издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«В ритуале «Поцелуй Байкала» нет ничего плохого, если всё делать по уму»

О том, что происходит с туризмом на Байкале во время пандемии и санкций, рассказывает специалист

  • Автор: Ольга Туктарова

С начала пандемии цены на путешествия по Байкалу постоянно растут. Не станет исключением и нынешний сезон, прогнозируют организаторы туров. Основную долю в стоимости путешествия занимают гостиницы и транспорт. И если отели цены пока не подняли или подняли несущественно, то затраты на перевозки заметно выросли. На это повлияла ситуация с запчастями и расходными материалами для автомобилей. Сколько в нынешнем сезоне будет стоить отдых на Байкале? В какие места кроме Листвянки и Ольхона чаще всего едут туристы? Об этом мы поговорили с гидом и организатором туров на Байкал Татьяной Постниковой.

– В последнее время часто встречается реклама туров, которые называют авторскими. Что это такое?​

– По-хорошему, авторскими называют туры в том случае, когда известная личность собирает людей на свой бренд. Примеры – Наталья и Мурад Османны, Михаил Кожухов, Артемий Лебедев и другие. Людей привлекает в первую очередь личность, а место вторично. Сегодня большая часть авторских туров строятся по тому же шаблону, что и туры от компаний. Возьмём условного Андрея из Москвы, предположим, что у него есть свой йога-клуб. Вокруг него сформировалась аудитория, с которой он занимается йогой. Андрей съездил на Байкал, посмотрел, как тут круто. Приехал в Москву и говорит: «Ребята, есть отличная идея! Давайте все вместе рванём на Байкал и на берегу озера каждый вечер будем заниматься йогой». Скорее всего, он повезёт людей в те же места, где был сам. Изобретать велосипед никому не хочется. Скорее всего, в этом туре будут дополнительные фишки – занятия йогой, рисованием, психологией или тренинги по бизнесу, но можно и без них.

При этом мне кажется, что понятие «авторский тур» за последние годы несколько размылось. Авторскими стали называть все туры, которые организовывают «не местные». Вплоть до того, что, если мы увидим, как человек на своей странице в соцсети сообщает о наборе группы для поездки на Байкал, это тоже будет авторский тур.

– Некоторые местные гиды публично высказывали недовольство тем, что на Байкале появилось много авторских туров. Вы согласны с этим?

– Действительно, нынешней зимой поднялась волна хейта по отношению к организаторам авторских туров. Высказывались в основном отдельные гиды и организаторы путешествий. Мне не кажется, что обилие авторских туров – это плохо. Для экономики это хорошо. Появление таких туров говорит о том, что направление интересно для туристов. Гостиницы загружены, транспорт работает, люди заняты. В целом для отрасли это прекрасно. Появляется больше клиентов, количество денег, вращающихся в отрасли, растёт.

«Авторам» вменяют в вину то, что они вывозят деньги из региона. Это связано с мифом о том, что в туризме крутятся мегабольшие деньги. Но если разобраться, то выходит, что большая часть стоимости тура уходит сначала гостинице, потом транспорту – на автомобили, хивусы и прочее. Эти две статьи расходов – ключевые в стоимости любого тура. Маржа организатора не занимает большую долю, иначе люди не будут покупать туры. В регионе в конечном счёте туристы оставляют больше, чем увозят с собой «авторы».

«Всего очень мало, а хорошего ещё меньше»

– Насколько, на ваш взгляд, справедливы претензии к качеству авторских туров и законности деятельности их организаторов?

– «Авторы» часто организовывают всё сами, экономят на гидах или берут абы каких. А от гида зависит многое – подача информации, атмосфера и настроение группы. В конечном счёте – будут туристы счастливы или нет. Это только кажется, что работать гидом легко. Есть много нюансов, которые не местный человек может просто не знать.

Что касается наведения порядка, я считаю, всегда надо начинать с себя. Если вы позиционируете себя как организаторов, то должны быть зарегистрированы как ООО. А это другие налоги, обязательные депозиты, страховки и прочее. А у нас есть куча людей, которые работают в этой сфере даже без ИП. Если быть честными, не все местные выполняют требования.

Конечно, есть компании, которые занимаются туризмом серьёзно, под брендами. Но и местный «серый» рынок тоже существует. У нас каждый водитель на Ольхоне может быть гидом, если его об этом сильно попросить. Когда мы это искореним у себя, тогда сможем требовать того же от других. А когда мы сами живём в такой реальности, получается система двойных стандартов: нам можно, раз мы живём рядом с Байкалом, а им нельзя. Вообще-то мы все граждане одной страны, чем они хуже или лучше. Если наводить порядок в этой сфере, то везде, начинать надо с местных, их больше.

Некоторые гиды говорят, что из-за авторских туров недополучают работы. Честно, я не видела ни одного гида, который в сезон остался бы без работы. Наоборот, в сезон очень сложно найти хорошего гида, да и плохого порой непросто найти. Это лишь кажется, что предложений много. На самом деле всего очень мало, а хорошего ещё меньше. Если ты работаешь хорошо, ты будешь занят.

– Расскажите о туре, в котором вы побывали и он вам понравился.

– Могу рассказать о туре знакомых ребят из Хабаровска. Автор этого тура превратил путешествие по Байкалу в интерактив. Каждый день участники тура встречались и разговаривали о разном: о природе и Байкале, о личном, о мечтах. В том месте, когда после ужина и бани в обычных турах люди расходятся по номерам, в этом туре все собирались в условном лобном месте и вели беседы.

Байкал был расслабляющим фоном, который позволял людям говорить о том, о чём они раньше молчали. В группе была девушка. На вопрос: «Кому бы вы сейчас хотели позвонить?» – она ответила, что позвонила бы папе, которого нет в живых, и заплакала. Она смогла выразить боль, которую держала в себе. В этой поездке мы все стали ближе, открылись друг другу. В обычной жизни мы стараемся делать вид, что уверены в себе, что у нас всё хорошо. Но у каждого есть болевые точки. Мы живые люди. Мне кажется, было классно говорить о своих чувствах. Причём это была не психотерапия. Это были обычные разговоры, простые вопросы и ответы. Но от этого ценность тура возросла, отдых стал ярче и осознаннее. Люди получили от этого удовольствие. Когда я была в этом туре, подумала, что хочу делать так же. Но, во-первых, не у всех может получиться настолько расположить людей, чтобы они стали рассказывать о своих глубинных чувствах. Во-вторых, если все начнут массово делать так, это перестанет быть фишкой.

«Иркутяне не готовы платить за поездку на Байкал дорого»

– Сколько сейчас стоит тур на Байкал на одного человека?

– Иногда мне приходится пристраивать одиночных туристов к коллегам, когда я не могу предложить свои услуги на даты, которые нужны. Я очень удивилась, когда наткнулась на предложение трёхдневного тура на Байкал за 15–17 тысяч рублей. Это очень низкая стоимость. Скорее всего, гостиницы будут самого низкого ценового сегмента – просто переночевать. Часто в таких дешёвых турах не заложено питание. Дают голый пакет, и то, что нужно, ты добираешь сам. В итоге сумма растёт.

В среднем цена тура на Байкал на 5-6 дней этой зимой начиналась от 50–60 тысяч рублей. Стоимость туров всегда рассчитывается от Иркутска. В ценовом сегменте выше среднего цена доходила тысяч до 80–90. Тут всё зависит от стоимости гостиниц, количества экскурсий, от того, хотят ли люди, чтобы их кормили завтраком, обедом и ужином, чтобы были фишечки, баня, подарки, хороший транспорт. Есть туры дороже. Бывают туры и за миллион рублей на двоих на неделю. Для вип-тура это нормальная цена.

– Что туда входит?

– Если не брать перелёты на вертолёте и проживание в люксовых отелях, то ничего сверхъестественного в таких турах нет. Все трансферы по льду на хивусе вместо «уазика», баня в особом месте, массаж. Вип-туры могут быть ещё дороже. Потолок практически не ограничен. Для примера, на севере Байкала есть отель. У них нельзя забронировать один номер. Можно снять только резиденцию целиком – вместе с персоналом, едой, яхтами, снегоходами. Это стоит от полутора миллионов рублей за три дня.

– Чем вы можете объяснить, что туры стали продавать дешевле – за 15–17 тысяч? Значит ли это, что цены снижаются?

– Это связано исключительно с работой на разные аудитории. Кому-то удобно купить полный комплект услуг, кто-то хочет получить самый простой набор за минимальную цену. У местных популярны однодневные туры на Байкал, их цена – от 900 рублей до 3-4 тысяч, зависит от дальности поездки.

Иркутяне не готовы платить за поездку на Байкал дорого. При этом на озере многие не были. Например, у семьи выходные, своей машины нет, нечем занять ребёнка.

Тогда приходит мысль, что недорогой тур на Байкал – хорошая идея. Ребёнок, как правило, едет со скидкой. Получают хороший отдых. Если им нравится, повторяют такие поездки и зовут знакомых.

Если говорить о цене туров в целом, то она выросла. Завершение зимнего сезона происходило на фоне скачка доллара и других новостей. Гостиницы на это отреагировали спокойнее, а транспортники существенно подняли цены из-за ситуации с запчастями, маслами и прочим. Возможно, чуть-чуть они скорректируют стоимость. Но всё равно цена будет выше той, что была в начале года. И это общая тенденция с начала пандемии. Мы всё время говорим: «Кризис», затягиваем пояса, а по факту цены растут. И сейчас на лето все снова подняли цены.

Если пару лет назад можно было сформировать хороший летний тур за 40–50 тысяч на пять дней, то сейчас цена такого же тура где-то 55–60 тысяч. Это стоимость на одного человека, если набирается группа от восьми туристов. Если хотят поехать, к примеру, два человека, то ценник будет ещё выше.

В прошлом году у меня был тур на неделю в Бурятию для двоих, это обошлось в 200 тысяч рублей. Такая цена получилась из-за индивидуальных трансферов и индивидуальных экскурсий. В группе ехать дешевле.

Несколько лет назад трансфер на микроавтобусе от Иркутска до МРС можно было заказать тысяч за 15-16. В этом сезоне то же самое стоит 24–26 тысяч. Ожидание, дополнительный пробег – всё оплачивается дополнительно.

– Куда кроме Листвянки и Ольхона обычно везут туристов?

– Мы, находясь здесь, пытаемся изобрести велосипед, увезти людей «в самые необычные места» Байкала. Хотя, если задаться вопросом: «Вы приезжаете в Италию, хотели бы вы попасть в необычные места?» – какой будет ответ? Нет. Вы хотите во Флоренцию, в Рим, к тому фонтану, где Одри Хёпберн кидала свои монетки, и так далее. Вы хотите увидеть и запостить то же, что до вас видели и постили те, кто был в этих местах.

При всей нелюбви местных к Листвянке она нравится туристам, все туда хотят попасть. Едут в Тальцы, в Байкальский музей, некоторые везут детей в нерпинарий. Листвянка есть почти во всех турах. С точки зрения организатора важно с этим местом грамотно работать: не попадать туда, когда много народа – в выходные дни и праздники. Листвянка и Ольхон – топ-2 на Байкале.

Кто знает чуть больше, спрашивают про КБЖД, кто-то едет в Бугульдейку, на мраморный карьер, в Большое Голоустное. Для первого касания этого достаточно. Редко когда человек, будучи на Байкале в первый раз, едет на север озера. Во второй раз могут выбрать бурятскую сторону. Она тоже очень интересная. Могут поехать в Аршан.​ Его нужно аккуратно подавать, чтобы не испортить впечатление. Он, с одной стороны, очень интересный. С другой стороны, те же горячие источники в Жемчуге могут испортить впечатление летом. А зимой там классно.

«Ребята приехали с пилой и дрелью»

– Вам известно, как появились такие распространённые сейчас развлечения, как «Поцелуй Байкала» и прочие? И как вы к ним относитесь?

– Есть версия, что в 2006 или 2007 году один из местных организаторов путешествий повёз туристов на север Байкала. А там развлечений не так уж много. Он придумал новое: пробурил рюмки во льду, в них налил водочки, рядом положил сальца. Туристам это понравилось. Но сначала это было не массово, не суперпопулярно. А сейчас, если у тебя в зимней программе нет «Поцелуя Байкала», участник тура может написать негативный отзыв. Люди реально едут за этим и могут пожаловаться, если им этого не дали.

В этом году была туристка, которая, попробовав «Поцелуй Байкала», сказала: «Татьяна, вы сделали меня счастливой!» Я к этому отношусь предельно спокойно. А людям нравится.

Но если мы сделаем серьёзные лица и скажем: «Это делать нельзя, и вообще ведите себя прилично», – то, во-первых, люди сами возьмут дрель, пробурят лунки, нальют водки и всё равно это сделают. Умников хватает. У меня в этом году ребята приехали с пилой и дрелью. Складной пилой они выпиливали сердечки изо льда, фотографировались с ними. И были абсолютно счастливы. И таких много. Если я им это не организую, то организует кто-то другой. Здесь работает принцип: есть спрос – будет предложение. Если люди хотят, они это получат.

В этом году был разработан Ледовый кодекс, там сформулированы основные правила относительно того, что можно и что нельзя делать на льду Байкала. К примеру, не надо бурить пузыри на льду в Большом Голоустном. Это достопримечательность, на которую приезжает посмотреть полмира. Кататься в этом месте на коньках тоже не стоит. К сожалению, донести это не так просто. Люди не понимают, что это надо защищать, потому что красивый лёд является местом притяжения. Его быстро закатывают, и люди начинают искать другие локации.

В принципе, если всё делать по уму, в «Поцелуе Байкала» нет ничего плохого. Байкал размером с Бельгию. На нём куча островков чистого льда. Выйдите подальше, сделайте лунки, налейте белую водку. Не жёлтую, не зелёную, не красную, не синюю. Возьмите бумажные трубочки, понятно, что пластиковые дешевле, но лучше взять бумажные. Если её унесёт, а на ветру их уносит регулярно, то бумажная разложится. А пластиковая превратится в мусор. Насладились напитком из лунки, сфотографировались – уберите за собой. В идеале лунки можно залить водой, тогда от вашего «Поцелуя» не останется никаких следов. Вреда от такого ритуала никакого, делайте хоть каждый день.

Как бывает фактически: на мыс Хобой приезжают 25 «уазиков» с интервалом в полчаса. От каждой группы остаются пробурённые лунки с остатками цветного алкоголя. Выглядит это неприглядно.

– Какие ожидания у гидов и организаторов на предстоящий сезон?

– Предварительно мы ждём большего притока туристов, чем в прошлом году. Если в 2021-м было открыто больше стран и было проще улететь туда и обратно, то сейчас страны-то открытые есть, но улететь очень сложно. В ту же Грузию в нынешнем году добраться сложнее, в Турцию и Вьетнам – дороже.

Есть ощущение, что летний сезон будет довольно активным по всем направлениям в России. Это и Камчатка, и Алтай, и Дагестан, и Мурманск. Пока компании готовятся к наплыву туристов.

– Это будут только россияне? Или иностранцев тоже ждём?

– Зимой у меня было несколько туров с иностранцами. После начала «спецоперации» некоторые группы купили билеты обратно и уехали, не стали оставаться до конца программы. Был риск, что закроют границы и они застрянут в России. Одна девушка с Кипра улетела обратно буквально на последнем рейсе. В конце февраля люди, вместо того чтобы отдыхать и радоваться, читали новости в телефоне, были в напряжении. Сейчас всех немного отпустило. Люди устали от плохих новостей и хотят переключиться. По моим ощущениям, иностранцев в нынешнем сезоне либо не будет совсем, либо это будут экспаты, находящиеся внутри России. Большая часть иностранцев нашу страну покинули.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры