издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полётное задание

Областные власти подготовили стратегию развития воздушного транспорта в регионе

Региональное правительство намерено со второго раза выбрать финансового консультанта, который определит стратегию развития международного аэропорта Иркутска и найдёт инвестора для её реализации. Об этом на пресс-конференции 5 февраля сообщил начальник Управления автомобильного транспорта с полномочиями заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Денис Шуваев. Вместо конкурса 2020 года, победителя которого признали уклонившимся от заключения государственного контракта, проведут новые торги. Кроме того, областные власти подготовили стратегию развития воздушного транспорта в регионе. В ней определены оптимальное количество гражданских аэродромов для Иркутской области и средства, необходимые для развития отрасли. Стратегию также планируют утвердить в 2021 году.

Влияние пандемии COVID-19 на авиаперевозки сравнивают с воздействием извержения вулкана Эйфьядлайёкюдль в 2010 году или с паническим падением спроса на перелёты после терактов 11 сентября 2001 года. Мировая тенденция не обошла стороной и Приангарье. Если в 2019 году через аэропорт Иркутска прошло почти 2,5 млн пассажиров, то в 2020-м их число сократилось до 1,4 миллиона. «Значительно снизился пассажиропоток, – констатирует начальник Управления автомобильного транспорта с полномочиями заместителя министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Денис Шуваев. – У нас аэропорты пострадали значительно, хотя, конечно, им были предоставлены федеральные и региональные меры поддержки. Сейчас пассажиропоток начинает восстанавливаться, но сказать, что мы вернёмся к цифрам 2019 года, можно будет, наверное, только в 2022 году. И то, если будут ослаблены или отменены все ограничения, связанные с ковидом».

Старый новый порт

Прошлый год для воздушной гавани Иркутска запомнился и неудачным конкурсом на оказание консультационных услуг для привлечения инвестиций в развитие авиаузла. По условиям конкурса, который в ноябре объявило министерство экономического развития региона, победитель должен был разработать технико-экономическое обоснование ремонта, реконструкции и строительства аэропортовой инфраструктуры, а также стратегию привлечения инвестиций в её развитие. Ещё одно обязательство – подготовить техническое задание на разработку конкурсной документации для торгов по привлечению инвестора и обеспечить юридическое сопровождение торгов вплоть до заключения контракта.

На прошлогодний конкурс поступило пять заявок, в том числе от российских подразделений международных консалтинговых фирм Ernst&Young и KPMG. Однако победителем было признано ООО «Алмаз» из Иркутска – микропредприятие, основным видом деятельности которого, согласно Единому государственному реестру юридических лиц, является оптовая торговля бытовыми товарами, а дополнительными – предоставление услуг в области лесозаготовок, торговля автомобильными частями и строительство жилых и нежилых зданий. При том, что максимальная цена контракта составляла 55 млн рублей, фирма взялась выполнять услуги финансового консультанта для международного аэропорта за 17 млн рублей. Однако 29 декабря её признали уклонившейся от заключения договора. В соответствующем уведомлении сказано, что «Алмаз» вовремя не направил заказчику подписанный проект контракта и протокол разногласий, вдобавок не предоставил финансовое обеспечение.

Теперь в региональном правительстве планируют провести новый конкурс по выбору финансового консультанта. Для этого в государственной программе «Развитие транспортного комплекса Иркутской области» заложено 55 млн рублей. «Будет выбран победитель, он как раз и обрисует стратегию развития [авиационного узла], – уверен Шуваев. – Его задача заключается в том, чтобы полностью оценить активы аэропорта и реальную рыночную стоимость его акций и провести все необходимые работы для привлечения инвестора». Предполагается, что инвестор вложится в реконструкцию всего аэропортового комплекса, в том числе международного терминала. «О строительстве нового аэропорта речь не идёт», – подчёркивает представитель министерства жилищной политики.

Ориентация – север

Тем временем реконструкция международного аэропорта Братска идёт полным ходом. Здесь готовят основание перрона из песчано-гравийной смеси и искусственное основание для магистральной рулёжной дорожки, устраивают фундаменты мачт освещения и очистных сооружений, а также монолитные электрические колодцы и кабельные переходы. В общей сложности в государственном контракте, который был заключён между Федеральным агентством воздушного транспорта и ООО «Строительно-производственная база «Союзстрой», предусмотрены 23 вида работ. В их числе – вынос сетей электроснабжения и связи, ограждение аэродрома, модернизация систем автоматизации и диспетчеризации, расширение взлётно-посадочной полосы и реконструкция рулёжных дорожек с перроном. Стоимость всех работ – почти 1,2 млрд рублей. Завершить их должны к 2022 году.

В нынешнем году, в свою очередь, начнётся модернизация аэропорта Бодайбо. Сейчас за счёт АО «ЗДК «Лензолото», дочерней структуры ПАО «Полюс», подготовлена проектно-сметная документация, государственную экспертизу её разработчики планируют пройти в первом полугодии. Стоимость работ, которые будут финансировать из федерального бюджета, оценивается в 4,8 млрд рублей, они растянутся до 2024 года. Разница в суммах и сроках по сравнению с тем же Братском объясняется тем, что в Бодайбо построят бетонную взлётно-посадочную полосу взамен действующей грунтовой, при этом удлинив её. «Это очень перспективный район, развитие которого связано с работой золотодобывающих компаний, – поясняет Шуваев. – Это новое стратегическое направление для области, которое позволит развивать всю региональную экономику».

Аэродромный оптимум

Развитию воздушного сообщения, в свою очередь, посвящена стратегия, проект которой министерство жилищной политики, энергетики и транспорта подготовило по поручению губернатора Иркутской области Игоря Кобзева. В разработке документа участвовал филиал Московского государственного технического университета гражданской авиации, его положения обсуждали с представителями научного сообщества. В настоящее время его согласовывают с Высшей школой экономики, которая выполняет для холдинга «Вертолёты России» научно-исследовательскую работу по развитию сети перевозок в регионе.

«Основная задача стратегии развития воздушного транспорта – определение оптимальной аэродромной сети, – добавляет Шуваев. – Если брать времена СССР, то у нас в каждом крупном населённом пункте была своя взлётно-посадочная полоса, и, скажем, между Иркутском и Усть-Удой регулярно летали воздушные суда малого класса. Учитывая, что регион у нас большой и другими видами транспорта из одного его конца до другого можно добираться двое суток, мы этот стратегический документ и разрабатываем». Сейчас, для справки, в Иркутской области насчитывается семь аэродромов гражданской авиации. Помимо уже упомянутых Иркутска, Братска и Бодайбо аэропорты есть в Ербогачёне, Киренске, Маме и Усть-Куте. Плюс короткая полоса с минимальной инфраструктурой на Ольхоне и посадочные площадки в Казачинском и Усть-Илимске, куда также выполняются регулярные рейсы.

Для того, чтобы возродить в Усть-Илимске полноценный аэропорт, который действовал с 1980-го по 2001 год, понадобится минимум 600 млн рублей. По крайней мере, три года назад заместитель начальника Финансового управления по экономике администрации города Евгений Русаков сообщал корреспонденту «Восточно-Сибирской правды», что такую сумму в 2013 году насчитал государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект». «Разработка стратегии [развития воздушного транспорта] подразумевает в том числе финансовое обоснование – сколько нам потребуется для развития сети аэропортов, – говорит сегодня представитель областного министерства жилищной политики. – Чтобы её полностью довести до ума, у нас обозначен срок до марта 2021 года. Стратегия будет принята в новом году. Я полагаю, что финансирование авиаотрасли увеличится, учитывая возможности [губернатора] Игоря Ивановича Кобзева. Мы уже видим проекты, на которые привлекаются федеральные деньги».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры