издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Чрезвычайный кворум

Депутаты смогут проводить сессии по видеоконференцсвязи

Возможность проведения чрезвычайных сессий Законодательного Собрания в режиме видеоконференцсвязи появилась у депутатов областного парламента. Соответствующие изменения были внесены в Закон «О Законодательном Собрании…» на сессии 20 мая. Инициировать чрезвычайную сессию может половина от установленного числа депутатов. Сейчас парламентская комиссия по Регламенту создала рабочую группу, которая займётся изменениями в Регламент, чтобы прописать все детали проведения чрезвычайных сессий.

Законопроект вносит изменения в статьи 35 и 36 областного Закона «О Законодательном Собрании Иркутской области». Инициативу внесли в ЗС вице-спикеры Кузьма Алдаров, Ольга Носенко, Лариса Егорова и спикер Александр Ведерников. «Мы с вами, к сожалению, второй год живём в условиях чрезвычайной ситуации, – сказал Кузьма Алдаров, представляя проект закона. – И поэтому должны подумать, как организовать нашу деятельность в соответствии со сложившимися условиями. Не так давно мы по инициативе прокурора области внесли изменения в Закон «О Законодательном Собрании Иркутской области», по которому во время действия на территории области режима ЧС и чрезвычайного положения могут проводиться внеочередные заседания ЗС. Такие заседания созываются в чрезвычайном порядке и нужны, когда необходимо срочно принять законодательные акты, которые помогут ликвидировать ЧС. В настоящее время в Иркутской области в связи с угрозой ЧС, вызванной коронавирусной инфекцией, действует режим функционирования повышенной готовности, введённый указом врио губернатора от 18 марта 2020 года». Как пояснил Кузьма Алдаров, этот режим ограничивает проведение мероприятий с присутствием значительного количества людей.

По действующему закону парламент может проводить сессии только в виде общего собрания депутатов, когда все народные избранники присутствуют в одном помещении. У депутатов нет возможности работать на сессии в удалённом режиме, с использованием системы видеоконференцсвязи. Регламентом предусмотрен такой режим только для работы постоянных комитетов и комиссий. Именно поэтому группа депутатов внесла законопроект, который устанавливает возможность созыва чрезвычайного заседания ЗС в условиях действия режима повышенной готовности, ЧС, чрезвычайного положения. Депутаты в этом случае могут использовать видеоконференцсвязь. Законопроект предусматривает возможность проведения чрезвычайных заседаний парламента не только для принятия законов области, постановлений и иных документов ЗС, связанных с режимом ЧС, чрезвычайного положения или режимом повышенной готовности, но и для направления срочных отзывов на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения с субъектами РФ. На чрезвычайной сессии могут быть рассмотрены и «иные вопросы в случаях, не терпящих отлагательств».

Законопроект предполагает увеличение количества депутатов, необходимого для внесения требования о проведении чрезвычайной сессии, с одной пятой до половины от установленного числа депутатов. «Эта поправка призвана подчеркнуть консолидацию работы депутатского корпуса, всех представленных в ЗС политических сил по выработке необходимых решений», – сказал Кузьма Алдаров. Законопроект предусматривает исключение созыва чрезвычайной сессии по требованию только одной депутатской фракции. При этом закрепляется право депутатов участвовать в заседании сессии с использованием систем видеоконференцсвязи. Такой депутат будет считаться присутствующим на заседании. Решения на чрезвычайной сессии с использованием видеоконференцсвязи будут приниматься исключительно открытым голосованием. Проведение тайного голосования, когда часть депутатов присутствует в удалённом режиме, не представляется возможным с учётом принципа равенства статуса всех депутатов. Как пояснил Кузьма Алдаров, сейчас разрабатываются изменения в Регламент, которые определят иные особенности проведения чрезвычайных заседаний, включая особенности порядка принятия решений с использованием видеоконференцсвязи. Новый способ проведения сессий будет использоваться только в качестве дополнительного, он не отменяет обычный порядок работы парламента.

«Как в таком режиме возможно голосование, как оно будет проходить?» – спросил депутат Анатолий Обухов. «Голосование возможно различными способами, например поднятием руки или ответом на вопрос, кто «за», кто «против», – сказал Кузьма Алдаров. Депутат Антон Романов поинтересовался, какая необходимость во введении новых форм работы, когда чрезвычайная сессии проводится в режиме ЧС или режиме повышенной готовности. «Законодательное Собрание – не пожарная команда, оно не может действовать в оперативном режиме, как действует исполнительная власть, – сказал Романов. – Депутатам свойственна другая форма работы, мы собираемся, обсуждаем вопросы, принимаем взвешенные решения и создаём законодательные акты, которые регулируют нашу деятельность не только одномоментно, но и на достаточно далёкую перспективу. У нас за много лет действующего законодательства никогда никаких чрезвычайных сессий не собиралось. Даже в условиях каких-то чрезвычайных ситуаций мы всегда спасались обычным режимом. Эта вся «чрезвычайщина», которая сейчас вносится в ЗС, на мой взгляд, неуместна». Депутат поинтересовался, зачем к режиму ЧС добавлять и режим повышенной готовности, который не определён законодательно. Кузьма Алдаров напомнил, что уже приняты изменения в Закон «О Законодательном Собрании…», предполагающие проведение чрезвычайных внеочередных заседаний. Сейчас вносится дополнительная форма проведения кворумов. «Что же касается ЧС – дай бог, чтобы у нас их не было. Тогда не будет оснований для созыва», – сказал Алдаров.

Депутат Андрей Маслов сообщил, что 5 депутатов-коммунистов из 9 парламентариев, входящих в комитет по госстроительству, проголосовали против этой инициативы. Маслов напомнил, что чрезвычайные сессии могут созываться и по отзывам на федеральные законы, и по «иным вопросам». «Мы живём в сложное время, и такие вопросы могут появляться часто. И это приведёт к расширенному толкованию, – считает депутат. – На это обращали внимание представители областной прокуратуры. Абзац, касающийся «отзывов» и «иных вопросов», надо или убирать, или корректировать, вносить поправки». «Мы задаём законом возможность реагирования на любую ситуацию, которая может возникнуть в Иркутской области», – пояснил Алдаров. К депутату Маслову присоединился парламентарий Сергей Бренюк, который считает, что в формулировку «иные вопросы» можно включить любые вопросы. «Вот завтра кому-то захотелось собрать сессию, кто может, поставили любой вопрос, и всё, – сказал депутат. – И мы уже, не имея ЧС, рассматриваем любые вопросы. Или, имея ЧС, протаскиваем любые вопросы». Бренюк предложил не спешить и во втором чтении исключить расширение об «иных вопросах» и отзывах на федеральные законы.

– Предложения по изменению Регламента сформулированы в виде проекта постановления ЗС, внесены в профильную комиссию, проходят обсуждение, – пояснил заместитель руководителя аппарата ЗС Алексей Петров. – Насколько я знаю, сформирована рабочая группа, которая будет готовить предложения к вынесению на заседание сессии ЗС. Предложения по депутатскому голосованию, когда часть депутатов участвует в заседании с использованием системы видеоконференцсвязи, сформулированы в том числе с учётом опыта других субъектов Федерации. Что касается распространения чрезвычайного заседания на ситуацию, когда действует режим повышенной готовности. Действующий закон предусматривает проведение чрезвычайного заседания только в режиме чрезвычайного положения либо ЧС. Но ЧС в Иркутской области не объявлена, поэтому, если в нынешних условиях с распространением инфекции возникнет острая необходимость срочно, в оперативном порядке принять какие-то решения между очередными сессиями, у нас не будет правовой возможности для того, чтобы собрать чрезвычайное заседание. И одна из новаций, которые нужно рассматривать в комплексе с остальными, заключается в том, что действующий закон не содержит вообще возможности участия депутатов в работе заседания в режиме видеоконференцсвязи.

«Мы впервые столкнулись с такими обстоятельствами, когда введён режим самоизоляции и развивается пандемия, – сказал заместитель прокурора Иркутской области Роман Шергин. – В этой ситуации приходится принимать решения, чтобы оперативно реагировать, потому мы и предложили внести этот законопроект. Чрезвычайная сессия – такая практика уже есть в других регионах, и она позволяет обходить запреты на массовые очные собрания». Шергин согласился с тем, что можно обсуждать детали закона, но он не сомневается, что депутаты смогут принимать объективные решения и в режиме чрезвычайной сессии. Глава комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Ольга Безродных сообщила, что проект постановления уже поступил в работу. Направлены письма руководителям всех фракций и групп с просьбой рассмотреть проект и определить участников рабочей группы. «В Регламенте будут прописаны все нюансы проведения сессий в таком режиме, – сказала Ольга Безродных. – И в наших силах исключить спекуляции новой нормой». Сессия приняла закон в первом чтении, в перерыве состоялся комитет по госстроительству, и законопроект был принят во втором чтении.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры