издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Свеча за упокой

Своим обидчикам жилец вагончика на территории грузового двора станции Иркутск-Пассажирский отомстил изощрённым способом

Сразу надо сказать, что Павел Кольчурин в вагончике, именуемом в народе бытовкой, жил незаконно. Опустившись на дно жизни, он сам выбрал себе такое место обитания, пользуясь тем, что в станционном хозяйстве большого города вполне возможно до поры до времени «затеряться». Маргинал маргиналом, но успел в молодости окончить институт. Как это бывает в подобных случаях, все устремления, планы и надежды 35-летнего мужчины сгинули под влиянием алкогольной и наркотической зависимостей.

К дальнейшему повествованию эта преамбула необходима. Психиатры предупреждают о том, что в обществе немало социально опасных людей, которые живут в своём искажённом мире, нередко под влиянием психотропных веществ. Даже небольшой конфликт с такими неадекватными личностями может привести к серьёзным неприятностям, включая угрозу здоровью и самой​ жизни. По материалам уголовных дел видно: повод для агрессии бывает настолько ничтожным, что зачастую просто невозможно соотнести его с наступившими последствиями. Нормальный человек только разведёт руками: «Ну как такое может быть? За что было убивать-то?»

Сыр-бор в вагончике, который Кольчурин считал своим, разыгрался летом прошлого года. Именно тогда закончилась его размеренная и спокойная одинокая жизнь. К нему в бытовку бесцеремонно подселились ещё двое: Батурин и Родовиков по кличке Родя. Вначале алкогольные посиделки не вызывали особого протеста, ведь проблем со спиртным стало меньше. Тех денег, которые Кольчурин время от времени зарабатывал в кафе уборщиком, ему явно не хватало. Но компания допилась до того, что стала выяснять, кто в вагончике лишний. Естественно, лишним оказался «хозяин». Как пояснял обвиняемый на предварительном следствии и в суде, «эти двое» издевались над ним и даже «придушивали» так, что он падал на пол. А ведь в бесконечных​ разборках ему хотелось только одного – справедливости. Поэтому вступался за других пришлых собутыльников, которых в вагончике тоже обижали. У одного из них Родя забрал нож-бабочку и обещал «порезать его этим ножом на ремни». У женщины, которая тоже иногда распивала в этой компании спиртные напитки, обидчики отобрали тысячу рублей. Приводя такие случаи, подсудимый пытался доказать, что у него был повод для «крайней меры».

Умысел лишить жизни Батурина и Родовикова возник у Кольчурина после очередной крепкой выпивки, которая продолжалась всю ночь. Финал застолья был обычный – крепкий сон его обидчиков. Как простодушно объяснял подсудимый, сначала он хотел их «забить», для этого даже подобрал на привокзальной площади деревянный брус с гвоздями. Но, поскольку раньше ему не приходилось убивать людей, усомнился в своей способности это сделать. Ведь, если задуманное не будет доведено до конца, эти типы сами его убьют. И поэтому он нашёл другой надёжный вариант без излишней крови. И самое главное – с гарантией отправки к праотцам.​

Поскольку в вагончике не было электричества, вечерами приходилось жечь свечи. Они всегда имелись в наличии. И Кольчурин решил устроить в каморке пожар, чтобы спящие не смогли выбраться наружу и задохнулись в едком дыму. Первым делом он забаррикадировал и подпёр дверь снаружи. Для этого пригодились старый металлический шкаф, деревянный поддон и прочие бросовые конструкции, которые нашёл неподалёку. Когда убедился, что изнутри дверь открыть нельзя, приступил к главному. С уличной стороны через приоткрытое окошко бытовки (взрослому человеку не пролезть) дотянулся рукой до тумбочки и поставил на неё свечу. Обложил источник огня пенопластом и поджёг. Почти сразу же на подстилке из убойной химии заклубился чёрный дым, вскоре рвануло пламя. Недруги проснулись, попробовали выскочить наружу и тут поняли, что они в западне. Стали изо всех сил стучать в дверь. Убедившись, что задуманное сработало и в вагончике, вероятно, уже нечем дышать, Кольчурин спокойно покинул территорию грузового двора.

Алкаш не стал делать тайны из того, что совершил. Напротив, его распирало желание с кем-то поделиться своим ужасным поступком. О том, что в вагончике лежат два трупа, он рассказал работнице кафе, а потом и вовсе с этой новостью подошёл к вокзальным сотрудникам полиции. Те восприняли заявление серьёзно и тут же выехали вместе с ним на грузовой двор. Уже потом Свердловский районный суд Иркутска, где рассматривалось это уголовное дело, определит, что «умысел подсудимого, направленный на убийство двух лиц, не был доведён до конца по не зависящим от него причинам». В вагончике задохнулся только Батурин, а его товарищ Родя, который, вероятно, находился ближе к проёму окна, остался жив, хотя и получил острое отравление окисью углерода. Его, закопчённого и без сознания, вовремя вытащили на свежий воздух сотрудники полиции. Причём убивец им в этом даже помогал, словно забыв про свечку и пенопласт. Пострадавший очнулся в реанимации и довольно быстро оклемался. На первом же допросе клятвенно заверял, что своего собутыльника они с погибшим Батуриным не обижали и всё это выдумки спятившего человека.

Между тем судебно-психиатрическая экспертиза показала, что ранее не судимый Кольчурин, даже находясь в алкогольном опьянении, явно осознавал, что делает. У него были выявлены признаки смешанного расстройства личности, что, как правило, наблюдается при синдроме зависимости от нескольких психоактивных веществ. Последовал вывод, что подсудимый, как лицо, страдающее алкогольной и наркотической зависимостями, нуждается в лечении у врача-нарколога и медицинской реабилитации.​

Во время судебного разбирательства характеристику Кольчурину дали несколько сердобольных женщин из его привокзальной жизни. Они утверждали, что знали его как доброго и спокойного человека. Где-то подкармливали, иногда просили в чём-то помочь. О том, что сидело у этого спившегося мужчины внутри, не догадывались.

Несколько слов в зале суда прозвучало и от железнодорожного ведомства. Сотрудник Восточно-Сибирской дирекции по капитальному строительству ООО «РЖД» подтвердил непреложное правило, которое гласит, что на грузовом дворе никаких асоциальных личностей, бомжей и бродяг быть не должно. Они могут принести немало бед, начиная с хищений и кончая пожарами. Что, в принципе, и произошло, да ещё со смертоубийством. Считается, что путейцы всех своих знают, но, видимо, недостаточно. Подсудимый жил в вагончике незаконно, там был устроен настоящий притон, поэтому будут сделаны выводы и приняты меры.​ ​ ​ ​

Решая вопрос о наказании, суд учёл несколько смягчающих обстоятельств: Кольчурин признал свою вину и активно способствовал раскрытию и расследованию преступления. Также было принято во внимание состояние его физического и психического здоровья. Сыграла свою роль и явка с повинной. Но суд не нашёл оснований для того, чтобы признать в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, аморальное или противоправное поведение потерпевших. Привести доказательства такого поведения стороне защиты не удалось. Сам Кольчурин был взят под стражу всего с несколькими ссадинами на теле. Причём, как удалось установить, именно в ту летнюю ночь, непосредственно перед преступлением, никто как раз над ним не издевался. И некий холодный расчёт в последующих событиях присутствовал. Как отметил суд, при обострении конфликта подсудимый мог обратиться в полицию, но не сделал этого, предпочитая самоличную скорую расправу. Хотя, по логике вещей, такие люди, как Кольчурин, всячески избегают полиции, понимая, что в их ситуации при общении с сотрудниками правоохранительных органов в любом случае будут проблемы. На подобный шаг он всё же решился, но только после того, как совершил преступление.​ ​ ​

И вот прозвучал приговор по особо тяжкой статье 105 УК РФ. За два эпизода (умышленное причинение смерти и покушение на убийство двух лиц, не доведённое до конца по не зависящим от виновного обстоятельствам) Свердловский районный суд Иркутска назначил Кольчурину наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима сроком на 12 лет. Когда он выйдет на свободу, ему будет всего 47 лет. И какой очередной вагончик без колёс приютит бывшего сидельца на житейских путях – неизвестно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры