издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С «Не Забудками» в Большой Луг

Студия DRAMA представила свой спектакль в глубинке

По-настоящему погожим и красочным выдался день 7 мая, когда юные артисты детской театральной студии DRAMA при Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова дружно сели в электричку до Большого Луга, отправились на встречу и​ творческий обмен показами с театральной студией «Глубинка». В этот раз «драмовцы» везли «Не Забудки», с успехом показанные недавно на XV областном Пасхальном фестивале детских и юношеских самодеятельных коллективов «Дорогою добра». В прошлом году они уже привозили к товарищам по сцене свой коронный спектакль «Лев, Колдунья и платяной шкаф», которым успели козырнуть на Первом фестивале детских театров «Образ» в знаменитом Театре кукол имени С.В. Образцова в Москве.

«Не Забудки» – спектакль особенный. Он создан в жанре вербатим, ребята тут выступили не только артистами, но и авторами. Вербатим, или документальный театр, – это когда пьеса и представление строятся на основе реальных интервью с живыми людьми. В случае с «Не Забудками» интервьюерами были студийцы, а их объектами – родные бабушки и дедушки, которые должны были припомнить и описать самый счастливый день своей жизни. Необычный опыт ребята восприняли поначалу с осторожным сомнением, но процесс быстро увлёк, вдохновил неожиданными открытиями об удивительном прошлом близких. Собранные, записанные рассказы, богатые невероятными подробностями из детства и молодости иного поколения, маленьким лицедеям пришлось «присвоить» и рассказать от первого лица. Причём особенно интересно получилось, что в иных случаях «дедушкой» оказывалась девочка, а «бабушкой» – паренёк. Опытные наставники студии помогли своим ученикам разбавить и украсить документальные откровения выразительными музыкальными и пластическими «отступлениями», иллюстрирующими рассказанное.

В гостеприимном центре общественного развития «Вектор» иркутских пилигримов с нетерпением ждут. Вот заканчиваются последние приготовления к волшебству, гаснет свет… И на сумрачной сцене чётко тикают мгновения и движутся живые часовые механизмы – синхронно, не замедляясь, подчиняясь ходу неумолимого времени… Начинается погружение в дела давно минувших лет, в далёкие восьмидесятые, а то и шестидесятые и даже сороковые годы, когда герои новелл – бабушки и дедушки сегодняшних школьников – были молодыми или совсем маленькими. В их безыскусных воспоминаниях оживает реальность, для нынешних юнцов не менее фантастическая, чем комиксы киберпанка. Кто, к примеру, знает, что такое «косоплётки», кто поймёт, какое немыслимое девчачье счастье – впервые вплести в волосы настоящую шёлковую ленту?! Или пойти в четвёртый класс со справным сундучком, сработанным ловкими отцовскими руками, а не с матерчатой торбой, как у других сельских ребятишек.

Этот самый сундук тоже оживает перед нашими глазами, как и другие предметы и явления, упоминаемые рассказчиками. На подмостках, в кругу просто и неброско одетых мальчишек и девчонок расцветает самый что ни на есть подлинный, высокопробный театр, раздвигающий границы эпох, освобождающий от условности возраста, являющий превращения. Здесь мяч становится прыгучим ягнёнком, причудливые тени рук рождают деревья​ и травы, вызывают игру рыб в реке, полёт птиц в небе, пара красных рукавичек на верёвочке «бьются» в унисон – это навеки связанные сердца матери и ребёнка. Сколько в этих продуманных режиссёром Иваном Гущиным интермедиях правды и доброты, какая тут животрепещущая и кровная связь поколений! Зрители в зале это чувствуют, смотрят не отрываясь, дышат в такт с происходящим на сцене.

Замечательный развивающий оазис под названием DRAMA в Иркутском академическом театре появился благодаря трём молодым актёрам – Ивану Гущину, Алёне Бочкарёвой и Анне Берловой. Студия действует с прошлого театрального сезона – с сентября 2021 года. Руководство театра предоставляет студийцам для работы Четвёртую, учебную сцену. Поток желающих поступить в юниорско-актёрское братство оказался мощным, пришлось в какой-то момент ввести отбор, сформировать резерв для тех, кто пока не попал в команду. Занимаются две группы: младшая – от 8 до 12 лет, старшая – от 13 и «до плюс бесконечности», декларируют организаторы. В спектакле «Не Забудки», кстати, занята взрослая участница. Возрастной разбег, считают здесь, не помеха, а, напротив, дополнительная возможность для выражения драматических взаимодействий. Коммуникации внутри группы становятся только сердечнее и богаче. Старший состав называет себя «стая». Это, конечно, навеяно одной из любимых постановок – «Книгой джунглей». У артистов студии есть униформа, футболки, сумки и кружки с логотипом DRAMA.

Но самое драгоценное, самое захватывающее в таком ярком коллективе – это насыщенный рабочий процесс и, конечно, премьеры, премьеры, премьеры. Уроки сценической речи, сценического движения, тренинги по пластике, фанатом которой является Иван Гущин – самый гуттаперчевый и танцевальный из «охлопковцев», этюды по движению, по взаимодействию с предметами, по музыке и даже по японским иероглифам – вот с чем приходится иметь дело на репетиционной площадке. Главное, что вся эта увлекательная работа постоянно плодоносит новыми спектаклями. Для такого молодого коллектива, каким является охлопковская студия, у неё уже внушительный репертуарный лист. Ранее упомянутый спектакль «Лев, Колдунья и платяной шкаф», или «Нарния», как называют его по-домашнему, а также «Уроки французского» по повести Валентина Распутина включены в репертуар Иркутского драмтеатра и пользуются устойчивым интересом публики.

А есть ещё «Книга джунглей», «Не Забудки», успели блеснуть «Незнайка» и «Буратино», Анна Берлова подарила ребятам «крутую» пьесу «Монстры», где малышня монструозит с невероятной фантазией и драйвом. Актёр театра кукол «Аистёнок» Евгений Кириллов охотно сотрудничает со студией, участвует в «Нарнии», где есть кукольные персонажи, помог поставить «День удачи» по мотивам известного аниме «Тайна Коко», сюжет которого связан с традициями мексиканского Дня мёртвых, с его весёлыми скелетами. Недавно Евгений Кириллов официально стал одним из педагогов студии. Самой свежей премьерой DRAMA порадовала поклонников 14 мая. «Унесённые призраками» по мотивам культового мультфильма Хаяо Миядзаки – театральное переосмысление популярного аниме-материала. Именно для этой постановки ребятам понадобились этюды по иероглифам, а также по японским мифическим существам. Надо было, как объясняет Иван Гущин, «объяпониться», приблизиться к принципам японского минимализма и диалектики дзен, которая не делит мир на полярные противоположности.

В общем, жизнь студийцев удивительна. Широкая палитра драматических выразительных средств, основы танцевальных техник, работа с различными видам кукол, с реквизитом, сценическое обживание костюмов, подходы к музыкальным инструментам – что только не осваивают здесь будущие мастера сцены, как мечтается, наверное, каждому из них. И счастье, что эта мечта не заоблачная, она прорастает уже сейчас. Две постановки студии уже покупаются по билетам! А некоторые из маленьких артистов​ участвуют во взрослых постановках Иркутского академического! Так, Маша Орлова, дочка «охлопковца» Алексея Орлова I, играет Нинку в «Последнем сроке», вместе с ней на сцену выходит Арина Москвитина в роли Таньчоры, которая играла Нинку прежде с благословения своей бабушки, народной артистки России Наталии Королёвой. Серьёзную, ответственную роль исполняет воспитанник студии Артём Пляскин в масштабном пластическом полотне «Холстомер».

– DRAMA – замечательное Ванино детище, – делится впечатлениями охлопковская актриса Ольга Шмидгаль, руководитель театральной студии «Глубинка» из Большого Луга. – Какой они показали сегодня чудный спектакль, позитивный, весь на любви, на открытой радости миру, на волшебстве и воображении! И какие хорошие тут ребята, какие у них чистые лица, горящие, ясные глаза! Мы всегда рады встрече с этим дружным и живым коллективом. Летом будет новый творческий баттл. «Гущинцы» привезут «Маугли», ну и мы, конечно, чем-то ответим интересным. Приезжайте, не пожалеете!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры