издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирский дух на московской сцене

Размышления после гастролей Иркутского ТЮЗа в столице

  • Автор: Лора Тирон, Фото: Светлана Светлакова

Осенние гастроли Иркутского театра юного зрителя имени А. Вампилова в Москве прошли в рамках программы «Большие гастроли» – крупнейшего театрального проекта России –и были посвящены 95-летию основания вамиловского ТЮЗа. В памяти зрителей и самих «вампиловцев» остались эти гастрольные насыщенные дни, полные встреч, аплодисментов, открытий, тепла и солнца.​ Гастроли совпали с установлением в Москве долгожданной тёплой погоды, которую мы «прихватили с собой», в столице до нашего приезда было пасмурно и дождливо. 10 дней, 15 спектаклей, а впечатлений – на весь следующий театральный сезон, а может, и на многие сезоны вперёд.

Открывая гастроли, на сцену Московского ТЮЗа​ вышел директор нашего театра, режиссёр, заслуженный работник культуры РФ Виктор​ Токарев и рассказал москвичам о традиции «окроплять сцену», на которой предстоит работать, байкальской водой и тут же это изящно ​ продемонстрировал. Капли красиво взлетели в воздух, частично попав в зрительный зал. Публика была в восторге, о такой традиции в столице никогда не слышали.

Грандиозный кусок жизни

«Гастроли для любого театра – это всегда творческий отчёт перед новым зрителем, – написал в своём приветственном слове народный артист России, председатель Союза театральных деятелей РФ Александр​ Калягин, – это новые эмоции, шанс лучше понять себя, оценить свои достоинства и возможности. Надеюсь, что гастроли Иркутского ТЮЗа пройдут успешно – а вы привезли очень интересный репертуар, найдут отклик у зрителей, не оставят равнодушными и профессионалов. Удачи вам, мои дорогие коллеги! С Богом!» С таким напутствием нельзя было работать иначе, как только на отличный результат.​

Огромный мегаполис со своими театральными традициями и культурой встретил нас на первом же спектакле большой заинтересованностью, а первым был спектакль-фантазия «Легенды седого Байкала», визитная карточка театра. Эта постановка – пиршество для глаз, души и ума, она везде, где бы мы её ни показывали, проходит с аншлагами. Спектакль был принят с восторгом и закончился под крики «Браво!» и аплодисменты. Мы почувствовали поддержку, большой интерес к себе, который​ не ослабевал до самого закрытия. Ежедневно перед спектаклями у касс собирались большие очереди. «Сарафанное радио» – лучшая реклама и в век Интернета по-прежнему работает. Почти на каждом спектакле были аншлаги.

Приезжали критики, журналисты газет и телевидения, снимали фрагменты спектаклей, брали интервью, общались с труппой, высказывали свои впечатления, публикуя их в московских периодических изданиях. Елена Стрельцова, театральный критик и искусствовед, многим иркутянам известная как автор книги про А. Вампилова «Плен утиной охоты», после открытия сказала: «Вы привезли в Москву грандиозный кусок жизни. Например, «Легенды седого Байкала». Это даже не совсем спектакль в прямом смысле, это прекрасная сказка, иллюстрация, очень красивая легенда о любви. Одна из многих про Байкал, потому что это такое чудо, что одной легендой не обойдёшься. Это​ яркий карнавал – запоминающийся, пёстрый, роскошный, с изумительными, уникальными костюмами и актёрскими работами. Я, например, как и многие зрители, не знала, что существует столько названий ветров на Байкале, которые действуют в спектакле, – Баргузин, Култук, Сарма… У каждого свой нрав, и это прекрасно передают актёры в пластике, в разнообразии характеров, а что говорить о самом Байкале, в образе которого предстаёт заслуженный артист России Николай Кабаков, это незабываемо!…»

Вампиловский свет

Наша книга отзывов, которая лежала на чёрном рояле на втором этаже под портретами актёров Московского ТЮЗа, была востребованной после спектаклей, что было приятно отметить. А главное, не менее приятно было читать зрительские отзывы и благодарности: «Спасибо иркутянам за «Сарафановых» по пьесе «Старший сын», «…за ясное, простое и искреннее прочтение пьесы, за то, что сумели сохранить мудрость и вампиловский свет», за замечательную «Каштанку». Это что-то потрясающее, превосходящее все ожидания и просто от души тёплое и трогательное. Детей, привыкших к гаджетам, трудно увлечь, но им очень понравилось. Вы разбудили в нас интерес к театру. Спасибо вам!»

Волнующим моментом было посещение спектакля «Сарафановы» дочерью драматурга – Еленой Вампиловой. Она оценила спектакль, поблагодарила за интересную постановку режиссёра Виктора Токарева и отметила в разговоре с ним очень яркий, неординарный и необычный приём со звучанием сарафановской оратории в финале (музыка Владимира Соколова).​ Об интересном​ финале говорила и театральный критик, главный редактор театрального журнала «Страстной бульвар, 10» Наталья Старосельская: «С самого начала мне очень понравилась сценография, в частности расставленные на сцене пюпитры, и, конечно, было ясно, что они должны «сработать» в финале. Для меня финал много значит, потому что мы не знаем музыку, которую пытался написать Сарафанов. И он её написал. И мне показалось, что именно это – Вампиловский финал. Может, не для его времени, но именно так мы Вампилова воспринимаем сегодня».

О спектакле по стихам Марины Цветаевой «Я тоже была, прохожий…», который был показан во «Флигеле», на малой сцене театра, журналист-обозреватель портала MUSECUBE Ольга Владимирская оставила следующий отзыв: «Перед глазами мелькали зарисовки дореволюционной Москвы, романтичного Коктебеля, недружелюбного для Цветаевой Парижа, предвоенной одичалой Москвы и эвакуационной Елабуги. Ни одна из трёх актрис (Анастасия Савина, Анжела Маркелова, Марина Егорова), которые играют поэтессу в разные периоды её жизни – детство, юность, зрелость, не похожа ни на Марину Цветаеву, ни друг на друга, но для магии на сцене хватало поэзии и тонкого браслета с сердоликом, передаваемого от Марины к Марине.​ Это небывалое волшебство не разрушили ни чей-то затяжной кашель в зале, ни цитирование ​ (в голос) зрителями звучавших строк – напротив, это каким-то невероятным образом дополняло происходящее на сцене, и пусть сцена была явно теснее привычной, но овации и тёплый приём зала (где зрители располагались даже на ступеньках и на всех возможных «приставных» стульях, потому что мест не хватало), я уверена, сполна искупили возможные неудобства, потому что зрители испытали настоящее потрясение. Кроме утерянного места могилы Марины Цветаевой есть ещё такая простая штука, как человеческая память, которая способна воскресить искры звенящих строк и возрождаться даже из руин – после просмотра таких вот спектаклей, подаренных нам актёрами Иркутского Вампиловского ТЮЗа».

«Большим открытием ​ для меня стал спектакль Иркутского ТЮЗа «Ревизор» по Н. Гоголю, поставленный в​ жанре фантасмагории​ режиссёром из Санкт-Петербурга Антоном Свитом, – писала​ журналист, обозреватель интернет-портала «Культура двух столиц» Алла Буловинова. – Молодой режиссёр представил не просто комедию нравов определённого исторического периода, а авторскую, преувеличенно абсурдную игру с российскими реалиями, в центре которой стоит харизматичный Хлестаков, в роли которого блистает пластичный и эксцентричный актёр Павел Матушевич».

Встреча с Калягиным

Весьма высокую оценку зрителей получил спектакль Валерия Хайрюзова в постановке Виктора Токарева «Стюардесса», который автор посвятил 100-летию гражданской авиации в России. После спектакля Валерий Хайрюзов приветствовал зрителей, рассказав о том, как пьеса появилась из его раннего рассказа «Стюардесса», когда он был командиром самолёта Ил-14, и отметил, что часто жизнь сама создаёт сюжеты лучше любых вымышленных. Например, прототип главной героини Наташи, как и ситуация с крушением самолёта под Нижнеангарском в 2019 году, взят из жизни. И как важно помнить, что в повседневности и суете всегда есть место мужеству и подвигу простых людей, служащих своей профессии». За 30 лет службы в авиации Валерий Николаевич это понял наверняка.

«Этот спектакль заслуживает серьёзного внимания, – отмечает критик Елена Стрельцова, – потому что это спектакль-катастрофа. Если в кино мы знаем множество фильмов-катастроф, то в театре этот жанр – редкость. И очень хорошо, что ваш театр поднял эту тему и так достойно, честно представил её на сценических подмостках».

И ещё позволю привести здесь несколько зрительских отзывов о наших спектаклях: «Сегодня были на «Коньке-Горбунке» Иркутского ТЮЗа (режиссёр Виктор Токарев). Большая благодарность за этот спектакль. Очень впечатлил! Спасибо за сохранение старой русской сказки​ без модных новаций и интерпретаций! За прекрасный русский язык, за яркость и музыкальность. Дети в восторге, как и мы, родители. С уважением и благодарностью, Фонд поддержки многодетных семей Рязанского района г. Москвы».​

Говоря о гастролях, хотелось бы вспомнить о знаменательной встрече с Александром Александровичем Калягиным в его театре Et Сetera, который помимо приветственного письма о начале гастролей при плотном рабочем графике нашёл время пообщаться с нами лично – с директором и режиссёром Виктором Токаревым и автором этих строк, руководителем литературно-драматургической части театра. Спросил о делах театра, о реконструкции основного здания ТЮЗа, насколько проявляется интерес москвичей к нашим спектаклям.​ В разговоре отметил, что всегда относился к Иркутскому ТЮЗу с теплотой и вниманием, ведь театр носит имя Александра Вампилова, вспоминал о встречах с ним и о том, как дороги ему творчество и наследие драматурга. Рассказывал про Владимира Симоновского, первого постановщика «Старшего сына» в Иркутске​ – в охлопковском театре в 1969 году, которого знал лично и дружил с ним многие годы. Зная о том, что гастроли проходят под знаком 95-летия ТЮЗа, он поздравил нас с предстоящими юбилейными торжествами и выразил надежду, что реконструкция театра в скором времени сдвинется с мёртвой точки. В завершение мы подарили Александру Александровичу байкальские сувениры, портрет Вампилова, поблагодарили за встречу,​ а он, в свою очередь, пригласил нас в Et Сetera на вечерний спектакль «Ревизор. Версия» в постановке​ Роберта Стуруа, где играл роль Хлестакова.

Актёрам было интересно​ работать в пространстве Московского ТЮЗа, на его легендарной сцене, впитавшей в себя традиции и культуру больших режиссёров, известных не только в России, – народных артистов РФ Генриетты Яновской и Камы Гинкаса, художника-сценографа, заслуженного деятеля искусств РСФСР Сергея Бархина.

Вместе с бурятским молодёжным ансамблем песни и танца «Улаалзай», который вместе с нашими артистами работает в «Легендах седого Байкала», нас приехало 95 человек, а декораций, костюмов и реквизита – две фуры. Всё было привезено в полном объёме, чтобы зрители в Москве увидели наши спектакли полноценными, такими, какими они идут в Иркутске. Самым ценным грузом была огромная, очень дорогостоящая хрустальная люстра из «Ревизора». Мы переживали, чтобы она не повредилась в дороге, и создали для неё специальный кофр, но всё прошло благополучно. Сложность была ещё и в том, чтобы фуры могли встать под разгрузку у театра только с двенадцати ночи до шести утра, так как это центр Москвы и днём здесь оживлённое движение. Но вся наша техническая бригада при помощи местных работников справилась с задачей.

«В переулок сходи Трёхпрудный…»

Значимость гастролей трудно переоценить. Театры должны ездить, это продлевает им жизнь, даёт новый импульс творческому движению, развитию актёров, показывает жизнеспособность и большие потенциальные возможности коллектива, это отличная возможность создания общего культурного поля и расширения аудитории театра.

В разговоре со мной после спектакля «Сарафановы» переполненная впечатлениями театральный критик, кандидат искусствоведения Ольга Игнатюк высказала такую мысль: «Вы знаете, чем хорош ваш театр и чем он отличается от многих театров страны? – Он не позволяет себе быть вульгарным, вы последовательно ведёте линию просветительства и воспитания. Это выражается в том, что вы активно ставите своих земляков, что совершенно бесценно именно для нашей молодёжи. Я пересмотрела на гастролях всё, что вы привезли. Какой прекрасный у вас «Ревизор»! Это классика, поставленная в авангардном решении, но как уважительно к Гоголю поставлена, с какой выдумкой и изобретательностью! А какой замечательный спектакль по чеховской «Каштанке»! Я рыдала, не стесняясь слёз. Это спектакль малой формы, играли его во «Флигеле»,​ и игрался он просто чудесно, ювелирно, вдохновенно, актёры играют животных, но как! С какой отдачей, с каким чувством, с какой пленительностью и искренностью! Осталась в восторге от ваших «Сарафановых». И, будто вторя словам критика, выходящие из зала зрители говорили: «Спасибо, вы привезли сибирский дух на московскую сцену и зарядили надеждой, что психологический театр жив, что не всё потеряно в наших душах!»

Здание ТЮЗа, где мы работали, находится в Мамоновском переулке, в самом центре «старой» Москвы, недалеко от Патриарших прудов, где что ни улочка, то богатая история и обязательно связанная с кем-то из известных личностей, что ни дом, то легенда. Одной стороной Мамоновский переулок берёт начало от большой и шумной Тверской, а другой вливается в спокойный, немноголюдный Трёхпрудный. Он известен тем, что здесь снимал квартиру Маяковский, в доме № 5 Михаил Булгаков познакомился со своей будущей «Маргаритой» – Еленой Шиловской. И именно здесь, в Трёхпрудном, стоял дом № 8, где в 1892-м родилась Марина Цветаева и прожила 20 лет. Недалеко до сих пор находится типография-скоропечатня А. Левенсона, где Марина в 18 лет напечатала два своих первых поэтических сборника. А ещё ранее сюда же отдавал в печать свои рассказы и повести​ Антон Павлович Чехов.

«Этот мир невозвратно-чудный ты застанешь ещё, спеши! В переулок сходи Трёхпрудный, в эту душу моей души», – писала когда-то Марина Цветаева. И многие наши актёры не преминули воспользоваться такой возможностью, потому что эти дома помнят своих обитателей. Существует ведь ​ понятие «гений места», где остался и живёт дух той или иной личности, его аура, атмосфера, которая сформировала человека и неразрывно с ним связана.

Незаметно гастроли подходили к концу. В завершение коллектив театра совершил символическое воссоединение двух водных стихий – Байкала и Москвы-реки, когда Виктор Токарев изящным движением руки под аплодисменты собравшихся вылил в Москву-реку оставшуюся от «окропления сцены» байкальскую воду. А вечером того же дня, выйдя на сцену после​ аплодисментов спектаклю «Сарафановы», которым закрывались гастроли, он обратился к зрителям и руководству театра – заместителю директора МТЮЗа Александру Жукову и главному администратору Варваре Гурьевой, которые на протяжении всех гастролей были гостеприимны и внимательны, со следующими словами: «Ваш зал стал для нас родным уже после первого показанного спектакля «Легенды седого Байкала»! Мы постоянно чувствовали вашу заботу, желание помочь. Мы увезём с собой вашу любовь, теплоту сердец и те впечатления, которые мы здесь получили. Спасибо огромное, что Иркутский театр имени Александра Вампилова пришёлся вам по душе».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры