издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Какой смысл снижать цену, если люди и так покупают?»

Эксперт рассказала, почему всё дорожает

Табло с ценами на заправках продолжают огорчать иркутских водителей. В прошлом году цены на бензин не росли только во время выборов. В декабре 2021-го стоимость наиболее популярной марки – АИ-92 – достигла рекордных 47,1 рубля, в новом году рост не прекратился. Цена на дизельное топливо преодолела психологическую отметку в 50 рублей, продолжила расти и в начале 2022 года. В северных районах Иркутской области дизтопливо продают по цене выше 60 рублей. Читатели газеты спрашивают: почему так сильно растут цены на топливо? Мы попросили декана Сибирско-американского факультета ИГУ, доктора экономических наук Надежду Грошеву максимально просто объяснить механизмы формирования цен, в том числе на бензин.

– Давайте начнём с наивного вопроса: почему в принципе растут цены?

– Когда мы говорим, что цены выросли, речь идёт об инфляции. Это не хорошо и не плохо, инфляция есть не только в России, но и в других странах. Вопрос цены на какой-то товар состоит из трёх составляющих – спроса на этот товар, предложения и количества денег в обороте. Предположим, сейчас всем людям выдадут по 10 тысяч рублей. Резко вырастут цены, но не на квартиры, а на продукты и товары первой необходимости. Потому что эти «свалившиеся с неба» 10 тысяч рублей люди тут же потратят. При этом продуктов больше, естественно, не станет. Рост количества денег вызовет рост цен. Желающих и тех, кто может купить этот товар, станет больше, и цена вырастет. Это первая история. Чтобы денег в экономике не оказалось слишком много, доходы от продажи нефти идут в отдельный фонд, бюджет их не расходует. К примеру, если поднять зарплаты бюджетникам, товаров у нас больше не станет. Приток денег в экономику вызовет рост цен.

Если мы говорим про спрос, в прошлом году у россиян был спрос на квартиры в Турции. Резко упала турецкая лира, квартиры для россиян при курсе рубль/лира подешевели. Недвижимость стандартно считается способом защитить свой капитал. Люди стали покупать недвижимость в Турции. При высокой инфляции люди рассматривают этот инструмент как способ сохранить свои деньги. Они не доверяют фондовому рынку, не понимают, что будет с банками, а дом – он был, есть и будет стоять дальше. При этом квартир не строится столько, сколько есть желающих их купить. Начинается спекулятивный рост цен. Пока недвижимость покупается как инвестиция, цена на неё будет расти. Если говорить про недвижимость, у нас были льготные ставки для определённых категорий населения. Если у вас ставка по ипотеке ниже, чем инфляция, вам выгодно взять ипотеку.

– Можно ли заморозить цену, к примеру, на морковку?

– Заморозить цену возможно, но просчитать экономические последствия этого крайне сложно. Если производитель понимает, что растут затраты на выращивание морковки, а цена остаётся на том же уровне, то он выберет выращивать не морковку, а условную кормовую свёклу, на которую цена не фиксирована. А цена может расти по разным причинам – из-за роста цен на ГСМ, удобрения, семена и так далее. Если производить какой-то товар невыгодно, производитель переходит на другой товар, цена на который не регулируется. В итоге в условной ситуации морковки станет меньше, она будет дороже. Регулирование приводит к обратной ситуации. Во всём мире сельское хозяйство дотируется, чтобы фермерам было выгодно производить то, что нужно рынку.

Государство пытается вмешаться в ценообразование, но это сложно, так как очень много субъектов задействовано в этой цепочке. Как только власть говорит: «Заморозим» цену на подсолнечное масло», – продавать подсолнечное масло становится невыгодно. Выгодно либо подождать, когда цену «отпустят», и продать позже, либо делать не подсолнечное, а оливковое масло, на которое цена не регулируется. При этом спрос на подсолнечное масло большой, цена на него объективно будет расти, хотите вы или нет.

У нас в России сейчас высокая инфляция, и мы это знаем. Это связано с ростом количества денег в экономике. Появляются дополнительные банковские инструменты, растут ценные бумаги, в экономике объективно вращается больше денег. Соответственно, возможностей купить активы становится больше. И актив начинает расти в цене. Не потому, что он стал лучше. Спекулятивную составляющую в цене на днях чётко увидели на рынке российских акций. За несколько дней он обвалился на тот объём, на который вырос за весь прошлый год. Понятно, что упали в цене не все акции и облигации, но картина примерно такая. Если бы акция объективно имела такую цену, то новости не повлияли бы настолько сильно на её цену. Спекулянты начали продавать, резко упала цена. Раз кто-то продал дешевле, значит, кто-то купил дешевле. Сделка всё равно состоялась.

– Как вы считаете, надо ли закупаться российскими акциями, когда они упали в цене?

– Если у вас есть лишние деньги, вы выбираете, куда их инвестировать. Вы можете рассмотреть различные инструменты и принять решение для себя. Очень важно, что вкладывать надо именно свободные деньги. Не поступать так, как делали вкладчики пирамиды «Финико»: они брали кредиты и относили деньги в пирамиду. Вы берёте кредит, который обязаны отдать, вкладываете в некий не на 100% гарантированный доход. Если бы в организации был гарантированный доход, банки не давали бы вам кредиты, они сами бы вкладывали в эти инструменты.

– Давайте рассмотрим, почему растёт в цене бензин?

– Бензин относится к товарам неэластичного спроса. Если у вас есть машина, вы на ней ездите, то сколько должен стоить бензин, чтобы вы пересели на маршрутку? Мы можем долго друг другу рассказывать, что в городе нет нормального общественного транспорта и по иркутским улицам без машины ездить нельзя. Вопрос: где тот предел, после которого человек будет готов отказаться от машины?

Возьмём такой товар, как пиво. Когда я была ребёнком, пиво было массовым продуктом. Его покупали, пили в жаркую погоду. Когда ввели акцизы, в том числе на пиво, оно стало стоить дорого. Люди, которые просто попили бы пиво из соображений «почему нет?», перешли на условную «колу». Люди, которые покупали пиво как алкоголь, перешли на водку: при той же цене количество градусов на рубль в водке больше. Борьба с пьянством и повышение акцизов на пиво не привели к тому, что стали меньше пить. Вместо этого стали покупать более дешёвую водку. То же самое с сигаретами. Сколько должна стоить пачка, чтобы человек бросил курить? Насколько должна быть сильна зависимость от сигарет, чтобы покупать их по дорогой цене? Та же ситуация с бензином. Пока люди готовы ездить на машине, бензин будет расти в цене.

Несмотря на то что мы стремимся перейти к экономике с низким потреблением невозобновляемых ресурсов, цена на нефть будет расти. Казалось бы, спрос должен падать. Но происходит другое – фиксируется резкий скачок цены на нефть. Вслед за этим растёт биржевая закупочная цена на нефть. Следовательно, повышается цена на бензин. Его довезли до заправки, люди его купили. А какой смысл снижать цену, если люди и так покупают? Любые повышающие факторы цену повышают, однако понижающие факторы оставляют её на том же уровне.

Ещё один момент – знакомый заправляется на «Роснефти», там цена на три рубля дешевле, но там дикие очереди. У нас заправок «Роснефти» мало. Если бы в Иркутске были федеральные сети, которые тоже могли бы сами производить бензин, они продавали бы дешевле. Кажется, что три рубля – это немного. Если взять один литр за 49 рублей – это 6%. Если мы посчитаем годовые закупки бензина, получится неплохая сумма. Это как деньги положить в банк под 6%.

– Почему у нас бензин дороже, чем в тех странах, которые у нас его покупают?

– Повторю ещё раз. Если люди готовы покупать по такой цене, зачем её снижать? Это первое. Второе: в цене бензина заложена большая доля всевозможных платежей – акцизов, НДС и других налогов. К тому же акцизы и НДС повышаются, налог на прибыль, конечно, формально не повышается, но постоянно ограничиваются возможности его минимизировать. Если говорить о регулировании экономики, «слоне в посудной лавке», о чём мы говорили выше, то в регулировании цен на топливо оно тоже есть. Когда продавать за границу компаниям выгоднее, чем внутри своей страны, чтобы они оставляли топливо в России, им давали возвратный акциз, условную дотацию, которая компенсировала потери. Когда возникла обратная история – продавать в России выгоднее, чем за границей, компаниям пришлось возвращать дотацию. Это не даёт позитивного тренда, а лишь дополнительную нагрузку на производителя, которая тоже заложена в цену.

– Следует ли это понимать так, что цены на заправках будут расти?

– Снижаться они точно не будут.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры