издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Беспрецедентное увеличение

Резервный фонд бюджета Иркутской области вырос до полутора миллиардов рублей

Коронавирус снова стал главной темой внеочередной сессии Законодательного Собрания Иркутской области, которая состоялась 10 апреля. О ситуации в регионе депутатам рассказали временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Кобзев и исполняющая обязанности министра здравоохранения Наталия Ледяева. На сессии были приняты поправки в бюджет, которые увеличили резервный фонд области до полутора миллиардов рублей. Эти средства пойдут на закупку аппаратов ИВЛ, создание коечного фонда – меры, которые помогут бороться с коронавирусной инфекцией.

«Подушка безопасности должна быть»

Игорь Кобзев прибыл на сессию за два часа до оперативного штаба по коронавирусу, который собирается в регионе дважды в день. Глава бюджетного комитета ЗС Наталья Дикусарова заметила, что впервые за четыре года глава области присутствует на сессии, где вносятся изменения в бюджет. Предыдущий губернатор Сергей Левченко с депутатами по этому поводу не общался.

«Основной орган, который будет рекомендовать тот или иной режим на территории региона, – санитарная эпидемическая комиссия, – сказал Игорь Кобзев. – Она создана моим решением, туда вошли все специалисты, которые в этой области имеют большой опыт и соответствующие профессиональные знания». Кобзев сообщил, что на оперативном штабе специалисты высказали обеспокоенность аналитическими цифрами по заболеваемости за последнюю неделю. «Мы взяли на учёт и внебольничную пневмонию и видим, что у нас за сутки идёт увеличение в среднем от 40 до 60 человек, – сказал врио губернатора. – На сегодняшний день количество пациентов с внебольничной пневмонией по области составляет 1004 человека». Эти данные, как подчеркнул Игорь Кобзев, и служат основой для принятия решения о продлении режима самоизоляции. Под врачебным наблюдением сейчас в области находится 5861 человек.

По словам Игоря Кобзева, сейчас усиливается «внешний контур» и все, кто самолётами прибывает в Иркутскую область, обязательно самоизолируются. Жители Иркутской области – на дому, транзитные пассажиры – в обсерваторах. Сегодня на изоляции 320 «транзитников». «Мы понимаем, что количество рейсов не останавливается, и мы этот формат будем дальше использовать», – сказал врио губернатора. Проверки показали, что люди, которые в обязательном порядке должны быть на карантине, нарушают эти требования, подчеркнул Игорь Кобзев. Как нарушают и их родственники. «По предварительным расчётам, каждый четвёртый житель, который находится на самоизоляции, самостоятельно покидает квартиру, используя любые предлоги», – заметил Игорь Кобзев. Он предложил наделить муниципалитеты контрольными функциями, чтобы те могли проводить проверку соблюдения режима самоизоляции. Люди будут получать административные штрафы. Идёт работа с полицией. Рассматривается возможность отслеживания по телефонам тех, кто обязан находиться дома.

Правительство и парламентарии сформировали подходы к организации лечения коронавируса и пневмонии в медучреждениях. Глава региона заявил, что обсерваторы будут созданы во всех районах Иркутской области. Он отметил, что будет в два раза повышена заработная плата всем медикам и тем, кто будет участвовать в тестировании, транспортировке и лечении коронавирусных больных. Медработники и обслуживающий заражённых персонал получат контракты на страхование жизни и здоровья. Все, кто контактировал с пациентами, раз в неделю будут тестироваться на коронавирус. «Комплекс ограничительных мер сегодня позволяет нам в целом контролировать ситуацию, – сказал врио губернатора. – Но всё, что происходит далее, – это уже распространение инфекции между жителями внутри Иркутской области. Поэтому принимаются вот такие точечные решения по продлению режима самоизоляции».

Врио губернатора объяснил, что пополненный резервный фонд позволит оперативно реагировать на критические ситуации с коронавирусом, которые могут возникнуть. «Так называемая «подушка безопасности» должна быть. И любой вариант развития событий должен сформировать решение, естественно, с финансовым обеспечением», – сказал Игорь Кобзев. Он предложил отсрочить для жителей выплаты по капремонту, не требовать выплат за вывоз мусора на период самоизоляции, но эти решения ещё не приняты. С крупным бизнесом есть договорённость о строительстве трёх инфекционных блоков в районах Иркутской области.

«Это наш резерв доверия»

Глава области внёс в парламент проект закона, увеличивающий резервный фонд до полутора миллиардов рублей. «Источником увеличения предлагается установить увеличение дефицита областного бюджета, который составит 9,8 миллиарда рублей», – сказала и.о. министра финансов Иркутской области Наталья Бояринова. На эти деньги планируется создать новые места для инфекционных больных, закупить дополнительное медицинское оборудование. Кроме того, резервный фонд будет расходоваться на любые ЧС, которые могут произойти, подчеркнула она. В первую очередь это касается паводков и лесных пожаров.

Депутат Андрей Маслов заметил, что в этом году будет много выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот, отсрочек по региональным и местным налогам, а государственный долг вырастет. Как регион намерен выходить из этой ситуации и не будет ли нарушен закон, поинтересовался депутат. Наталья Бояринова сообщила, что президент и Госдума в конце марта – начале апреля сняли определённые ограничения по дефицитам, госдолгам и перемещению бюджетных ассигнований в рамках уже действующих на территории страны бюджетов. «Как у нас вообще будет меняться бюджет, какие у него будут основные показатели?» – спросил депутат Сергей Бренюк. Наталья Бояринова сообщила, что с марта финансово-экономический блок правительства мониторит ситуацию с доходами. 2019 год был завершён по собственным доходам в 144,3 млрд рублей, а при вёрстке бюджета на 2020 год было заложено 148 млрд рублей. Однако если в прошлом году средняя цена на нефть была 60,9 доллара за баррель, то в конце марта 2020-го она упала ниже 13 долларов за баррель. «Это очень серьёзный вызов для нашего региона», – сказала и.о. министра. Правительство направило всем налогоплательщикам, в первую очередь нефтедобывающего сектора, письма с просьбой направить их прогнозы до конца 2020 года. Бояринова уверила, что все социальные обязательства перед жителями региона – по выплате зарплат, пособий и стипендий – будут выполнены в срок и в полном объёме.

Депутат Кузьма Алдаров напомнил про проблемы подтопленных территорий. Фермеры Тулунского района, пострадавшие во время второй волны наводнения, потеряли урожаи и доход, но компенсации не получили. Игорь Кобзев обещал взять вопрос на контроль. Парламентарий Антон Романов поинтересовался: «Можно ли подробно изложить, куда будет расходоваться резервный фонд? Откуда такая цифра – полтора миллиарда? У нас идёт бесконтрольное наращивание государственного долга. Не уйдут ли эти деньги, не растворятся в песке?» Наталья Бояринова категорически не согласилась с формулировкой о бесконтрольном росте госдолга. Расходы из резервного фонда осуществляются только на основании постановления правительства Иркутской области, напомнила она. Отчёт о расходах фонда каждый квартал направляется в Контрольно-счётную палату. «Мы не будем, как вы говорите, транжирить, а организуем работу на упреждение, – сказал Игорь Кобзев. – Сформируем 1,2 тысячи коек, которые должны быть полностью под кислородом. И основная задача наша – чтобы эти койки функционировали не на бумаге, а реально».

Он также отметил, что регион не застрахован от повторения паводков и пожаров, потому средства фонда будут чётко расходоваться только на эти нужды. Антон Романов сказал, что удовлетворён ответом губернатора, но подчеркнул, что расходы резервного фонда будут под контролем депутатов. Виктор Побойкин напомнил коллегам, что в качестве мэра района он прошёл семь пожароопасных периодов. И отлично понимает, что рубль, которым можно распорядиться оперативно в условиях ЧС, стоит 100 рублей с недельной отсрочкой. «Сегодня регион, страна, мир столкнулись с ситуацией, которой никогда не было. И оперативность принятия решений – это возможность спасти жизни», – сказал депутат.

– Увеличение размера резервного фонда беспрецедентное, – сказал спикер ЗС Александр Ведерников. – Алтайский край – 150 миллионов, Новосибирская область – 600 миллионов, Томская – 300, Краснояский край – 500, Кемеровская область – 100, Омская – 200. 1,3 миллиарда, которые, я уверен, будут направлены в резервный фонд, – это выражение нашего резерва доверия к принимаемым главой региона мерам. Нужно, чтобы у профессионального спасателя был набор и финансовых полномочий спасти Иркутскую область.

Проект закона был принят в первом чтении, в перерыве сессии было проведено заседание комитета, изменения в бюджет приняли во втором и окончательном чтениях.

Глупость курортников

На этой же сессии и.о. министра здравоохранения Иркутской области Наталия Ледяева рассказала о готовности медицинских учреждений к коронавирусной инфекции. Это был ответ на депутатский запрос. Сегодня остро стоит вопрос с внебольничной пневмонией. Хотя число случаев не превышает показатели 2019 года, но трудность заключается в том, что медики не могут сразу определить, коронавирусная это пневмония или внебольничная. На первых этапах заболевания протекают идентично. Кроме того, коронавирус зачастую протекает бессимптомно.

На карантине оказались из-за выявленных больных больница № 10, больница ИАПО, больница ИНЦ СО РАН и Диагностический центр. Сейчас карантин там заканчивается, пока заболевших не выявлено. В случае, если заболеваемость в Иркутской области превысит порог более 500 человек, регион развернёт 1195 койко-мест. Кроме ныне имеющихся резервов Иркутской областной инфекционной больницы (250 коек, 221 из них с подводкой кислорода) Братская районная больница готова будет предоставить 180 мест, госпиталь ветеранов – 200, Ангарская городская больница – 90, Иркутская городская больница № 10 – 250 мест. Если ситуация станет совсем критической, будет задействован Ангарский городской перинатальный центр – 90 коек.

Между тем в больницах области, судя по рассказу Ледяевой, создаётся парадоксальная ситуация, когда пациенты из обсерваторов находятся в привилегированном положении. Из отделения на 50 коек Ангарской городской больницы № 1 вывезли всех хирургических пациентов, чтобы прооперировать только одну женщину, которой 91 год. Её особенность лишь в том, что она из обсерватора, в изоляции у неё воспалился аппендикс. В ангарскую больницу были устроены и несколько беременных, прибывших из Таиланда. То же самое происходит в Братске: под приехавших из-за рубежа пациентов выделяются койки, а обычные больные спешно уходят в другие учреждения. При этом беременных, которые лечились в Иркутске на Горького, 36, вывели в другие больницы, поскольку в этом месте оборудованы койко-места под «корону». Получается, что для людей, которые в разгар эпидемии выехали за рубеж и попали по возвращении в обсерваторы, сейчас создаются исключительные лечебные условия. Женщин, которые рисковали своим здоровьем и здоровьем ещё не родивших детей, теперь особенно бережно ведут во время беременности. А обычные хирургические больные и беременные вынуждены экстренно перемещаться в другие медучреждения.

В минздраве пояснили: другого выхода нет, приходится изолировать безответственных курортников. В регионе нет спецучреждения для пациентов такого рода, потому спешно приходится переоборудовать отделения обычных больниц. Только эти меры позволят сдержать распространение коронавируса. Но вопрос о том, будут ли хоть как-то наказаны люди, которые подвергли себя и окружающих опасности ради сомнительного отдыха за границей, остаётся за скобками. Ледяева отметила, что многие люди скрывают свои поездки и контакты с заражёнными. Одна женщина приехала из Улан-Удэ с ребёнком в Осинский район, уже имея на руках предписание о самоизоляции, грубо его нарушив. Её пришлось госпитализировать в Иркутской области.

Теперь все обследования проводятся в Иркутском противочумном институте, ставшем референт-центром. Нужды отправлять материал в Новосибирск нет. В регионе в скором будущем развернутся 11 лабораторий. Законтрактованы аппараты ИВЛ на 24 и 110 млн рублей, однако первые из них поступят в Иркутскую область только 15 мая. Есть дефицит респираторов и противочумных костюмов. Будет поставлено более 500 костюмов и более 10 тысяч респираторов. 95 млн рублей региону уже выделила Федерация на повышение зарплат медработников, работающих с «короной». Указом губернатора эти категории медиков получат увеличение зарплат в два раза.

Депутат Андрей Маслов сообщил, что в одной из больниц Иркутска закрыли на карантин всех, включая тех пациентов, которым нужно было на следующий день выписываться. Люди провели в больнице лишние две недели. «Пройдёт какое-то время, мы поставим оценку министерству здравоохранения, но уже сегодня нам кажется, что минздрав работает недостаточно эффективно, – заявил Маслов. – В области нет масок в достаточном количестве, нет перчаток, дезинфицирующих средств, аппаратов ИВЛ, больничных коек». И.о. министра пояснила, что сейчас под коронавирус, к сожалению, переоборудуются отделения обычных больниц. Кроме того, пациентов с пневмонией, вызванной этой инфекцией, определяют не сразу, а через какое-то время после поступления. Из-за этого вводят карантины, которые неизбежны.

Депутат Евгений Сарсенбаев предложил более активно задействовать сайт минздрава в плане работы волонтёров, активнее использовать помощь частных жертвователей (составить перечень потребностей медучреждений, указать их контакты), привлечь сотрудников ГИБДД для выявления водителей с высокой температурой, в местах массового скопления людей организовать пункты контроля с дезинфекторами, бесплатными масками. А на предприятиях предусмотреть возможность делать тесты на местах. Парламентарий Галина Кудрявцева обратила внимание на студентов, которые живут в общежитиях, где совсем нет ни систем контроля, ни бесплатных масок. Депутат отметила скудность информации, которая поступает о больных или умерших, что вызывает домыслы и панику среди людей.

Депутат Артём Лобков поинтересовался, какие конкретно доплаты и каким категориям медработников будут осуществлены. «В указе губернатора сказано, что перечень должностей, представители которых будут получать доплату, определяется минздравом, – заметил Лобков. – Если в указе президента РФ есть чёткий перечень должностей, то у нас нет». С аналогичным вопросом выступил депутат Антон Романов, попросив уточнить объём средств на эти выплаты и их источники. Наталия Ледяева пояснила, что пока нет суммы, которая должна быть заведена в бюджет на повышенные выплаты, поскольку считаться всё будет по итогам карантина, который неизвестно сколько продлится. Артём Лобков отметил, что помощь коронавирусным больным будет оказываться в трёх точках региона – в Иркутске, Братске, Ангарске, а как же быть с больными на остальной территории огромной Иркутской области? Люди с лёгкими случаями коронавирусной инфекции в северных территориях будут транспортироваться в Братск, тяжёлые пациенты будут вывозиться санавиацией в Иркутск, заявила и.о. министра.

Депутат Анатолий Обухов обозначил проблему с донорской кровью, Наталия Ледяева заверила, что её хватает. Парламентарий Лариса Егорова попросила чётко проговорить, получат ли врачи поликлиник повышенную зарплату за работу с опасными пациентами. И.о. министра обещала, что эти люди получат стимулирующие. Депутат Анатолий Аблов задал вопрос, волнующий всех: как, не будучи тяжело больным или возвратившимся из зарубежных стран, сдать тест на коронавирус? По-прежнему – никак, поскольку тест-системы заказаны, но ещё не получены, а после получения предстоит их тестирование, сказала чиновница.

Спикер ЗС Александр Ведерников, завершая обсуждение, обратился к Наталии Ледяевой, попросил передать слова благодарности всем медикам, которые сейчас работают в опасных условиях и рискуют своей жизнью. «Они своей работой показывают, что клятва Гиппократа – это не слова, написанные на бумажке», – сказал спикер. Депутатский запрос был оставлен на контроле, Законодательное Собрание намерено вернуться к проблеме.

В контексте

В Иркутской области, по данным на вечер 13 апреля, 39 выявленных случаев заболевания коронавирусом: 35 человек госпитализированы, двое умерли, двое выздоровели. Речь идёт о двух пациентах Иркутской областной инфекционной клинической больницы. Кроме того, есть информация о том, что готовится к выписке третий пациент, который проходил лечение от коронавируса в инфекционном отделении Вихоревской городской больницы. Все они будут находиться на диспансерном наблюдении по месту жительства.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры