издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Амплитуда безработицы

За 20 лет численность рабочей силы в Иркутской области сократилась почти на 200 тысяч человек

  • Автор: Ирина Овсянникова, Иркутскстат

Иркутская область не обделена природными богатствами. Но главный ресурс страны и любого региона – люди, своим трудом создающие национальное достояние. Самое совершенное оборудование и современные технологии мертвы без человека, созидательной рабочей силы.

По международным критериям к рабочей силе относятся лица от 15 лет и старше – без верхней ограничительной планки. В России до 2017 года при проведении обследований на эту тему существовал верхний предел – не старше 72 лет.

За 20 лет численность рабочей силы в Иркутской области сократилась почти на 200 тысяч человек (на 15%). Рабочая сила состоит из двух неравных групп – занятых и безработных. Это не только лица в трудоспособном возрасте. Из числа жителей Приангарья, перешагнувших эту черту, каждый пятый продолжает трудиться, а 4,5% ищут работу и готовы трудиться, потому считаются безработными. Такие экономически активные пенсионеры тоже представляют собой рабочую силу.

Стремятся принести пользу обществу и поправить свой бюджет и лица с ограниченными возможностями здоровья. Однако, несмотря на принимаемые государством меры, им сложно конкурировать на рынке труда. К числу занятых относится лишь каждый десятый из числа инвалидов, а безработным является каждый четвёртый.

Одной работы мало?

За последние два года численность занятого населения в Приангарье сократилась на 2,8%. Одной зарплаты порой недостаточно, для достойной жизни семьи нужен приработок. Из общего числа работников 29,6 тыс. человек умудряются совмещать основную работу с дополнительной. А 27,4 тыс. человек искали дополнительную работу, причём кое-кто из них уже имеет не одно рабочее место и считает, что этого мало.

Российские женщины часто совмещают работу с воспитанием маленьких детей. В Иркутской области работают почти две трети (64%) женщин, имеющих детей-дошкольников, а из мам малышей до 3-х лет – каждая вторая (48%).

Известно, что нормальная продолжительность рабочей недели в стране – 40 часов. Но кто-то работает всего 9–20 часов в неделю или даже меньше (их 3% от всех занятых). Наряду с ними есть «трудоголики», у которых рабочая неделя продолжается более 50 часов (4%). А в среднем каждый занятый за неделю отрабатывает 36,7 часа. Рабочее время у дам чуть короче, чем у представителей сильного пола, – соответственно 34,4 и 38,9 часа.

Сокращённое рабочее время характерно для молодых работников (до 20 лет), они трудятся в среднем по 32,4 часа в неделю, а также для перешагнувших рубеж трудоспособного возраста: после 60 лет – 34,7 часа, в 70 лет и старше – 24,7 часа.

Отмечается тенденция сокращения трудовой недели. На продолжительность рабочего времени оказывает влияние административно вводимый режим неполной занятости как альтернатива безработице и способ сохранения трудовых коллективов в условиях кризиса.

 

Неформальный сектор

Характерная черта нашего времени – работа в неформальном секторе, где трудится четверть всех занятых (28% работников-мужчин и 23% женщин). К неформальному сектору относятся работодатели, не зарегистрированные в качестве юридических лиц. Неформальной считается работа у индивидуального предпринимателя и у любого частного лица, например в качестве няни, водителя, повара, охранника, любые случайные временные заработки.

Часть из занятых неформально параллельно трудятся и вполне формально. А неформальный сектор чаще всего даёт дополнительную работу и возможность увеличить доход семьи. Такой вариант из-за проблем с официальным трудоустройством нередко используют сельские жители (в 1,5 раза чаще горожан). К неформальной занятости проявляют склонность более молодые люди, средний возраст занятого в этом секторе – 39 лет (всех занятых – 41 год, а безработным в среднем по 36 лет).

Существуют разные формы трудовой деятельности. Это не только работа в организации или у частного лица. Бывает неоплачиваемая работа при прохождении профессионально-технической подготовки (стажировки) – 0,04 тыс. человек. Или производство товаров для собственного использования (в основном продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты и собирательства, а также заготовка дров, производство бытовых товаров, строительство и ремонт жилья и других построек). Этим заняты 474,9 тыс. жителей Приангарья, в том числе 57% – женщины.

А в числе волонтёров женщин почти две трети (65%). Эта деятельность набирает размах – в 2020 году 45,7 тыс. человек добровольно и безвозмездно выполняли необязательную для них работу на благо общества.

Для волонтёров нет возрастных ограничений, этим занимаются и молодёжь, и люди постарше, и даже те, кому далеко за 70. И поле деятельности у них широкое. Основные направления: социальные работы, помощь животным, очистка и уборка территории. Кроме того, экологические проекты, бесплатная медицинская и юридическая помощь, организация различных мероприятий, участие в работе общественных организаций, строительные, ремонтные, реставрационные работы и др. А нынешней осенью волонтёры будут способствовать успешному проведению Всероссийской переписи населения, консультируя людей на стационарных переписных участках, помогая правильно заполнить электронный переписной бланк.

Шансы есть

Общее число безработных, определяемое по методологии Международной организации труда, с учётом лиц, самостоятельно ищущих работу, в последние три года колеблется в пределах 67–96 тысяч. Максимальным оно было в третьем квартале 2018 года (96,2 тыс. человек).

Размах колебаний зарегистрированной безработицы куда внушительнее – от 12 до 60 тысяч. Резкий рост начался во втором квартале минувшего года (31,9 тыс.), пик нагрузки на специалистов Государственной службы занятости пришёлся на третий квартал (59,5 тыс.), затем последовало снижение, официально учтённое число безработных в конце 2020 года – 45,3 тыс. человек.

От безработицы, как от сумы и от тюрьмы, никто не застрахован. Риск потерять работу зависит от места приложения сил. Минимален он для работников образования, для занятых профессиональной научной и технической деятельностью, а также для работающих в системе здравоохранения, госуправления и соцобеспечения, на добывающих предприятиях, в организациях энергетики и транспорта. Больше других рискуют пополнить ряды безработных сотрудники гостиниц и общепита, рынка недвижимости, а также занятые в области информации и связи, в торговле и сельском хозяйстве. В аграрном секторе выбор работодателей не велик, из сельских жителей безработным является каждый десятый.

Возможность найти работу во многом зависит от возраста. Уровень безработицы наиболее высок среди молодёжи и по мере взросления снижается: для 15–19-летних этот показатель – 21,9%, в 20–24 года – 18,2%, в группе лиц 25–29 лет – 10,1%, для других возрастных категорий – 5–7%.

Шансы найти работу максимальны при наличии вузовского диплома, среди обладателей такого документа безработных всего 4,5%. Из прошедших обучение по программе подготовки специалистов среднего звена – 5,6%, из получивших квалификацию рабочего (служащего) – 7,7%, среди лиц с аттестатом об окончании школы – 10,3%, а из тех, кто не осилил последние 2 класса средней школы, безработными являются 17,4%.

Сравнение группы безработных и занятых по уровню образования однозначно говорит в пользу дипломов. Так что не стоит ограничиваться школьными знаниями.

Поиски работы могут затянуться. Кто-то решает вопрос трудоустройства в течение месяца, кому-то требуется 3–6 месяцев, но каждый четвёртый тратит на это год и более. Самый распространённый способ поиска рабочего места – через друзей и родственников, второй по популярности метод – поиск вакансий в средствах массовой информации.

Дополнительный ресурс

Рынок труда не лишён парадоксов. С одной стороны – безработица, с другой – масса объявлений о вакансиях. Работодатель порой тщетно пытается найти подходящего работника.

А ведь существует неиспользуемый ресурс. Потенциальная рабочая сила Приангарья оценивается в 52,1 тыс. человек. Это ищущие работу и пока не готовые приступить к ней, но в основном те, кто готов работать, а поиском не занимается: большая часть из них просто отчаялись, утратив веру в результативность этих усилий. Кроме того, есть такие, кто хотел бы работать, но в данное время не готов и шагов к поиску не предпринимает. Их тоже немало – 58,5 тыс. человек.

А теперь подведём итоги. Итак, в среднем за 2020 год в регионе 89,0 тыс. безработных. Плюс 52,1 тыс. – потенциал рабочей силы. Это люди, заинтересованные в получении работы, но в силу обстоятельств их поиск или готовность работать ограничены.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры