издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Инициативы снизу, поддержка сверху

Депутаты Законодательного Собрания – о том, как помочь развитию села и культуры простыми, но действенными способами

Расходы на развитие сельских территорий по сравнению с прошлым годом выросли на 140 млн рублей и превысили 1,7 млрд рублей, однако для развития инфраструктуры в территориях Иркутской области нужны субсидии на разработку соответствующих проектов. А для поддержки местных бюджетных учреждений культуры – инвестиционный налоговый вычет, который позволил бы привлечь деньги предпринимателей. Обе инициативы прозвучали на заседании Общественного совета при Законодательном Собрании Иркутской области, которым завершилась рабочая поездка депутатов в Зиминский район 13 апреля.

Обшитые досками стены, окна в деревянных рамах, резные наличники, покрытые сравнительно свежей голубой краской, – внешний вид физкультурно-спортивного комплекса «Колос» в селе Кимильтей Зиминского района пытаются поддерживать на должном уровне, однако возраст одноэтажного здания даёт о себе знать. Внутреннее освещение тускловато, но это не мешает разглядеть детали вроде плакатов Олимпийского дня в Иркутской области 28 июня 2014 года и массовых соревнований «Лыжня России», состоявшихся 13 февраля 2021-го. И крашеного дощатого пола спортзала – кажется, точно такой же был в школе, где ты учился четверть века назад.

«Если по-честному, то здание ветхое, оно продувается», – говорит заместитель мэра Зиминского района по социальным вопросам Юрий Чемезов. В нём нет раздевалок и душевых – горячая вода не подведена, в качестве медицинского кабинета используется приспособленное помещение, оборудованное по самому жёсткому минимуму. «Невооружённым глазом видно, что спортивный центр не соответствует всем современным требованиям, здесь нет элементарных вещей», – резюмирует председатель Законодательного Собрания Иркутской области Александр Ведерников. Проектно-сметная документация на новое здание, оборудованное по действующим нормам, будет готова к декабрю. Её разработка обошлась на 600 или 700 тыс. рублей дороже, чем планировалось изначально: Кимильтей затронул летний паводок 2019 года, так что потребовались дополнительные обследования. Средства на это нашлись, сложнее дело обстоит с деньгами на строительство – чтобы проект вошёл в подпрограмму «Комплексное развитие сельских территорий Иркутской области» на 2020–2024 годы, он должен пройти конкурсный отбор.

– Частный-то инвестор есть? – спрашивает Ведерников.

– Пока нет, – разводит руками мэр Зиминского района Наталья Никитина. – [Сельскохозяйственный производственный кооператив] «Окинский» нам ежегодно помогал ремонтировать какой-то объект, миллион или два в район вкладывал. Прошлый год не был исключением. Но сейчас у них сложная экономическая ситуация, мы у них даже не просим.

«Программа хорошо у нас пошла»

Районный историко-краеведческий музей в Кимильтее тоже располагается в деревянной одноэтажке, но на этом сходство заканчивается. Видно, что в здание и прилегающую территорию вложено немало: благоустроен уютный дворик, установлено высокое крыльцо из прочной декинговой доски со съёмным пандусом. «Горячая вода у нас проведена, потолочные обогреватели были установлены в 2018 году, когда я пришла, заменено освещение, – перечисляет директор музея Татьяна Лебедева. – В 2019 году у нас была заменена крыша – администрация помогла, вошла в наше положение. Немножко не хватало денег, мы кинули клич – и заместитель председателя Думы Зиминского района и предприниматель Михаил Алексеевич Ситников нам добавил. В 2020 году приобрели народные костюмы и музейное оборудование. Ограждение сделано за счёт «Народных инициатив». Эта программа вообще хорошо у нас пошла за три года».

Относительно скромный музей, находящийся в стороне от оживлённой федеральной автотрассы и рассказывающий об истории не самого большого района, в ноябре прошлого года принял 500 посетителей. В декабре – столько же. При этом здесь работают три человека: директор, ещё один сотрудник и мастер дымковской игрушки на четверть ставки. Такие подробности вкупе с техническими в первую очередь заинтересуют специалистов, посетители же обратят внимание на коллекцию музея, когда-то созданного при местной школе и постепенно доросшего до районного. Непосредственно в экспозиционных залах выставлена примерно тысяча предметов, а в фондах насчитывается десять тысяч. Экспонаты – от археологических находок вроде фрагментов костей доисторических животных и наконечников копий времён неолита до приспособлений крестьянского быта и старинной фотокамеры. В одном зале выставлены личные вещи местного уроженца – Героя Советского Союза Владимира Алексеева, в последний год Великой Отечественной командовавшего 3-м дивизионом бригады торпедных катеров Северного флота, позже дослужившегося до адмирала и участвовавшего в создании «Атласа океанов».

Другой зал стилизован под комнату крестьянской избы начала XX века: аутентичные кровать и люлька, стол, комод и шкафчики из основательных досок, кухонная утварь и прочие предметы обихода. Вдоль одной стены расположился набор чугунных утюгов. На одном из них – портрет Льва Толстого в металле. Так один московский фабрикант отреагировал на отлучение писателя от церкви в 1901 году: гореть, мол, Льву Николаевичу в аду, а любой истово верующий может походя на него плюнуть, проверяя, нагрелся ли утюг. К слову о нагреве – в зале не только стоят батареи, но и работает русская печь. Когда-то на её месте был макет. Но материалы и работу мастера, сложившего настоящую печь, оплатила Ольга Федосеева – глава крестьянского хозяйства, при котором построена туристическая деревня «Отрадная».

От быка до страуса

Этот объект на окраине Кимильтея депутаты посещают после музея. Здесь, на развалинах колхоза-миллионера, в 2015 году было создано крестьянское хозяйство. В 2017 году его основатели выиграли грант «Семейная животноводческая ферма» – 10 млн рублей, к нему добавили такую же сумму из своих денег и построили современный коровник с телятником. Сегодня на экоферме насчитывается около 200 овец, примерно столько же голов крупного рогатого скота, 50 коз и 40 лошадей. Плюс яки, ослики и северные олени. Птица – от индюков, кур, уток и гусей до фазанов и павлинов. В отдельном загоне помещаются страусы: восьмимесячный африканский и несколько австралийских. Живёт на ферме и семья енотов. Экзотика во многом предназначена для привлечения туристов, для которых выстроена деревня «Отрадная» – бревенчатые домики, рассчитанные на четверых.

Помимо гранта на 10 миллионов в экоферму со всей сопутствующей инфраструктурой вложили 45 млн собственных средств. «Понятно, что отдачи пока мало, – замечает совладелец хозяйства Михаил Щеглов. – Потому что, во-первых, крупных городов рядом нет, это дело ещё не раскручено. Во-вторых, очень дорогие материалы и техника. Вот сейчас металл на 70% подорожал, и мне, чтобы накрыть кормостол, нужно 300 тысяч. Где их сразу найдёшь?

Кредиты сейчас сложно брать – их же и отдавать надо. Была бы помощь какая-то… Мы же создаём рабочие места, мы же единственное предприятие в Кимильтее, которое производит продукцию и развивается».

Хозяйство при этом ещё и расширяется. На 60 га по соседству с туристической деревней сделают конеферму. Здесь построят конюшни со стойлами, оградят манеж для обучения верховой езде, оставят пространство для выгона лошадей. А на том месте, где сейчас находится загон для них, построят более просторное помещение для страусов. Дело за малым – закончить оформление земли. В идеале – ещё и получить финансовую поддержку со стороны государства.

Получить помощь

Её механизмы обсуждались на заседании Общественного совета при ЗС, которым завершилась поездка депутатов в Зиминский район. Механизмы помощи содержатся в государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019–2024 годы. Частью последней является подпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий Иркутской области», которая начала действовать в прошлом году и тоже рассчитана до 2024 года.

Объём финансирования всей подпрограммы на 2021 год превышает 1,7 млрд рублей. Это несколько больше, чем в 2020 году, когда было израсходовано 1,57 млрд рублей, в том числе 543 млн из федерального бюджета. На этот раз доля Федерации составляет около 800 млн рублей, оставшиеся 900 млн рублей направляют из областного бюджета. Самая большая статья расходов – это строительство и реконструкция автомобильных дорог, к которым в нынешнем году добавили их капитальный ремонт. В прошлом году на это затратили 941 млн рублей. Ещё 213 млн рублей вложили в благоустройство посёлков, сёл и деревень, а 139 миллионов – в строительство объектов культуры.

На социальные выплаты для приобретения жилья направили 91 млн рублей. Заместитель председателя ЗС Кузьма Алдаров обратил внимание на то, что расходы по этой статье сокращаются, а сам механизм поддержки меняют на сельскую ипотеку, ставка по которой не превышает 3%. «Анализ какой-нибудь есть, как происходит такое замещение? – интересуется парламентарий. – Потому что цифры о том, что в 2019 году выдали 476 свидетельств [на приобретение жилья], а в 2021-м построим 13 домов, никак не согласуются». По данным, которые приводит министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков, 2019 год был рекордным, после чего федеральный Минсельхоз начал сворачивать программу субсидирования. При этом в 2020-м уполномоченные банки выдали 696 кредитов по программе сельской ипотеки на общую сумму более 1,6 млрд рублей. С начала 2021 года выдано уже 311 кредитов. Правда, большинство из них – в Иркутском районе. То есть в пригородах областного центра, где в основном живут не крестьяне. Тем не менее льготная программа стимулировала строительство и в сугубо сельских территориях. «Если мы переводим это в абсолютные цифры, то построенного жилья будет больше по этой программе», – подчёркивает Сумароков. Увеличены и затраты бюджета на возведение домов для социального найма: 95 млн рублей, в шесть раз больше, чем в 2020 году.

При этом жилищное строительство является только одним из важных направлений программы. В том, что касается благоустройства села и строительства социальных объектов, есть свои проблемы. Проекты в этой сфере проходят конкурсный отбор в Министерстве сельского хозяйства РФ. В прошлом году было подано 17 заявок. После того как их рассмотрели в министерстве сельского хозяйства, осталось 13. Ещё одну в дальнейшем отсеял федеральный Минсельхоз. Финансирование в итоге получили два проекта из Нукутского и Заларинского районов. Ещё один, который подготовили в Куйтунском районе, поначалу оставили в резерве, но всё же решили выделить деньги и на него. В ходе кампании по отбору проектов на 2022 год областное министерство сельского хозяйства уже решило направить на федеральный уровень 24 проекта из 14 районов, отобранных из 33 заявок от 15 территорий. Однако десять сельских районов вовсе не принимают участие в этой программе. Тому есть несколько причин, главные из которых – недостаток денег в местных бюджетах и нехватка компетентных специалистов в администрациях. Для решения второй организовали обучение на базе Иркутского государственного университета. Что делать с первой – большой вопрос.

«Много внимания нужно уделять подготовке пакетов документов, – отмечает мэр Заларинского района Владимир Самойлович. – Но не хватает финансирования ни на разработку проектов, ни на софинансирование их реализации. Мы не можем сказать, что у нас поселения не имеют проблем с бюджетами. Из одиннадцати поселений в нашем районе только три могут позволить себе готовить проекты. Те, кто не может, не могут развиваться. Может быть, есть смысл предусмотреть на это субсидии по другим программам?» С этим согласен и председатель ЗС.

Культурный мотив

Законодательное Собрание берётся и за другую проблему, характерную для небольших поселений, – нехватку средств на работу муниципальных учреждений культуры. В области, к примеру, насчитывается 44 небольших музея, которые работают в сельских территориях. Добавить средств на их развитие предлагают с помощью инвестиционного налогового вычета для предпринимателей. Идея проста: бизнесмен, вложивший определённую сумму в тот же музей, может вернуть эти средства из той части налога на прибыль, которая поступает в областной бюджет. «Это новация на базе нововведений в федеральном законодательстве, сделанных ещё в 2018 году, – объясняет председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Иркутской области Марина Кондрашова. – Были внесены изменения в часть 2 статьи 286.1 Налогового кодекса – вычет для коммерческих предприятий, которые делают инвестиционные перечисления в бюджетные учреждения культуры».

Размер этого вычета, согласно действующей редакции кодекса, составляет «не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры». В Общественной палате предложили распространить такую норму и на областную часть налога на прибыль. При этом возможны два варианта: либо предприятия платят напрямую учреждениям культуры, либо перечисляют деньги в специально созданный региональный фонд, который их распределяет. Окончательное решение ещё не принято, не разработан и соответствующий проект, но саму инициативу в ЗС поддержали.

В министерстве культуры и архивов Иркутской области признают, что объём внебюджетного финансирования подобных учреждений в 2020 году сократился до 35% от уровня 2019-го, но обращают внимание на более традиционные формы поддержки. Например, на фонды целевого капитала, они же эндаументы. Первым в России такой фонд создал Эрмитаж, основой стал взнос владельца и президента управляющей компании «Интеррос» Владимира Потанина в размере 5 млн долларов. Сегодня аналогичные фонды действуют при Третьяковской галерее, государственном музее-заповеднике «Петергоф», Пушкинском музее, Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова и Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Существует и Российский фонд культуры, который ежегодно распределяет 230 млн рублей. Остаются варианты вроде клубов друзей при театрах или краудфандинга. А введение нового налогового вычета в условиях экономического кризиса, считает заместитель министра культуры и архивов Иркутской области Олеся Полунина, «может быть, требует того, чтобы этот вопрос был отложен до лучших времён».

«Вы, Олеся Николаевна, закончили как заместитель министра финансов, а мы всё-таки ждали позиции министерства культуры», – после секундной паузы отвечает Александр Ведерников. Последняя, с одной стороны, сводится к поддержке меценатства. С другой – налоговый вычет касается бюджета всей области, поэтому подобную меру нужно как минимум обсудить с другими ведомствами, в том числе с министерством финансов. «Мы с правительством начнём консультации, – заверяет Ведерников. – Позицию минфина мы понимаем: новым налоговым льготам всегда «нет». Вы говорите про эндаумент, Эрмитаж и прочие полёты в космос, но мы-то предлагаем посмотреть, как этот закон использовать для развития культуры в наших территориях. И когда мы говорим пусть даже о ста или двухстах тысячах, что найдём плательщика, который сможет, получив льготу, направить эти деньги [на учреждения культуры], наверное, в этом и есть какая-то координирующая и регулирующая функция местной власти и министерства культуры».

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Наталья Дикусарова подчёркивает, что пока нельзя даже определить размер выпадающих доходов бюджета: налоговый вычет в восьми регионах России ввели только с 2020 года. В то же время федеральный бюджет компенсирует областной казне две трети выпадающих доходов, поэтому «потери» составят мизерную сумму по её масштабам. Так что депутаты поддержали внедрение инвестиционного вычета. И решили рассмотреть возможность финансирования проектов по развитию сельских территорий.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры