издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Небо. Самолёт. Девушка

В Иркутском театре юного зрителя прошла премьера спектакля «Стюардесса»

  • Автор: Лора Тирон, Фото: Светлана Светлакова

Не так часто на сценах театров появляются спектакли, рассказывающие о жизни и непростом труде лётчиков, бортпроводников. Именно про их будни, радости и сложности, связанные с постоянным риском и неожиданностями, порой​ трагичными, рассказывает пьеса писателя и драматурга, в прошлом лётчика Валерия Хайрюзова «Стюардесса», которая недавно поставлена на сцене Иркутского ТЮЗа имени А. Вампилова режиссёром, заслуженным работником культуры РФ Виктором Токаревым.

Как правило, профессии эти, несмотря на риск, овеяны романтическим флёром. Именно​ так представляла их себе и главная​ героиня​ пьесы – девушка по имени Наташа, которая приезжает из маленького посёлка в большой город, чтобы учиться и стать стюардессой. Это её давняя мечта. «И она должна стать реальностью», – говорила себе Наташа.

Девушка добивается своего и летит в первый рейс, который становится для неё испытанием на твёрдость характера, проверкой силы и мужества. В трагический момент она не позволяет себе поддаться панике и принимает единственно верное решение – спасать пассажиров из горящей машины и помогать не только им, но и раненым членам экипажа. В основу пьесы легли реальные события, случившиеся с самолётом Ан-24 в июне 2019 года, когда в воздухе отказал один из двигателей и при аварийной посадке в аэропорту Нижнеангарска самолёт выкатился за пределы взлётной полосы и врезался в здание очистных сооружений. Начался пожар.

Режиссёром очень верно была найдена камерная форма подачи спектакля, когда зрители находятся на расстоянии вытянутой руки и буквально включены в события. Места для зрителей расположены на сцене, где выставлены 4-5 рядов стульев, что позволяет наблюдать за действием не со стороны и издалека, а проживать вместе с героями их жизнь здесь, сию минуту, видеть вблизи​ их мимику, выражение глаз, интонацию, улавливать​ все нюансы​ и тонкости, когда действие строится на «крупных планах».

Актёры работают сдержанно внешне, но внутренне подвижно и гибко, точно существуя в жанре, где-то чуть поднимая градус состояния персонажа, где-то на полутонах. Каждую​ эмоцию зритель видит и улавливает, ведь он сидит в метре от них, и здесь нельзя соврать, сфальшивить, пережать в чувствах. Всё считывается через мимику, глаза, взгляд артиста.

Благодаря точно найденной интонации актёры создают убедительный эффект погружения в атмосферу. Режиссёром найдены и расставлены точные акценты, сочинена как бы​ партитура спектакля, в котором есть место и душевным разговорам, и человеческим​ чувствам. Для более объёмного воспроизведения авиакатастрофы использован современный видеоконтент, который, как в кино, переносит зрителей то в кабину воздушного судна, то в салон самолёта, когда очарованные стюардессой Наташей пассажиры исполняют для неё «Бесаме мучо», или воспроизводит страшные картины горящего самолёта.

«В нашем городе Иркутске живут очень мужественные люди, – сказал автор пьесы Валерий Хайрюзов, специально прилетевший на премьеру из Москвы. – Среди них – самые красивые и отважные девушки России. Они сегодня здесь, на премьере спектакля. В частности, бортпроводницы Елена Лапуцкая, Наташа Картошкина, с которых я писал образ моей главной героини. Здесь сегодня мои товарищи, коллеги, друзья, и мне приятно, что они пришли разделить радость премьеры вместе со мной и всем постановочным коллективом театра. Приятно, что мы находим понимание у руководства города и области, которое приветствовало постановку по такой теме. В истории театральной России это первый спектакль о лётчиках, о бортпроводницах, об их нелёгкой профессии».

Многие отмечали запоминающееся сценографическое решение художника Андрея Штепина, костюмы Наталии Убрятовой. Сценография чётко организует сценическое пространство. Тут нет ничего лишнего, отвлекающего, хотя нюансов много. Режиссёр глубоко поработал над пьесой, сделав акценты на главном, оттенив второстепенное, осмыслил и подробно проработал каждый сюжетный ход и поворот.

В спектакле много интересных решений. Видно, что и пьеса легла на труппу и на душу режиссёра, и труппа с желанием откликнулась на материал. Всё сошлось: и внятность истории, и целостность убедительных образов, и подробнейшее общение артистов на сцене, и даже невидимый, но ощутимый контакт зрителя и сцены.

«Главное в нашем спектакле – мечта и подвиг, – сказал режиссёр спектакля Виктор Токарев. – Во все времена были люди, которые выбирали романтические профессии, и среди них те, кто мечтал о небе. Но на подвиг способен далеко не каждый, а Наташа,​ отправившись в свой самый первый полёт, сразу​ столкнулась с экстренным случаем и оказалась готовой к поступку. Профессия, на первый взгляд, романтичная, но на поверку требующая всего мужества и героизма вот в таких нештатных ситуациях. И если бы не её героизм и мужество, пассажиры и члены экипажа могли бы погибнуть. Обычно такие люди говорят, что на их месте каждый бы поступил так же. Но, к сожалению, так бывает нечасто. Многие проходят мимо чужой беды, не желая рисковать жизнью, здоровьем, благополучием, поэтому такие поступки заслуживают восхищения. Это настоящий подвиг».

В спектакле заняты заслуженные артисты РФ Владимир Привалов, Николай Кабаков, артисты Виктория Криницкая, Ольга Дерфлер, Наталия Маламуд, Павел Савин, Николай Кулебякин, Павел Матушевич, Глеб Белкин, а в массовых сценах – вся труппа театра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер