издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чудо не произошло

Общественница Елена Поликутина осталась на улице

Областной суд поставил точку в деле о выселении Елены Поликутиной, председателя Федерации детских организаций Иркутской области, из помещения на Чкалова, 29а, в котором она жила вместе с сыном последние 20 лет. Основной вопрос для неё теперь – как забрать имущество, которое осталось под замком. Забрать цивилизованно, чтобы каждое посещение бывшего места жительства не было похоже на очередную серию драмы или даже трагедии.

После выселения Елена дважды смогла попасть в своё бывшее жилище. И оба раза заканчивались приступом и вызовом «скорой помощи». После второго посещения и приезда медиков женщину госпитализировали в стационар. Елена вышла из больницы и хлопочет, чтобы снова попасть в опечатанное помещение и вынести архив Федерации детских организаций и личные вещи. Судебные приставы забрали часть оборудования: компьютеры, принтер, ксерокс, мониторы, колонки, мультимедийный проектор. Общественница не смогла их убедить, что это имущество организации, а не её личное. Собственно, это и спровоцировало очередной приступ.

Существует стереотип, что на улице могут оказаться исключительно люди опустившиеся, пьющие, безработные. Унизительное слово «бомж» вызывает в воображении не слишком притягательные образы. Безусловно, Елена не вписывается в общепризнанные стандарты. Единственный её изъян в том, что всю жизнь она была увлечена работой, заботилась о благе других. Активистка, она всегда была на виду. Люди, которые сейчас находятся «у руля» области, были её соратниками, товарищами по работе. Внезапно оказалось, что товарищи – уже не товарищи, а господа. И живут не в коммунальных квартирах, а в коттеджах. И лишь Елена, по-прежнему увлечённая идеями детского движения, вынуждена искать, где переночевать в ближайшие сутки.

В регионе – да и за пределами Иркутской области – Елену Поликутину знают по таким крупным проектам, как «Байкальское кольцо», «Сталкер», «Таёжные робинзоны», «Долина приключений», «Лидер», «Школа социального проектирования», «Школа социального успеха» и так далее. Тысячи ребятишек со всей страны и из соседних государств участвовали в экспедициях и программах, организацией которых занималась Елена Поликутина. Она продвигала идеи развития детского движения, когда это было никому не нужно и не выгодно.

Она консультировала, помогала зарегистрироваться детским организациям области, оказывала поддержку в подготовке документации, разработке проектов. С её помощью на воплощение своих идей детские организации области получили из федерального бюджета более трёх миллионов рублей. Заслуги Елены Поликутиной не раз были отмечены на федеральном и региональном уровнях.

Более подробно о судьбе Елены Поликутиной «Восточка» рассказывала в номере от 10 апреля 2018 года (статья «Вся жизнь – одни скитания»). После выхода материала редакция обратилась к людям, которых Елена знает десятки лет и которые хорошо знают её. Не будем называть имена, скажем лишь, что это публичные личности, не обделённые ресурсами. Очень жаль, но наши просьбы не были услышаны. Как говорится в пословице: «Сытый голодного не разумеет».

Не только о помощи в решении квартирного вопроса просили мы. Важна любая поддержка. Елена осталась без жилья, без своих вещей, без денег. На протяжении трёх десятков лет чиновники обещали предоставить женщине квартиру. Не выпячивая себя, Елена терпеливо ждала.

Последние 20 лет они с сыном жили в офисе Федерации детских организаций. Соорудили маленькую кухоньку, в санузле приспособили место для проведения гигиенических процедур. Поэтому судебный процесс об освобождении помещений формально не был осложнён выселением людей. По бумагам собственник – министерство имущественных отношений Иркутской области – попросил «на выход» Федерацию детских организаций. А тот факт, что там, в этом офисе, живут два человека, делу нисколько не помешал. Приставы спилили замки, поставили новые.

Елена до последнего не верила в то, что её могут так бесцеремонно выкинуть на улицу, ничего не предложив взамен. Она оказалась не готова к худшему варианту развития событий. «Собственник имеет право поступать со своим имуществом так, как посчитает нужным. Елена изначально находилась в этом помещении «на птичьих правах». К тому же речь идёт о нежилом помещении. Если это жильё, есть список людей, которых выселить невозможно. Здесь же нормы Жилищного кодекса не работают», – пояснил ситуацию юрист Игорь Льгов.

По мнению специалиста, чтобы исполнение решения суда прошло менее болезненно, следовало максимально оттянуть момент выселения (подавать ходатайства об отсрочке решения суда) и заранее готовиться к переезду (вывезти вещи). «Сложнее, если приставы изымают имущество. В этом случае должнику необходимо сообщить при изъятии, что это не его вещи. Владелец имущества должен предоставить, во-первых, документы о собственности, во-вторых, обосновать, почему вещи оказались у должника. Довольно хлопотная процедура, – заключил Игорь Льгов. – Поэтому было бы лучше, если бы к приходу приставов в помещении не было лишнего имущества».

Сейчас каждый визит в бывшее жильё – новая порция унижений для Елены. Приставы не разрешают ей спокойно собрать вещи, требуют выносить всё на лестничную площадку, грубо обращаются и оскорбляют. Когда к Елене приехала «Скорая», приставы не пускали медиков в помещение, а её саму называли симулянткой. Во второй раз Елену вывели на площадку и оставили там. Осмотр и медицинскую помощь медики оказывали женщине, лежащей на картонных коробках в коридоре. Оттуда её забрали в больницу. Чтобы не спровоцировать новые приступы, пока Елена воздерживается от общения с судебными приставами.

Больше месяца Елена не имеет доступа к своей банковской карте. Приставы заблокировали её счета. Это в законе написано, что государство может удерживать не более половины доходов. На деле женщину полностью лишили денег. Елена не может пользоваться даже частью своей пенсии. Она писала заявления в Службу судебных приставов, чтобы сотрудники действовали по закону, высчитывали не более того, что положено. Куда уходят эти заявления – загадка. Прошли уже все сроки, а реакции нет.

Стереотипы советского прошлого, подкреплённые потоком официоза, дают ложную иллюзию социальной защищённости. Даже попав в сложную ситуацию, люди до последнего верят, что их слабый голос будет услышан, а бывшие «товарищи», стоящие у власти, воздержатся, не станут выгонять на улицу общественников. Однако маски сброшены. Всё встало на свои места.

Коммунистическое правительство демонстрирует, с какой непринуждённостью можно очистить целый этаж от детских организаций, правопреемников пионерии. По одной из версий, площади планируется отдать в аренду под центр красоты. Такой вариант вполне допустим с точки зрения закона. Как уже говорилось, собственник волен поступать со своим имуществом так, как захочет. Только тогда уж областной власти не надо заявлять, что мы движемся семимильными шагами к обществу социального благосостояния.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры