издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Читка на публику

«Охлопковцы» опробовали новый творческий формат

На всевозможных драматургических и театральных фестивалях в практике столичных театральных коллективов давно и прочно обосновалась такая форма представления пьесы, как читка на зрителя. Это, конечно, не спектакль и даже не эскиз к спектаклю. Нет ни костюмов, ни декораций, ни выстроенных мизансцен. Текст просто прочитывается артистами по ролям. При этом приглашённый зритель получает уникальную возможность, во-первых, познакомиться со свежим драматургическим материалом, узнать о новейших тенденциях в творчестве драматургов, а во-вторых, «разыграть» воображаемый театр в собственной голове. Вот почему формат читок никогда не испытывает недостатка в публике, эти мероприятия всегда собирают достаточно энтузиастов, готовых включиться в обсуждение услышанного.

В Охлопковском театре решили, что читки насущно необходимы такому театральному городу, как Иркутск, и в конце мая состоялся первый драматургический этап Международного фестиваля современной драматургии «Вампилов.Fest». С этого события стартовал XIV Международный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. Свои пьесы, ранее ещё не претерпевшие постановок, то есть совершенное новьё, прислали порядка сотни авторов. Для публичного представления зрителям в литературной части Иркутского академического были выбраны четыре пьесы. Опыт знакомства с ними оказался очень интересным.

Трудной задачей для устроителей фестиваля был уже сам отбор материала. Неожиданно обильным оказался его поток. Сегодня блуждающий писательский нерв не даёт покоя не только профессиональным, но и многим самостийным авторам. Перелопатив вольную сотню драматургических опусов, организаторы остановились на четырёх пьесах, разных по жанру и проблематике. Они были прочитаны за два дня с живым участием студентов, преподавателей, участников школы театрального критика, журналистов и других активных театралов.

Первой на суд публики предстала монопьеса «Лошадка». Её в соавторстве написали известный драматург Юлия Тупикина, произведения которой довольно часто ставят в отечественных театрах, и актриса Ольга Богославская. Артистка Наталья Родина блистательно прочла историю героини, в нескольких женских поколениях которой красной нитью обозначилась горькая тема дефицита любви, одиночества и неприкаянности. История узнаваемая, откликающаяся в сознании многих, очень многих россиянок. Она взволновала, вызвала глубокие, болезненные переживания. Но в этом, наверное, и заключается её ценность. Героиня – а вместе с ней и зритель – дорастает до осмысления всего пережитого, не озлобившись, не ожесточившись, но сохранив в душе потребность в сердечном тепле, красоте и свободе. Первые слушатели восприняли текст как призыв к бережности и верности в отношениях, как завет ценить и лелеять свои сокровенные чувства. Большинство сочли, что эта семейная сага может быть зримо и ёмко представлена на Камерной сцене, найдёт своего адресата и может стать ярким художественным высказыванием.

Следующей пьесой, услышанной с листа, стал «Мой дорогой лунатик» Андрея Логванова и Александры Фоминой, написанный в исключительно редком жанре антиутопии. Лихой фантастический гротеск рисует перед нами картины близкого будущего, где пышным цветом расцвели все язвы общества потребления. Главному герою, много лет работавшему бурильщиком на Луне, предстоит утилизация на родной перенаселённой планете. Он, само собой, пытается её избежать – и вопреки законам антиутопии с её безысходностью ему это удаётся. Слушатели живо реагировали на пьесу, много смеялись. Были высказаны сомнения в глубине материала, но всё же большинство проголосовали за включение пьесы в репертуар. Подкупили редкая жанровая природа комедии, ярко прописанные характеры и социальные типажи, дающие богатые возможности для блестящих актёрских находок.

«Один год людей» – абсурдистская пьеса Галы Узрютовой о моделировании отношений мужчины и женщины, на мой взгляд, явила самое слабое звено в параде драматургических новинок. Погоня за формализмом у автора дошла до того, что даже сцены следуют в перепутанном порядке, а не друг за другом по логике событий. Конфликты вымучены, диалоги пусты, язык невыразителен. Словом, даже в мастерском исполнении на всё гораздых молодых «охлопковцев» не слишком длинный, к счастью, текст звучал скучно и утомительно. Думается, что в данном случае мы встретили качество не охлопковской мануфактуры.

Классическая мелодрама «Один билет на Марс» адресована подросткам. Автор её Саш Тюжин. История мальчика, который тоскует о давно пропавшем отце-астронавте, а его мама строит отношения с новым избранником, типична и полна сложных переживаний. Это история взросления, история внутреннего роста в любви и принятии с её несомненным гуманистическим наполнением. В пьесе интересно чередуются эпизоды бытовой реальности и картины мальчишеских космических грёз, что создаёт предпосылки для остроумных и эффектных сценических решений. К этому тексту публика отнеслась благосклонно.

Четыре пьесы, прошедшие искус читками на публику, осенью будут предложены участникам следующего – режиссёрского – этапа творческой лаборатории Вампиловского фестиваля. Возможно, какие-то из них воплотятся в эскизах постановщиков. Но не исключено, что кто-то из участников лаборатории представит материал, выбранный самостоятельно.

Главный вердикт приглашённые слушатели читкам вынесли: этот формат должен жить под сенью Иркутского драмтеатра. Он важен, любопытен, содержателен. Театралам интересно, что творится в закрытом драматургическом цехе, какие темы и явления волнуют театральных писателей, какие художественные горизонты ими охватываются. К тому же зритель готов и рад участвовать по мере сил в формировании репертуара любимого театрального коллектива.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры