издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сохранять состояние влюблённости...»

  • Автор: Арнольд Беркович

Столько же, сколько Иркутский музыкальный театр, существует и замечательное творческое объединение – хор театра. Он давно и прочно занял одно из ведущих мест в создании спектаклей, покоряя зрителей своим совершенным многоголосием.

И это не только хоровая иллюстрация оперетт, мюзиклов, музыкальных комедий, рок-опер и детских сказок. Хор музыкального театра – это активно функционирующее действующее лицо, которое органично вписывается в действие. Он небольшой по численности, но высококачественное созвучие голосов преобразует эту малочисленность в нечто крупное и творчески необходимое. Хор театра не только прекрасно поёт, но и танцует, хористы могут играть роли и даже эффектно выполнять партии в балетных спектаклях. И хотя хор – организм многоликий, он умеет и может представлять себя как красочную художественную индивидуальность. Все эти качества выработались под художественным руководством Ульяны Филипповны Чугуевской, которая отдала служению хору более полувека.

Ульяна Чугуевская родилась в Латвии, куда ещё при Иване Грозном приехали её предки. Была в семье девятой, но сколько помнит – каждый раз, словно из далёкого небытия, возникают песни, которые любили петь бабушка и мама. И молодая Уля, бывало, убегала к Балтийскому морю и доверяла набегающим волнам волнение созревающего голоса и томление души. Эта романтика привела её в 1969 году в театр музыкальной комедии Иркутска. Вначале она была участницей хора, в процессе постижения специальности вырабатывались профессионализм, умение трудиться в коллективе. Вскоре она стала хормейстером и, наконец, в период с 1987-го по 2011 год была главным хормейстером Иркутского музыкального театра.

Сегодня на счету Ульяны Филипповны более 200 спектаклей, в создание которых вложен её хормейстерский труд: оперы «Кармен» Бизе, «Травиата» Верди, «Алеко» Рахманинова, «Евгений Онегин» Чайковского, рок-оперы «Юнона» и «Авось» Рыбникова, «Иисус Христос – суперзвезда» Уэббера, бесчисленное количество оперетт, музыкальных комедий и других произведений музыкального жанра. Именно профессионализм хормейстера даёт зрителям возможность почувствовать и пережить заразительность музыкальных темпо-ритмов в венских и неовенских опереттах, казачье приволье голосов в музыкальной комедии «Бабий бунт». Один иркутский журналист пишет: «Зрительный зал замер: откуда-то издалека светлый, детски чистый голосок запевает: «Господи, помилуй!» К нему присоединяются женские, потом мужские голоса. И вот уже всеобъемлющая лавина человеческой мольбы и страдания обрушивается в зал, увлекая всех своей стихией… Когда хор вместе с солистами поёт в финале оперы «Юнона» и «Авось» «Аллилуйя любви», хочется плакать».

– Трудно ли работать с хором? – всегда интересуются зрители у Ульяны Филипповны. – Да ещё на протяжении столь длительного времени?

– Ответственно очень, ведь перед тобой коллектив, и у каждого свой голос в хоре. А мы в каждом спектакле должны быть единым целым, фальшивить нельзя, – так мыслит корифей хорового пения и многолетний руководитель хорового коллектива Ульяна Чугуевская. – Во всё, чем ты занимаешься, надо вкладывать душу, а душа без любви мертва. Значит, нужно постоянно сохранять в себе состояние влюблённости. И тогда зритель получит истинное наслаждение от твоего песенного творчества.

Таково творческое кредо мастера хорового искусства Ульяны Филипповны Чугуевской.

В 2011 году Ульяна Филипповна передала бразды правления хором своей ученице и ближайшей помощнице Наталье Ладыгиной. Она закончила музыкальный факультет Иркутского педагогического университета, с 1994 года активно выступала в хоре, в 2001 году стала дирижёром-хормейстером, а в 2011-м – главным хормейстером хора Иркутского музыкального театра. И смена руководства никак не отразилась на качестве и профессионализме хора. Традиции, которые обеспечивают иркутскому хору творческую неповторимость и индивидуальность, остались неизменными.

С хором театра любят работать режиссёры репертуарных спектаклей. Меняются музыкальные направления, а в них – новые эпохи, новые персонажи, новые взгляды и интерпретации постановщиков, но всегда среди авторов спектаклей значимое место занимают хормейстерский тандем Чугуевской и Ладыгиной и хор Иркутского музыкального театра имени Н.М. Загурского под их руководством.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры