издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Была мысль поставить Пушкина с балалайкой и написать: «Это наше всё»

21 сентября в самом центре Иркутска появилась скульптура уличного музыканта с балалайкой. Инициатор проекта Евгений Смирнов поправляет: «Не скульптура уличного музыканта, а городская скульптура, посвящённая балалайке». О том, как воплощалась идея, как балалайка влияет на «чакры радости» и что он думает по поводу отзывов иркутян в соцсетях, Евгений Смирнов рассказал корреспонденту нашей газеты.

Балалайка – наш генетический код

Имя Евгения Смирнова хорошо знакомо иркутянам. Он лидер музыкальной группы «МИМИНО», пишет музыку, является многодетным отцом. Также он работает педагогом дополнительного образования в школе №53 и музыкальным руководителем в Иркутском реабилитационном техникуме для людей с ограниченными возможностями здоровья.

– Когда мне было лет шесть, дома в «тёщиной комнате» я обнаружил балалайку, – рассказывает Евгений Смирнов. – Услышав звук её струн, понял, что попал в плен. Душа отозвалась и замерла. С тех пор я был с ней неразлучен. Окончил музыкальную школу № 4, Иркутское музыкальное училище и Тамбовский институт музыки имени Рахманинова.

Мне посчастливилось учиться у таких мастеров, как Владимир Александрович Аверин – профессор Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского в Красноярске, у Андрея Александровича Горбачёва – профессора института имени Гнесиных. Горжусь тем, что мне довелось познакомиться и дружить с народным артистом РФ Михаилом Федотовичем Рожковым – уникальным балалаечником, удивительным человеком, который прожил долгую жизнь, не позволяя людям забыть, что балалайка всегда была и будет душой России. Все эти люди передали мне глубокое уважение к народному творчеству и любовь к балалайке.

– Но почему именно балалайка?

– Она символ нашей российской культуры. Её звуки прочно вошли в наш генетический код. Сотни лет люди радовались и горевали под звуки балалайки. Три струны этого простого, на первый взгляд, инструмента стали духовными скрепами нашего народа. Из этих народных источников черпали своё вдохновение Мусоргский, Чайковский, Рахманинов и многие другие великие музыканты. Стоит ли сегодня забывать об этом чудесном инструменте?

Думаю, что в том или в ином виде балалайка достойна быть в любом населённом пункте России, как, скажем, памятник Пушкину или Гагарину. Сегодня в России есть только четыре скульптуры, посвящённые балалайке. Одна из них установлена в городе Бежецке – на родине Василия Васильевича Андреева, создателя Великорусского оркестра народных инструментов. Благодаря ему балалайка стала известна всему миру не только как исконно русский инструмент, но и как инструмент академического звучания. В 1900 году оркестр В.В. Андреева успешно гастролировал по Европе и Америке. На Всемирной выставке в Париже создатель оркестра был награждён Орденом Почётного легиона и большой золотой медалью.

В Иркутске в 1905 году был создан оркестр народных инструментов по инициативе В.А. Соснина и П.С. Холодилова. Сегодня в каждом музыкальном учебном заведении – от школы до вуза – есть класс балалайки. Ребята работают в оркестрах, в ансамблях. Есть те, кому удаётся громко заявить о себе. В их числе виртуоз-балалаечник Алексей Архиповский.

В этом году сразу два балалаечника из Усть-Илимска завоевали золотые медали на Дельфийских играх. В этом городе очень мощная школа и замечательный педагог. То же самое можно сказать и про Иркутск. В числе выпускников Гнесинки постоянно присутствуют иркутяне. Выпускник Академии музыки имени Гнесиных, наш земляк Александр Николайчук является солистом Национального академического оркестра народных инструментов имени Н.П. Осипова.

Положительно влияет на «чакры радости»

– Я очень люблю балалайку, – продолжает Евгений. – Хочется внести свой посильный вклад в развитие народного творчества. Два года назад я организовал детский фестиваль «Балалайка – душа России» на Байкале. Очень радует, когда балалайка становится открытием для кого-то. Помню, у нас был эфир на «Утреннем коктейле». Случайно столкнулись с психотерапевтом. Она удивилась: «О! Балалайка?!» Мне запомнилась её фраза: «Своей резонансно-частотной волной балалайка влияет на «чакры радости»!» Да, это так. Мы убеждаемся в этом на каждом концерте. С балалайкой можно и повеселиться, и поозорничать. А иногда и всплакнуть.

Наша шоу-группа «МИМИНО» работает в Иркутске уже не один год. В команде замечательные музыканты, прекрасные профессионалы. Мы выступаем не только в Иркутске, но также в столицах и за рубежом. Три года назад мы побывали в Монголии, проехали по пустыне Гоби. Поездку организовала группа людей, которые предпочитают активный отдых, – команда Mad Way Rally Team. Это серьёзные бизнесмены и просто хорошие люди.

Они не только открыли для себя балалайку, но и почувствовали её широкие возможности и красоту. Им понравилась моя идея – привлечь внимание иркутян к этому инструменту, и они предложили её профинансировать. Именно эти люди, объединённые делом и общим отдыхом, показали мне, что помощь людям для них так же важна, как и их собственный бизнес. Их поддержку и помощь в трудный час получили многие люди. Принцип Mad Way Rally Team: «Приумножить можно только делением».

Сначала я предполагал, что неплохо будет установить большую балалайку вроде той, что в городе Бежецке. Но в процессе обсуждений, в которых принимали участие многие стороны, включая Градостроительный совет, комиссию по топонимике, замысел претерпел значительные изменения. Пришло понимание, что только в руках человека, который вкладывает в инструмент душу, он становится живым, волнующим, любимым. Сложился образ молодого музыканта, который в игре выплеснул свои душевные силы, свои эмоции и закончил исполнение, откинув руку вверх.

Пусть говорят

На вопрос, читает ли он, что пишут о событии в социальных сетях, ведь установка скульптуры вызвала настоящую дискуссию среди иркутян, Евгений ответил, что специально просматривать комментарии у него нет времени.

– У моей семьи сейчас довольно сложный период. Мы живём в квартире наших друзей среди коробок с вещами и чемоданов, готовясь к переезду в своё жильё, где на данный момент идёт ремонт. В самое ближайшее время наш коллектив «МИМИНО» уезжает на гастроли на Алтай.

На своей странице в «Фейсбуке» я сделал пост о том, что открытие скульптуры, посвящённой балалайке, наконец состоялось. Получил немало хороших отзывов с поздравлениями и благодарностью. Некоторые удивляются, что этот проект в сложившихся обстоятельствах мне всё-таки удалось завершить. За помощь и поддержку хочу поблагодарить председателя комитета по социальной политике и культуре администрации Иркутска Виталия Владимировича Барышникова и председателя комиссии по топонимике Александра Владимировича Гимельштейна.

За три года усилий по организации и установке скульптуры я получил колоссальный опыт. Хотелось бы использовать его – дай бог сил и людей добрых на пути – и установить памятник Валентину Григорьевичу Распутину. Мы были с ним знакомы. Я с детства участвовал в фестивале «Сияние России» в Дни русской духовности и культуры в Иркутске. Его организатором был Валентин Григорьевич. Думаю, что приобретённый опыт поможет мне более успешно справиться с этой задачей.

Друзья сообщают мне, что мнения о событии разные. Это нормально. Всем угодить невозможно. Но знаю твёрдо, что мои усилия будут не напрасны, если в поле зрения музыкального кругозора иркутян попадёт этот чудесный инструмент – балалайка. Я люблю свой город и надеюсь, что здесь будут жить мои дети.

Сегодня у нас много поводов для того, чтобы крепко подумать, что происходит в нашей культуре. Чем наполняемся мы, чем наполняются души наших детей. Какую музыку они слушают, какие фильмы смотрят. Нашему поколению подсунули Микки Мауса и «Кока-Колу», нас настойчиво убеждают через эстраду, шоу-программы, соцсети, что материться – это норма. И мы будем пожинать эти плоды. Считаю, что нам есть ради чего объединять усилия, а не устраивать войну в соцсетях. Есть вещи куда более важные, чем комментарии в «Фейсбуке».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры