издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ночь под звёздами

В Шелеховском районе прошли 55-е выездные наблюдения Иркутского планетария

«Вы в числе очень немногих людей на планете, кто видел объекты глубокого космоса своими глазами», – рассказывает директор Иркутского планетария Павел Никифоров. На часах полночь, на улице полная темнота, градусник показывает минус 20, и над нами огромное звёздное небо. Мы в 72 км от Иркутска, в пади Глубокая в Шелеховском районе. В истории Иркутского планетария это уже 55-е выездные наблюдения звёзд, планет, объектов глубокого космоса. Почти пять лет без перерывов продолжается это «космическое путешествие». Несколько раз в месяц у иркутских астрономов рабочий день затягивается до 3-4 ночи. Закончив лекции в планетарии, они грузят в машину телескоп. И едут показывать небо тем, кто в ночь готов добраться до Глубокой, чтобы посмотреть на планеты, туманности, звёзды.

Выездные наблюдения Иркутский планетарий проводит с августа 2015 года. Почти пять лет – как по часам, не пропуская их ни летом, ни зимой, ни в межсезонье. «Так совпало, что первые наблюдения в 2015-м мы провели в ночь с 13 на 14 августа, – рассказывает пресс-секретарь планетария Евгения Скареднева. – Уже потом мы поняли, что странным образом даты совпали: в 2005 году 14 августа ушёл из жизни руководитель Иркутского астроклуба, учитель многих иркутских астрономов, в том числе и Павла Никифорова, Эдуард Георгиевич Зуев. У него и день рождения тоже в августе. И с тех пор мы не пропустили ни месяца, серия выездных наблюдений не прерывается».

В пади Глубокая стоит тишина, это непривычно для городского жителя. Не слышно ни проезжающих машин, ни работающих уборщиков, только звуки железной дороги время от времени прорываются… И небо – с огромным количеством звёзд. У Павла Никифорова в руках лазерная указка, при помощи которой он показывает звёзды и созвездия. Когда в небе летит самолёт, указку убирают, чтобы не помешать движению воздушного судна. У жителей Глубокой есть примета: если видишь в небе зелёный луч, значит, астрономы рядом, можно прийти и посмотреть в телескоп. «Вот перед нами Большая Медведица! А знаете, что у неё есть морда? – говорит директор Иркутского планетария, и его указка скользит по всем известному ковшу. – А вот и передняя лапа, и когти, задняя лапа с когтями… А вот перед нами созвездие Персея, Андромеда, вот здесь Вега, летняя звезда, а вот Бетельгейзе, которая может рвануть в любой момент… Давайте начнём с туманности Андромеды, пока она нам ещё может показаться. Всё, что вы видите сейчас, это звёзды нашей галактики Млечный Путь, а туманность Андромеды точнее говоря, галактика Андромеды – это самый дальний объект, видимый невооружённым глазом. Если у вас хорошее зрение, её можно увидеть на небе и без помощи телескопа. Но мы будем смотреть её в телескоп, хотя туманность и низко над горизонтом, но небо сегодня хорошее».

Когда ты думаешь о телескопе, в голове обычно возникает образ некой красивой трубы на треноге, как в фильмах о звездочётах. Но тут телескоп совсем не такой. Глядя на него, дети часто говорят: «Ух ты, пушка!» Он и правда больше похож на пушку, наведённую в небо. Астрономы обычно отвечают: «Да, давайте выстрелим из этой пушки на два с половиной миллиона лет». Павел Никифоров и его коллеги, часто наблюдающие звёздное небо, уже могут определить, какая погода хороша для наблюдения галактик, а какая, к примеру, для наблюдения двойных звёзд. Причём морозная погода, которая для людей, может быть, и не очень приятна, для наблюдений – самое то, потому что мороз обычно бывает при ясном небе. Впрочем, настоящих любителей приключений мороз не отпугивает. Например, астрономы и представить не могли, что люди приедут на наблюдения, когда мороз был минус 37, и тем не менее на месте встречи они увидели людей – те терпеливо дожидались начала наблюдений. «Тогда мы смотрели так: глядим на два объекта в телескоп – и бежим греться к машине», – рассказывает Евгения Скареднева.

Кто приезжает на наблюдения? Самые разные люди. Это работники банков, юристы, музыканты, отставные военные, туристы. Одна дама, финансист, стала постоянным участником наблюдений, а потом начала работать волонтёром на вечерах «тротуарной астрономии». А началось всё с наблюдений в Глубокой, где ей очень понравилось. «Я получаю от этих поездок какое-то вдохновение», – говорит она. Приехали как-то отец с сыном, которые купили телескоп и хотели побывать на наблюдениях, чтобы просто поучиться им пользоваться. Но ночные путешествия в Глубокую их затянули, и теперь они ездят постоянно. Очень часто люди просят показать на небе какое-нибудь зодиакальное созвездие или Полярную звезду. «Видят Сириус и начинают кричать: «Это Полярная звезда!», – рассказывает Евгения Скареднева. – Есть такое убеждение у людей, что Полярная звезда обязана быть самой яркой на небе, потому её часто путают зимой с Сириусом. А на самом деле Полярная звезда ничуть своей яркостью не поражает, даже ковш Большой Медведицы будет ярче, чем она».

– Честно, я не люблю зиму, мне она не нравится, мне холодно, – говорит Евгения Скареднева. – Меня может с зимой примирить то, что можно вот так выезжать и смотреть на небо.

У телескопа время пролетает незаметно, и ты начинаешь забывать, что вообще-то мороз, а руки и ноги уже намекают, что пора бы прервать процесс общения с глубоким космосом. «Есть такая штука – интересно мозгу, тело не чувствуешь, – говорит участник наблюдений Илья. – А потом, когда начинаешь тело чувствовать, – ё-моё, у тебя же ноги совсем замёрзли, пальцы как ледышки!» Прячемся в машине, под звуки «Ундервуда» идёт рассказ о звёздных городках мира, о том, как на Байкале снимался фильм «От Чиксулуба до Тунгуски», который есть сегодня в репертуаре Иркутского планетария, как мексиканская группа на корабле догоняла на Байкале майский тающий лёд…

В начале февраля Павел Никифоров с коллегами отправится в Нижнеудинск и Алзамай, туда необходимо доставить телескопы в рамках проекта «Телескопы для всех». В прошлом году на сайте Planeta.ru прошёл сбор средств на покупку телескопов для небольших городов и посёлков Иркутской области. По итогу проект «Телескопы для всех» собрал более 160 тыс. рублей. Ещё пять телескопов подарил проекту инвестор и визионер Александр Шульгин. Сейчас телескопы доставлены в село Белоусово Качугского района, Мишелёвку Усольского района и в Киренск, в Хужир на Ольхоне. Ольхонский телескоп получил имя Эдуарда Георгиевича Зуева. Уже в этом году стало известно, что проект Иркутского регионального астрономического общества и Иркутского планетария «Телескопы для сибирских деревень», являющийся продолжением этой инициативы, получил поддержку Office of Astronomy for Development (OAD), подразделения Международного астрономического союза. Это единственный проект из России, получивший грант. Телескопы, которые приобретут на деньги гранта, как и астрономические инструменты проекта «Телескопы для всех», передадут любителям астрономии в сёла, посёлки и города Иркутской области. Задачей людей будет проводить бесплатные публичные наблюдения в своих населённых пунктах, поддерживая международные просветительские акции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры