издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мир Александра Вампилова – всеобъемлющий!»

Создательница Культурного центра Александра Вампилова презентовала книгу-хронику о том, как развивался Центр

  • Автор: Наталья Сокольникова, Фото: Наталья Сокольникова

11 мая 2022 года иркутский Культурный центр Александра Вампилова отметил юбилей – 10 лет со дня его основания. Всё это время Центр укреплялся, рос и обретал друзей. Историю этого десятилетия основательница Центра Галина Солуянова рассказала на страницах книги «Десять созидательных и счастливых лет… К юбилею со дня основания центра А. Вампилова. Дневник основных событий». Презентация книги прошла накануне в центре Вампилова.

«Я существую в любви»

«Здесь очень много чего происходит, – говорит о созданном ею 10 лет назад Центре Вампилова Галина Солуянова. Сегодня на сцене Центра проходит презентация её книги. – Атмосфера здесь становится всё выпуклее и объёмнее, и мне от этого радостно». Зрители аплодируют. Многие из них давно являются друзьями Центра, а до его создания – друзьями фонда драматурга Вампилова. Они поднимаются на сцену поздравить Галину Солуянову с выходом книги, поделиться своими историями, связанными с Центром, и рассказать о своих впечатлениях от прочтения книги.

Среди них актрисы Иркутского ТЮЗа имени Вампилова, где в конце 1980-х Солуянова заведовала литературной частью. В 1996-м Галина Солуянова открыла Иркутский областной фонд Александра Вампилова, в 2012-м – Культурный центр Вампилова. О том, как это происходило, мы рассказывали в номере «ВСП» от 17 августа 2021 года. С актёрами ТЮЗа Солуянова до сих пор крепко дружит.

Актриса ТЮЗа Наталия Маламуд и сама была частью многих событий, описанных в книге Солуяновой. Она вела презентацию книги в образе театральной музы. Предоставив слово самой себе, Маламуд сказала: «Я прочитала книгу на одном дыхании и желаю вам таких же трепетных чувств, которые я испытала. Страницы живые. Это наша жизнь».

Ведущий мастер сцены ТЮЗа Елена Константинова тоже выступила на презентации. Она рассказала о том, как впервые пришла в «комнату Вампилова» в конце 1990-х, чтобы посмотреть экспозицию, посвящённую творчеству драматурга. По случайности именно в этот день был день рождения Галины Солуяновой. С тех пор завязалась творческая дружба актрисы и вампиловеда. В финале своего выступления Константинова прочитала стихотворение иркутского поэта Марка Сергеева «Пожалуйста, поверуйте в любовь».

Со сцены говорили много слов о книге и её авторе. Кто-то вспоминал личные истории, связанные с созданием Центра, кто-то рассказывал об издательском опыте работы с книгой, кто-то благодарил Солуянову за то, что она создала место, ставшее настоящим Домом драматурга. Финальное слово взяла сама Солуянова. Официальную часть презентации она закончила словами: «Говорят, человек без любви не может работать. А я даже не работаю, я как-то существую в любви. И я в этом с удовольствием вам признаюсь».

После презентации зрители выстроились в очередь – каждому желающему в этот день Галина Солуянова дарила и подписывала книги. Книга вышла тиражом 500 экземпляров. Презентовать её будут и на других площадках, например в доме-музее Александра Вампилова в Кутулике.

Внутри «Десяти созидательных лет»

«Я работала над книгой полтора месяца по нескольку часов в день, – говорит Галина Солуянова. – Она писалась легко, по вдохновению». С такой же лёгкостью читатель может прочесть книгу.

Раз – открываешь новое, ещё пахнущее типографской краской, хорошо иллюстрированное издание с обложкой от народного художника России Сергея Элояна. С обложки сквозь большую римскую цифру X, как сквозь замочную скважину, на читателя смотрит Вампилов. За его спиной – иркутские крыши.

Два – читаешь предисловие: «Перед вами не совсем обычная книга. Это не художественное, но и не документальное издание. Скорее книгу можно назвать хроникой, но написанной живо и искренне». Текст предисловия написан как будто давно знакомым другом, который так живо рассказывает о каком-то событии, что ты теперь хочешь лично его пережить. И переживаешь, перелистывая страницу за страницей.

Три – проглатываешь первую главу «Истоки», в которой автор коротко пересказывает биографию самого Вампилова и последовательность, в которой собиралась коллекция Центра.

Четыре – рассматриваешь фотографии музейной экспозиции, картинной галереи Центра Вампилова, портреты самого Вампилова и его окружения, пейзажи вампиловских мест в главе «Коллекции». История картинной галереи Центра, рассказывает Солуянова, началась с картины художника Карла Шулунова «Аларская долина», которую он принёс ей сразу после открытия фонда. Шулунов сказал, что писал картину в то время, когда Вампилов приезжал в Кутулик. С этого пейзажа и начала собираться картинная галерея Центра, в которой теперь числится около 200 работ.

Пять – и вот уже следующая глава, «Литературно-театральный салон». Здесь и начинается хроника, обещанная в предисловии: с вниманием к каждой встрече автор рассказывает о том, как рос и развивался Центр. Как появлялись первые экспозиции, организовывались творческие встречи и вечера, как отпраздновали первый пятилетний юбилей и готовились ко второму, нынешнему. Повествование от первого лица даёт возможность не просто узнать о хронологии событий истории Центра, но и прожить их лично вместе с автором.

В последней главе Солуянова рассказывает читателям о сотрудниках Центра – о людях, вместе с ней создававших пространство, которое теперь зовётся Домом драматурга. Несколько последних страниц книги – «Приложения». Здесь перечислены проекты и спектакли Центра, названы «центральные» гости и основные направления научной работы. Здесь же несколько страниц отведено для слов друзей Центра. О том, что происходило за «десять созидательных и счастливых лет», рассказали профессор ИГУ, доктор филологических наук Сергей Смирнов, директор Иркутского областного краеведческого музея имени Н.Н. Муравьёва-Амурского Сергей Ступин, основательница музея А. Вампилова в Кутулике Юлия Соломеина, актрисы ТЮЗа Елена Константинова и Наталья Маламуд.

В финале Маламуд пишет: «И вот парадокс, кто бы ни пришёл (а у каждого это действительно «дело случая» – негласно сквозное во всех произведениях Александра Вампилова), все как будто проходят некий «рентген»-осознание: знакомые знакомых, истории и моменты из прошлого вдруг, как пазлы, собираются воедино. И понимаешь, что мир Александра Вампилова – всеобъемлющий!»

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер