издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В повестке – качество перевозок

Депутаты городской Думы предложили пути выхода из кризиса МУП «Иркутскавтотранс»

  • Автор: Марина Привалова

Чуть больше тысячи автобусов – частных и муниципальных – выходят на городские маршруты в Иркутске каждый день. По плану ежедневно по городу должны курсировать 150 автобусов муниципального унитарного предприятия «Иркутскавтотранс». Из-за того, что автобусы старые и часто ломаются, фактически на линию выходят 120 автобусов в будние дни и 60 в выходные. А с мая по октябрь, когда работают садоводческие маршруты, количество городских рейсовых автобусов сокращается до 80 в день. Об этом рассказал депутат, директор «Иркутскавтотранса» Алексей Колмаков 6 июля на депутатских слушаниях в Думе Иркутска. Депутаты рассмотрели вопрос о состоянии дел и перспективах развития муниципального предприятия.

В «Иркутскавтотрансе» работают 455 человек. Это 220 водителей, 75 человек ремонтного персонала, 91 – подсобно-вспомогательного и административно-управленческого. Всего предприятие обслуживает 33 городских маршрута, которые связывают практически все районы Иркутска.

По словам Алексея Колмакова, из 182 автобусов, которые есть у предприятия, 149 выработали ресурс и должны быть списаны. Но у предприятия нет денег, чтобы купить новую технику. В 2021 году его расходы составили чуть больше миллиарда рублей. Собственные доходы – 134 миллиона рублей. 320 миллионов рублей МУП получает из городского бюджета. Фактически МУП работает, возит пассажиров себе в убыток. Чтобы предприятие развивалось, размер поддержки должен составлять около 900 миллионов, считает Колмаков.

За одну поездку в муниципальном транспорте пассажир платит 15 рублей. В Иркутске самая низкая стоимость проезда в стране. Но и повышение стоимости вряд ли изменит финансовую ситуацию на предприятии. Нужно реформировать систему пассажирских перевозок. По договору лизинга в ближайшие месяцы в Иркутск прибудут 40 автобусов. Но и они не смогут решить проблемы, которые копились десятилетиями. «Мы просто «поддерживаем штаны» предприятию. 40 автобусов недостаточно. Нужно ещё 100 автобусов, чтобы выйти на базовую работу», – говорит руководитель.

Основной показатель, к которому, по мнению Алексея Колмакова, нужно стремиться, – чтобы каждый день на линию выходили 200–220 автобусов большого и среднего классов. Даже при достижении этого показателя предприятие будет занимать только около 50% рынка автобусных перевозок.

Он отметил, что для комплексного решения вопроса необходимо разработать понятную концепцию развития пассажирского транспорта. Нужно провести ревизию маршрутной сети и оптимизировать её. Сейчас примерно на 60% протяжённости городских линий маршруты дублируют друг друга, так быть не должно. Кроме того, депутат Александр Квасов предложил предусмотреть в концепции обязательную замену маленьких маршруток на большие и средние автобусы. Они могут перевозить больше пассажиров, один автобус занимает на дороге меньше места, чем несколько маршруток.

Депутат Григорий Вакуленко отметил важность перехода на безналичную оплату проезда для всех участников рынка. «Пока этого не будет, деньги остаются в «серой» зоне», – отметил депутат. Председатель комитета по экономике и стратегическому планированию Татьяна Макарычева рассказала, что руководство города ведёт переговоры с компанией «СберТройка», которая устанавливает системы электронной оплаты транспорта. Технологии позволяют регулировать тариф в зависимости от протяжённости маршрута, предусматривать льготы за проезд. Специалисты едины во мнении о том, что устанавливать такую систему нужно для всего городского транспорта, не разделяя его на муниципальный и частный. А это потребует вложений.

Алексей Колмаков напомнил, что МУП готовится к акционированию, по закону к 2025 году предприятие должно стать акционерным обществом. Депутаты рекомендовали ускорить этот процесс. Кроме того, предложили МУП «Иркутскавтотранс» рассмотреть возможность взять себе на баланс школьные автобусы, получив лицензию на перевозку детей.

«Транспорт – важная тема для всего города. Необходимо коллегиально принимать решения, договариваться на этой площадке, чтобы избежать экономических потерь, а главное – чтобы наши жители были обеспечены качественными транспортными перевозками», – отметил председатель Думы города Иркутска Евгений Стекачёв.

Депутаты поддержали предложения и обратились к администрации Иркутска с просьбой до конца года разработать концепцию развития пассажирского транспорта. Этот вопрос народные избранники решили ежемесячно рассматривать на профильной комиссии по вопросам транспорта, связи и охраны окружающей среды и ежеквартально – на депутатских слушаниях. Таким образом можно отслеживать изменения и при необходимости предлагать новые решения для улучшения качества перевозок.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры