с того, что ТПП ВС создана ещё в 1974 году. Я сам связан с ТПП ВС последние 28 лет. Эти контакты начинались ещё в 1989 году, когда я работал начальником отдела внешних связей Иркутского алюминиевого завода. В то время мало кто знал, как вести внешнеэкономическую деятельность, что такое таможенное декларирование и тому подобное. В ТПП ВС мы этому учились.

Сегодня союз объединяет 281 предприятие. 70% членов палаты – представители малого и среднего бизнеса. Анализ показывает, что в последнее время ТПП ВС стала отставать от палат других регионов СФО не только по членской базе, но и по спектру предлагаемых услуг. Мы видим, что часть организаций теряет связь с нами, кто-то из наших членов вовсе прекратил своё существование. Но я полагаю, что бояться такой динамики не надо: бизнес – живой процесс, одни уходят – другие приходят. Скажу лишь, что бюджет ТПП ВС (а это около 50 миллионов рублей) только на 10% наполняется за счёт членских взносов. В основном наши финансовые ресурсы формируются из оплаты услуг, предоставляемых палатой. Это экспертиза, сертификация, обучение, оценка, переводы, помощь в ведении внешнеэкономических, внешнеторговых контрактов.

– Каковы сейчас ожидания по отношению к этому институту?

– От нас ждут расширения спектра услуг, их обновления в соответствии с современными требованиями. Мы видим заинтересованность в конструктивном диалоге между всеми ветвями власти и бизнесом, поддержке молодого, только возникающего бизнеса, которому сейчас приходится очень непросто.

– В ТПП ВС впервые за много лет произошла ротация в руководстве. На чём вы сосредоточитесь? Есть ли у вас план действий?

– Если бы его не было, я бы не согласился сюда идти. Для нас очевидно, что ТПП ВС начала терять динамику по ряду объективных и субъективных причин. Поэтому мы ставим задачу повысить эффективность союза. ТПП ВС лидировала в очень многих начинаниях. Здесь работают одни из лучших экспертов в сфере сертификации. У нас создана мощная база по организации контактов со странами АТР. Вспомните, когда-то при палате был создан Японский информационный центр.

В целом международное и межрегиональное сотрудничество является ключевым направлением деятельности Союза «ТПП ВС». Сегодня мы предлагаем квалифицированную помощь при выходе на внешний рынок, в том числе за счёт организации многосторонних торгово-экономических миссий для представителей предпринимательского сообщества.

Очень интересная тема, которая выделяет нашу палату, – открытие в Иркутске в апреле прошлого года отделения Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) при Торгово-промышленной палате РФ. Это ведущий в России и странах Европы третейский суд по решению коммерческих споров международного характера. Таких отделений в нашей стране всего четыре. Они работают в Иркутске, Казани, Ростове-на-Дону и Уфе. Причём в зоне ответственности Иркутского отделения МКАС огромная территория – Сибирь и Дальний Восток. В том, что представительство Международного коммерческого арбитража появилось в нашем регионе, конечно, и большая заслуга лично Константина Семёновича Шаврина.

Кроме того, мы хотим восстановить систему обучения представителей малого и среднего предпринимательства. В своё время здесь, на базе ТПП ВС, был организован центр дополнительного образования. К сожалению, в прошлом году он не работал.

– Сейчас конкуренцию палате, особенно в вопросах образования, составляют коммерческие структуры и образовательные учреждения.

– Не забывайте, Торгово-промышленная палата вместе с этим – эксклюзивная площадка для контактов между всеми: крупным, средним, малым бизнесом, всеми ветвями власти. И ещё надо учитывать, что это институт старый и авторитетный не только в России (во всех субъектах федерации, во многих городах созданы палаты).

К тому же, повторюсь, ТПП – это система международная. Поэтому многие вопросы, которые возникают сегодня у бизнеса, нам достаточно просто решать. Вот вчера пришёл человек с проблемой: ему необходимо проработать вопрос поставки в Японию каких-то продуктов. Пожалуйста, мы его сегодня связываем с торгпредставительством, с представителем ТПП при посольстве Японии и так далее. У нас такие инструменты есть. Этим мы интересны, хороши. Поэтому мы будем востребованны и в перспективе.

На последнем заседании совета мы приняли решение поддержать идею создания при палате бизнес-приёмной. В Бурятии, например, подобная приёмная уже работает. В ТПП РБ ежемесячно собирают заявки, жалобы, просьбы предпринимателей, которым нужна помощь в решении вопросов, связанных с деятельностью представителей власти, контролирующих органов. В соответствии с запросом организовывают тематические встречи. Надо понимать, что представителям бизнеса самим выйти на первых лиц в руководстве этих структур проблематично, вести на равных диалог с ними тоже трудно. А на площадку ТПП мы можем пригласить тех чиновников, общение с которыми актуально на данный момент.

– Насколько, с вашей точки зрения, необходимо возвращать влияние ТПП ВС на принятие решений, связанных с жизнью региона, его экономикой?

– Дистанцироваться от этих тем мы уж точно не намерены. Будем как можно активнее в них включаться. Разговор об этом шёл и с губернатором (Сергей Левченко давал свои рекомендации для согласования моей кандидатуры на пост главы ТПП ВС), и со спикером Законодательного Собрания. Власть и палата должны работать в будущем более тесно. Заинтересованность в этом чувствуется: на нашей площадке и власть может решать многие вопросы, связанные с развитием бизнеса, различных отраслей экономики, экспертизой законопроектов.

Одно из предложений, которые я уже сделал правительству и Заксобранию, – подготовить и принять закон о торгово-промышленных палатах Иркутской области. Он упорядочит всю систему взаимоотношений между палатами и властью, определит порядок взаимодействия. Кроме того, мне кажется, было бы весьма полезно, если бы палату наделили правом законодательной инициативы.

Прецеденты принятия подобных законов есть в других регионах. Мы рассчитываем, что такой закон будет принят и у нас. Это, в свою очередь, повысило бы статус палаты в регионе.

– На предложение разработать региональный закон о ТПП уже имеется реакция? Как сейчас оцениваются перспективы его принятия?

– Одно дело – обращение, другое дело – официальное поручение правительству либо депутатскому корпусу. Предложение в адрес спикера ЗС Сергея Брилки и губернатора Сергея Левченко принять соответствующий региональный нормативно-правовой акт на основе разработанного ТПП России модельного закона было направлено в начале февраля. Но его надо региональным содержанием наполнить.

Хотелось бы, конечно, чтобы площадка палаты использовалась активнее не только властью. Мы открыты для сотрудничества и совместных проектов с другими общественными организациями. Взаимодействовать, интегрировать разные институты в интересах развития экономики – это и есть наша работа.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры