издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ковид схлестнулся с ОРВИ

В регионе микст-эпидемия коронавируса и других заболеваний

Федеральный проект закона о введении QR-кодов для посещения общественных мест был поддержан 10 декабря на сессии Законодательного Собрания Иркутской области. Этому решению предшествовали обсуждения на оперативном штабе и сессии. Эксперты из минздрава, Роспотребнадзора, медицинских организаций констатировали: в Иркутской области ситуация стала более стабильной, однако уровень заболеваемости ковидом не падает, тогда как в целом по России идёт спад. Ковид сопровождает высокий рост заболеваемости ОРВИ и гриппом. Болеют в основном дети, число вызовов скорой к маленьким пациентам увеличилось за первую неделю декабря в 2,3 раза по сравнению с вызовами по ковиду. По сути, в регионе идёт двойная эпидемия – ковида и ОРВИ.

Снижения числа заражений нет

«По-прежнему сохраняется большое количество пациентов, находящихся в тяжёлом и крайне тяжёлом состоянии», – заявила заместитель министра здравоохранения Анна Данилова, рассказывая об обстановке на оперштабе ЗС. В сутки по-прежнему регистрируется 598–600 новых случаев заболевания коронавирусом. «Ситуация сохраняется напряжённая, – отметила замминистра. – Об этом говорят все показатели эпидпроцесса». Развёрнуто более 6,1 тысячи «ковидных» коек (по данным на 7 декабря. – Ред.). Около 4,8 тысячи человек находятся в стационарах (половина – пожилые люди старше 60 лет). На больничных койках 117 детей, 5 – в палатах интенсивной терапии. 80% заболевших переносят болезнь дома, включая 12% пожилых и более 3 тысяч детей. В Иркутской области заболеваемость никак не снижается, а по России уже идёт спад – минус 3,3% (по данным на 7 декабря. – Ред.). И показатель недельной заболеваемости выше, чем в среднем по России.

«Помимо ковида у нас остро стоит вопрос ОРВИ, повально болеют школы, – сказала вице-спикер ЗС Лариса Егорова. – Как у нас обстоят дела с транспортом для перевозки врачей, потому что вызовов наверняка очень много? И берут ли ПЦР у детей, или всё списывается на ОРВИ?» «Все люди с признаками ОРВИ должны пройти ПЦР-тест», – пояснила Данилова. Количество транспорта увеличивается, но в пики заболеваемости его не хватает. Анна Данилова подтвердила: за последнюю неделю ноября и начало декабря отмечено увеличение заболеваемости ОРВИ у детей. В декабре число вызовов скорой по ОРВИ в 2,9 раза превысило количество вызовов по поводу ковида. К детям стали вызывать в 2,3 раза чаще, чем по коронавирусу. По данным на 13 декабря, в регионе за неделю обратились в больницы более 33 тысяч пациентов, эпидемический порог превышен на 18,7%. Сейчас в связи с ростом заболеваемости ОРВИ в областной инфекционной больнице разворачивают 60 коек для детей. Эта эпидемия пересекается с пандемией ковида и создаёт дополнительные сложности. Дети чаще стали заражаться и ковидом, у части из них течение болезни уже тяжёлое.

Сравнительные характеристики нескольких волн позволяют сказать, что вирус стал активнее и быстрее распространяться, а дети – его новая мишень. В 2020 году в регионе заболели чуть более 104 тысяч человек, из них всего 7,8 тысячи – дети до 17 лет. В прошлом году 78,5% из всех заболевших были люди от 18 до 65 лет, более старшие – 14%, сообщил главный врач областной инфекционной больницы Владимир Хабудаев. В 2021 году, по данным на 5 декабря, диагноз «ковид» уже был поставлен более чем 266 тысячам человек. Дети стали болеть чаще – в 2021 году зафиксировано более 30 тысяч детей с ковидом. От ковида в 2020 году погиб 2041 человек, летальность составила 1,9%. В этом году – 6360 человек, летальность – 2,4%. Эти цифры Хабудаев назвал «наиболее пугающими», хотя показатель ниже общероссийского. Четвёртая волна показала: пика по заболеваемости мы достигли в первую неделю ноября – диагноз «ковид» за 7 дней поставили 11,7 тысячи человек, умерли только за одну неделю от новой инфекции 256 человек, на следующей неделе заболевших было меньше – чуть более 9 тысяч человек, но умер уже 261 человек. А вот когда детей выпустили в школы после двухнедельных каникул, заболели уже 11,6 тысячи человек, ушли из жизни от последствий ковида 286 человек. Ещё через неделю упала заболеваемость, но умерли 288 человек.

«Особенность дельта-штамма в том, что он стал в большей степени поражать детское население», – сказал Владимир Хабудаев. Во вторую и третью волны количество заболевших детей увеличилось примерно на 4%. Но во вторую волну заболели всего 240 детей от 0 до 2 лет, а в третью – уже 1126. Рост в пять раз. Двухлетки и трёхлетки стали болеть в 3 раза чаще, младшие школьники – на 40% чаще. Хабудаев отметил, что в последние две недели наблюдается некоторый спад выявления заболевших ковидом, но одновременно увеличился объём исследований по ОРВИ и гриппу. В ближайшее время медики начнут сокращать ковидный коечный фонд, но никто не знает, как долго продлится этот период «мнимого благополучия», подчеркнул Хабудаев.

«В детской поликлинике сегодня, в день заседания оперштаба ЗС, до 12 часов поступило 736 вызовов, – сказала главный врач Иркутской городской клинической больницы № 8 Жанна Есева. – Вы это можете себе представить? Каких машин, даже теоретически, и врачей может хватить, чтобы объехать все вызовы? 1,6 тысячи только детей обратились сегодня в поликлинику. Основная масса идёт по ОРВИ. Эта волна сегодня связана с гриппом, очень хотелось бы, чтобы законодательные власти обратили на это внимание». И на этом фоне, по сути, двойной эпидемии – ковида и ОРВИ – изменить ситуацию могут ограничения и вакцинация. «Я, как медик, говорю: единственный путь – это прививаться. И те люди, которые идут толпами за медотводом и придумывают себе разные говорилки, чтобы мы их не прививали, – это пустое, зря, – сказала Жанна Есева. – Бояться этих вакцин не надо. Наши лечебные учреждения привили почти 50 тысяч человек, один случай анафилаксии у нас был».

Как сообщила главный врач Иркутской городской больницы № 1 Любовь Левина, в ковидном госпитале у неё 57 пациентов. Привитых – двое. «Крайне тяжело смотреть, когда люди погибают. Я призываю всех: прививайтесь! Прививка не гарантирует, что вы не заболеете. Но сейчас это единственный выход, который позволит людям жить на этой земле. Мы в одной с вами лодке», – говорит Левина. На сентябрь этого года популяционный иммунитет жителей Иркутской области составлял более 77% (по данным группы волонтёров, состояние иммунитета которых исследовали учёные). Однако вирус за год сделал такой скачок в изменениях, что уже нужно говорить не о 65% популяционного иммунитета, способного остановить распространение других ОРВИ, но о 90–99%, сказал директор Противочумного института Сибири и Дальнего востока Сергей Балахонов. С появлением на территории области дельта-штамма стали расти показатели по переболевшим детям.

«Все смерти, которые есть, не связаны с вакцинацией, – сказала замминистра Анна Данилова. – У нас присутствуют руководители госпиталей на заседании, и они вам могут сказать, что все люди, находящиеся в тяжёлом состоянии, – это не вакцинированные».

Пришла без ПЦР-теста

Парламентарии пошли на то, чтобы выслушать противников введения QR-кодов и вакцинации. Одна из активисток пришла в зал заседаний без прививки и без ПЦР-теста, хотя обещала его сделать. Другая начала рассказывать о Японии и о «коктейлях, чтобы заразить людей».

«Что такое QR-код? Малопонятно, что это такое и зачем он введён? – заявила активистка из Усолья-Сибирского Дарья Дорогова. – Он как-то спасает от ситуации? Нет. В один магазин могут попасть люди с QR-кодом и не могут те, кто без QR-кода. При этом это нарушает их конституционные права. У нас эпидемия в регионе или в стране в целом введена, или ЧС? На каком основании людей лишают права выбирать, вакцинироваться или нет?» Дорогова пожаловалась, что не может водить своих детей на танцы в дом культуры, потому что у неё нет QR-кода. «Я за добровольную вакцинацию, я не привита, я против», – заявила активистка.

«А вы против ПЦР или нет? Это тоже опасно, с вашей точки зрения, для здоровья?» – спросил спикер ЗС Александр Ведерников. «Я не проходила ПЦР, так скажем», – ответила она. Спикер отметил, что дама пришла в парламент, который является чистой зоной, не сдав предварительно ПЦР. «Хотя вы обещали, – сказал спикер. – Чем выражена эта ваша позиция? Это же не вредит вашему здоровью. Подумать о бесперебойном функционировании законодательного органа можно было, наверное? Что вам мешало? Тем более вы обещали это сделать». Дорогова заявила, что 29 ноября была на встрече с губернатором, не сдавая предварительно ПЦР-тест. Спикер снова заметил, что, приглашая в ЗС активистку, с неё взяли обещание, что она пройдёт эту процедуру. И она согласилась. «Половина области стоит на ушах, а вы сейчас пытаетесь выяснить, почему я не сдала ПЦР-тест?» – заявила Дорогова. Её оставили в зале, посоветовав в другой раз более ответственно относиться к своим обещаниям и здоровью окружающих.

Активистка Любовь Аликина заявила, что она инвалид, имеет доход 16 тысяч рублей и для неё дорого сдавать ПЦР-тест. «8 мая 1945 года Советский Союз стал агрессором и напал на Японию. По договорённости, – вдруг начала она издалека. – Была объявлена военная кампания, нападение на Японию. А почему? А потому что готовилась бактериологическая война. Японцы отрядом 731 показали, как они готовили коктейли для того, чтобы заразить людей. Так вот, 75-76 лет спустя – сейчас – происходит без объявления войны то же самое по всей планете Земля. Что вы творите? О каком внесении в этот закон можно говорить, о каком введении QR-кодов и о какой обязательной вакцинации?» По мнению Аликиной, если люди будут питаться, а не голодать, как сейчас, то никто болеть и не будет.

«Ковид, как и слухи, распространяется среди людей, – заметил зампредседателя Общественной палаты Иркутской области Виктор Кузеванов. – Только ковид распространяется по телам, а слухи и предрассудки через сознание людей». По мнению эксперта, слухи, мифы передаются куда как лучше, чем проверенные знания, поэтому нужно искать способы убеждать людей, пробовать работать с ними на уровне образов, символов, которые переубедят их и заставят отойти от ошибочного понимания ситуации. «QR-код – это не панацея, он позволяет только уменьшить скорость и масштабы заражения, чтобы медицинская система могла справиться с тем наплывом, который есть», – сказал Кузеванов. Обсуждение введения QR-кодов длилось на оперштабе несколько часов. Депутаты указали на ряд существенных проблем, которые надо решить, чтобы не вызывать волнение у людей.

Что делать переболевшим?

Парламентариев волновала проблема темпов вакцинации и достижения коллективного иммунитета. Депутат Лариса Егорова поинтересовалась, достаточно ли активно люди идут вакцинироваться? Анна Данилова признала, что после пика в ноябре сейчас идёт спад числа желающих поставить вакцину. «По вашим прогнозам, если так же будет продолжаться вакцинация, мы когда должны достичь иммунитета?» – спросила Лариса Егорова. «К концу года планы по вакцинации взрослого населения должны быть выполнены», – пообещала замминистра. Депутат Евгений Сарсенбаев напомнил, что люди в его Ангарском городском округе ждут врачей по нескольку дней, а то и недель, а в пунктах вакцинации – огромные очереди. Депутат Денис Шершнев сказал, что в его округе, в Тулуне, анализы на ковид пересылаются в Иркутск, проходит около 2 дней до того, когда результаты возвращаются назад. Срок действия ПЦР-теста сокращается до 48 часов, это означает, что все непривитые жители округа окажутся на нелегальном положении, поскольку их тесты в случае введения QR-кодов будут устаревать очень быстро. Депутат настаивал на постройке дополнительных лабораторий в районах. Анна Данилова назвала нецелесообразным строительство таких лабораторий, а людям посоветовала воспользоваться экспресс-тестами.

Депутаты подняли вопрос о том, что медицинская система во время третьей волны часто не справлялась с запросами населения и многие люди переболели, но медпомощь не получили. «У нас был период, особенно во время второй и третьей волн, когда многие люди переболели дома, не могли вызвать врача, хотя и вызывали. У них достаточно высокий титр антител, но им вновь предлагают пройти вакцинацию, – сказала депутат Ирина Синцова. – Какова позиция профессионального медицинского сообщества? Что делать этим людям?» Анна Данилова заявила, что позиция медиков – вакцинироваться надо вне зависимости от показателя антител. Тем более что у многих переболевших близится полгода с момента заражения, когда титр антител падает до опасного уровня.

Председатель Общественной палаты Иркутской области Владимир Шпрах озвучил официальную позицию своих коллег: необходимо разрешить ввоз и применение на платной основе сертифицированных иностранных вакцин, утвердить документы, подтверждающие вакцинацию или медотвод для людей, не использующих смартфоны и Интернет, а также ужесточить наказание за подделку медицинских документов.

10 декабря на своём заседании Законодательное Собрание поддержало федеральный законопроект о введении QR-кодов в общественных местах. В голосовании участвовали 42 депутата, 23 парламентария проголосовали «за», 15 – «против», трое народных избранников воздержались. Иркутские парламентарии направили в профильный комитет Госдумы предложения по доработке проекта Федерального закона № 17357-8 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В частности, депутаты считают необходимым предусмотреть возможность получения QR-кодов для тех, кто переболел, однако не сумел получить врачебную помощь, но имеет высокий титр антител. Иркутские депутаты полагают, что не надо распространять действие QR-кодов на общественный транспорт и такси. Люди должны получить повышенные социальные выплаты при возникновении осложнений после вакцинации. Разумно было бы ввести страхование жизни за счёт средств федерального бюджета для всех, кто поставил прививку. Вчера стало известно, что Госдума отложила рассмотрение законопроекта о QR-кодах в транспорте.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры