издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дети вдвое счастливее станут

Дуплет новогодних премьер в Охлопковском театре

Нынче новогодняя афиша в Охлопковском театре для маленьких иркутян – словно камень на распутье из сказок и былин. Направо пойдёшь – к волшебной Щуке в гости попадёшь, налево пойдёшь – угодишь к Петрушке на гулянье. Через парадный вход ребятишки приглашаются на русскую народную сказку «По щучьему хотенью, по моему веленью!». А круглое крылечко Камерной сцены проводит их на святочную потеху «Волшебная история, которая случилась взаправду». Такой вот интересный выбор. Непростой. В каждом представлении есть свои приманки и фишки. Несомненно одно: куда бы ни отправился юный зритель, везде ждут его чудеса, приключения, отличное настроение, удивление, смех и радость.

Печкой вертит «Чёрный кабинет»

Любимую историю про Емелю-дурачка знают все. Она вписана в генетический код россиян всех поколений. Театр, в котором ничто и никогда не повторяется в точности, не устаёт удивлять и озадачивать, завораживать и восторгать. Новая охлопковская версия фольклорной небылицы о волшебной Щуке сподвигнет ребятишек поверить в самую что ни на есть магию. У них просто не останется другого выхода. Ведь зримые, невероятные чудеса произойдут прямо у них на глазах, под восторженные выкрики и взвизгивания. Дети на этом дивном спектакле не в силах сдерживать эмоции, они вскакивают с мест, норовят подбежать вплотную к сцене, чуть ли не схватить рукой ожившую мечту. На подмостках сами собой движутся, лихо отплясывают самые разные предметы крестьянского быта. При этом они игриво мерцают фантастическими цветами, словно сигналят о присутствии необъяснимой колдовской силы.

Родителям секрет волшебства не так недоступен, но и они поддаются всеобщему ликованию и потрясению. Многие говорят, что чувствуют себя дошколятами на этом феерическом аттракционе. Создать спецэффекты позволяет сценический принцип под названием «Чёрный кабинет», хорошо известный кукольникам и иллюзионистам. Непроницаемо чёрное пространство сцены, не отражающее свет, и актёры-невидимки, скрытые чёрными одеяниями, вынуждают неживое одушевляться, неподвижное левитировать и танцевать. Люминисцентное покрытие реквизита начинает фосфорически светиться. Дополняют фантасмагорию виртуозная работа осветителей, музыкальное сопровождение, всеобщая загадочная тональность происходящего. В общем, фокус летящего коромысла – сложнейшая отточенная работа большого количества людей, результат целенаправленного «сговора» разных цехов театра, подчинённых единой режиссёрской «алхимии».

Маленький экскурс. По преданию, принцип «Чёрного кабинета» впервые применил в XVI веке китайский «чародей» Манг Ти. Он показал горюющему императору «ожившую» марионетку его умершего сына, которая «двигалась» и подавала знаки. Трюки быстро взяли на вооружение ремесленники кукольных театров и фокусники. В драматическом театре «Чёрный кабинет» впервые использовал Станиславский в легендарной постановке «Синяя птица», воплотив стремительный полёт крылатых обитателей Дворца Ночи. Глухой фон сцены помог новатору не просто выполнить сложный манёвр, но и создать ощущение бесконечности, космической глубины, иного измерения.

Технические и выразительные возможности удивительного метода «охлопковцы» оттачивали под руководством режиссёра Алексея Орлова (I). Художественную неповторимость спектаклю сообщили мастера-декораторы и бутафоры, объединённые главным художником театра, заслуженным деятелем искусств Александром Плинтом. Текст популярной сказки перевёл на самобытный верхнеленский говор артист Андрей Винокуров – потомок знаменитой сказительницы Натальи Осиповны Винокуровой. Постановка получилась красочной, доброй, весёлой, зажигательной и невероятной. Браво всей большой и талантливой команде!

Звезда Рождества превращается в Солнце

Если на первой постановке бурные реакции малышей вырываются спонтанно, то второе представление намеренно провоцирует маленьких гостей включаться в происходящее, участвовать в действии, активно выражать свои чувства и расходовать энергию. С хозяевами сценической площадки зрителям предстоит общаться, играть, весело взаимодействовать. Это совершенно естественно, ведь перед ними не профессиональные лицедеи, а воспитанники театральной студии DRAMA, которая третий год подрастает в стенах Иркутского академического. Репертуарный лист любительского коллектива насчитывает уже семь оригинальных постановок и в канун Нового года пополнился импровизированным вертепным зрелищем вперемешку со скоморошьим гульбищем.

Сценарий «Волшебной истории, которая случилась взаправду» написала педагог студии – артистка Анна Берлова, постановку выполнил руководитель Иван Гущин, управляться с куклами научил ещё один наставник – артист театра кукол «Аистёнок» Евгений Кириллов. В первой части юные вертепщики поведают ребятам историю Рождества. Во второй – увлекут совместными играми, порадуют песнями, танцами и шутками. Выкрутасы темпераментных и бедовых студийцев на Камерной сцене – настоящий фейерверк озорства и драйва. Тут будет всё: традиционные колядки, неожиданно пересыпанные фрагментами бит-бокса, жонглирование снежками, усугублённое их дерзким шпулянием друг в друга и в публику, фольклорные танцевальные па, чередующиеся с брейк-дансом и элементами пантомимы, перевоплощения, гадания, шум и кутерьма. Будет и чудесный гипнотический момент, когда и артисты, и зрители в едином мечтательном порыве замрут, закрыв глаза, чтобы загадать самое заветное желание. И оно обязательно сбудется! Ведь Рождество – время чудес, а каждый из нас – волшебник, даже если он ещё только учится.

Кстати, об учёбе. Энтузиасты студии DRAMA, отважившиеся составить конкуренцию охлопковским мастерам, в большинстве своём старшеклассники. Ради изнурительных репетиций «забили» на школу совсем. С утра и до позднего вечера они находились в театре, шлифуя мизансцены, отрабатывая движения, снова и снова обыгрывая текст. Им на руку были трескучие морозы, в которые учёбу можно было пропускать легально. Искусство требует жертв. Не подумайте, что в юной ватаге Гущина сплошные разгильдяи. Школьные пропуски ребятам приходится компенсировать самообразованием на дому. А вот к волнительной встрече с маленькими доверчивыми зрителями заочно подготовиться никак нельзя. И, конечно, исключена подготовка как-нибудь, вполсилы. Как говорил великий Станиславский, «для детей надо играть так же, как для взрослых, только ещё лучше». А Камерная сцена в этом смысле ещё взыскательнее, ещё ответственнее, ведь контакт здесь ближе, взаимодействие интимнее, все детали «крупнее», оттенки ярче, интонации прозрачнее. Студийцам вместо беспечных каникул предстоит серьёзный экзамен.

Чтобы он прошёл успешно, цеховые виртуозы Охлопковского театра вложили в святочную забаву всю свою фантазию и сноровку. Декорации, костюмы, световой сценарий создают вокруг вертепной тележки с кукольными героями дивную чудотворную атмосферу. Художественную концепцию действа выстроила декоратор Елена Зуева. Это она «подвесила» в воздухе парящие домики условной святочной деревеньки, зажгла в них улыбчивые окна, украсила покачивающимися снежными шариками, вознесла над сценой лучистую Вифлеемскую звезду – Коляду-Солнце.

Юные гости балаганного Петрушки, можно не сомневаться, будут очарованы сказочным пространством и драматизмом Рождественского мифа, окрылены ощущением чуда, светом любви и добра.

 

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры