издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На чужих кредитах не разбогател

В Свердловском районном суде Иркутска завершилось рассмотрение уголовного дела о масштабном дерзком мошенничестве должностного лица

Есть поговорка про одно упрямое травоядное животное, которое неосмотрительно пустили в огород. Примерно так, в сугубо личных «кормовых» целях, использовал свою должность директор офиса продаж и обслуживания АО «Мегафон Ритейл» в Шелехове Сергей Сушков (здесь и далее фамилии изменены).

В Свердловском районном суде Иркутска завершилось рассмотрение уголовного дела о масштабном дерзком мошенничестве должностного лица. Как было установлено, подсудимый с октября 2021-го по январь 2022 года совершил 48 преступлений, среди которых – мошенничества, покушения на хищения путём обмана и кража сотового телефона. По-видимому, Сушкову так  понравилось безнаказанно уводить чужие деньги, что он не смог остановиться, хотя должен был понимать: его криминальные действия обязательно раскроют, по-другому просто не могло быть. Но человека порой настолько засасывает в омут жадности и стяжательства, что он уже не способен адекватно оценивать ситуацию.

Ничего хитроумного профессионально подкованный директор офиса не изобрёл. Он воспользовался возможностями своей работы, поскольку имел доступ к программному обеспечению и личным данным клиентов магазина, разбирался в тонкостях партнёрских отношений с банками. Они предлагали покупателям свои финансовые продукты, а значит, имели возможность наращивать клиентуру. На деле это выглядело так: в магазин приходит очередная покупательница Галина Славина, чтобы приобрести в кредит сотовый телефон. Параллельно у такого клиента помимо потребительского кредита появляется возможность оформить кредитную карту. У Славиной, правда, даже и мысли об этом не было. Предоставив копию своего паспорта, она совершает покупку и уходит, не догадываясь о том, что дальше становится невольной участницей мошеннической схемы Сушкова.

План заключался в том, чтобы завести на клиента кредитную карту с определённым балансом денежных средств. А потом эти средства снять и расходовать по своему усмотрению. Для этого были нужны персональные данные конкретного человека. Пакет документов с фиктивной анкетой-заявлением, такими же ненастоящими подписями – якобы, от будущего держателя карты – с подставным абонентским номером уходит в банк. Там особых проверок по этому поводу не устраивают. Заявку одобряет автоматизированный компьютер, который аккуратно выполняет свои непосредственные рутинные функции, но совершенно не настроен на то, чтобы выявлять ходы таких мошенников. В итоге после нескольких банковских процедур новоиспечённая кредитная карта с балансом 49 тысяч рублей  попадает Сушкову прямо в руки. После активации карты директор офиса тут же снимает с неё деньги. А поскольку мошенник был очень активен, такая «манна небесная» могла спускаться к нему даже по нескольку раз в день.

В материалах суда содержится длинный перечень похожих, как под копирку, эпизодов. Размеры денежных сумм, которые Сушков клал в собственный карман, были разными. Если повезёт – до ста тысяч рублей. Но если и 10 тысяч – тоже неплохо. Бывало, случался облом: банк блокировал движение денег по счёту, если считал операции подозрительными, иногда и вовсе не проходила активация карты. Однажды с крючка мошенника сорвалась большая «рыба» У Сушкова имелись персональные данные на Валентину Мухину, которая нередко обращалась в офис за услугами и консультациями. Он решил повесить на неё в АО «Альфа Банк» сразу кредитную карту и кредит на общую сумму более 400 тысяч рублей. Мухина о таком бремени даже не догадывалась, пока не раздался звонок из банка о том, что она числится в злостных должниках. Возмущённая женщина приехала в банк и попросила показать ей кредитное досье. Там было много чего интересного: номера телефонов, которые ей не принадлежали, электронная почта, которой она никогда не пользовалась, фальшивые подписи. Вдобавок, неработающая женщина – для вящей убедительности в платёжеспособности – стала бухгалтером фирмы «Капитель». Сушков очень хотел воспользоваться крупной суммой, которую банк одобрил для Мухиной. И почти добился своего. Но решил снимать деньги по частям и переадресовывать их на другие счета, чем вызвал у банка подозрение в нечистоте операций, которые были блокированы.

Больше всего потерпел от мошенника АО «Альфа Банк», это финансовое учреждение подсудимый нагрел почти на 2 млн. рублей. Для ООО КБ «Ренессанс Кредит» и АО «ОТП Банк» ущерб был меньше. Использованные карты Сушков, уже как хлам, хранил в гараже. А люди, чьи персональные данные он использовал, разбавляя их фантазийными деталями, ещё должны были пережить визит сотрудника полиции с его вопросом: «Вы оформляли кредитную карту в таком-то банке?». Каждый раз это была почти гоголевская немая сцена.

Когда шло разбирательство, подсудимый  старался эмоционально поведать, какую внутреннюю борьбу он вёл сам с собой, решаясь на очередное хищение. Хотел убедить себя, что это в последний раз. Но последнего раза не получалось. В какой-то момент он решил использовать другой способ кражи банковских средств: оформлять кредитные договоры в разных банках на приобретение товаров, которые впоследствии сдавал в скупку. И здесь использовал любую подходящую ситуацию. В деле есть показания свидетеля, который намеревался в магазине у Сушкова купить сотовый телефон. Кредит ему должно было предоставить ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», у которого с магазином имелся договор о партнёрских отношениях в сфере потребительского кредитования граждан. Когда продавец стал оформлять  договор, у него «завис» компьютер. Покупатель не мог долго ждать, поэтому отложил покупку телефона  и покинул офис, уверенный, что никому ничего не должен. С этого момента незавершённая кредитная история под пристальным оком директора зажила собственной жизнью. В банк ушли фиктивные документы с фотографией мужчины, который позировал в интерьере магазина, контактный номер телефона был непонятно чей. Несостоявшийся покупатель сообщить его не мог, так как в тот день, когда завис компьютер, у него вообще не было телефона. Он только намеревался его купить и вставить сим-карту.

Все эти эпизоды суду пришлось кропотливо исследовать. И чисто по-человечески возникал резонный вопрос: зачем молодому человеку всё это было надо? Сушков пытался что-то сказать в своё оправдание. Но это звучало нелепо. Придумал легенду, что копил деньги на квартиру бабушке, оставшейся без жилья. Однако такие жалостные истории суд не впечатлили, они просто не получали подтверждения. Зато многое стало ясным после заключения комиссии судебно-психиатрических экспертов. У подсудимого  выявили синдром зависимости от синтетических  наркотиков средней стадии. Вот в какую бездонную яму улетала значительная часть ворованных денег! Пользуясь служебным положением, директор офиса не побрезговал даже банальной кражей сотового телефона, который  тут же сдал в скупку. При алчных запросах организма неправедные деньги приходили и так же быстро улетали. На момент задержания все похищенные наркоманом средства были потрачены.

С женой подсудимый был в разводе, но наличие малолетнего ребёнка, как и молодой возраст, полное признание вины, раскаяние и помощь в расследовании совершённых им преступлений суд учёл в качестве смягчающих наказание обстоятельств. Светлые штрихи к портрету афериста добавили положительная характеристика с места армейской службы и курс лечения от наркотической зависимости, который он прошёл самостоятельно. Но при таком количестве преступлений, связанных с мошенничеством и совершённых с использованием своего служебного положения (ч.3 ст.159 УК РФ), речь, конечно, об условном наказании не шла. И ещё одна немаловажная деталь: оказывается, тучи над головой подсудимого стали реально сгущаться за несколько месяцев до начала этого судебного процесса. Сушкова дважды за короткий срок успели приговорить к условным срокам наказания. Основания те же: мошенничество. Но тогда ещё не был полностью открыт ящик Пандоры. Как отметил суд,  преступления по настоящему уголовному делу были совершены до вынесения приговоров с условными сроками. Поэтому они подлежат самостоятельному исполнению. Ведь у Фемиды ничего не забывается. Теперь по нынешнему приговору  Сушков отправился на четыре года в колонию общего режима. А ведь ему ещё придётся возвращать украденные деньги банкам по заявленным гражданским искам. Суд снял арест с двух его далеко не новых автомобилей, чтобы деньги от их продажи хоть частично пошли  на погашение солидного долга. А больше взять с экс-директора нечего. Наручники на него надели в зале суда.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры