издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ценовое непостоянство

Инфляция то замедляет, то ускоряет разбег

  • Автор: Ирина Овсянникова, Иркутскстат

В рыночных условиях цена - одна из самых непостоянных величин, хотя в какие-то периоды на отдельные товары и услуги она может оставаться неизменной. В минувшем году, как и прежде, сработали ценовые «качели»: резкий рост сменился умеренным увеличением и наоборот. А снижение бывает не столь частым и обычно кратковременным. Об инфляции принято судить по изменению потребительских цен, однако зарождается она в производственной сфере, именно производитель изначально задаёт уровень цен, которые затем растут на каждом этапе движения от него к конечному потребителю.

Ценовое поведение производителей

В минувшем году в промышленном производстве словно навёрстывалось былое «упущение»: если годом ранее средний уровень цен снизился на 26%, то в декабре 2023 года по отношению к декабрю 2022-го зафиксирован рост на 23%. В основе таких скачков ценовая ситуация на добывающих предприятиях, во многом обусловленная конъюнктурой мировых рынков. Подобная динамика, только менее выраженная, проявилась и в обрабатывающих производствах. Это коснулось деревообработки, химического и металлургического производства, выпуска нефтепродуктов и электрического оборудования.

Ускорилась инфляция в аграрном секторе, хотя сельхозпроизводители прежде не отличались большим ценовым аппетитом. Довольно высокий уровень инфляции в этом секторе сложился за счёт животноводства. В течение года птицеводы на треть увеличили цены реализации яиц, что обусловлено возросшими затратами на содержание пернатых.

А труженики полей, даже после заметного снижения цен годом ранее, лишь незначительно повысили их в 2023 году.  При этом резко менялись цены на картофель: в течение 2022 года падение на 60%, а в 2023-м – рост на те же 60%. Цена зависит от полученного урожая, а он, в свою очередь, от погодных условий и других факторов.

Тарифы на грузоперевозки, как правило, повышаются в январе, после чего остаются стабильными. Но железнодорожники пересмотрели тарифы на доставку грузов ещё раз, повысив их в декабре на 10,8%, в связи с чем их ценовой результат оказался непревзойдённым. Это было лишь опережающей мерой, ни в январе, ни в феврале 2024-го традиционного роста не последовало и, вероятно, до конца года уже не будет.

Автомобилисты тоже увеличили в декабре стоимость перевозки грузов, но лишь на 0,3%, их общее повышение в течение года такое же скромное, как и на водном транспорте. А в целом на грузовом транспорте в минувшем году зафиксировано небольшое ускорение инфляции.

В строительном комплексе наблюдалось замедление инфляционных процессов, причем и в 2022, и в 2023 году сами строители не стремились провоцировать инфляцию, стоимость строительных работ росла относительно умеренными темпами, но быстро увеличивались цены на оборудование инвестиционного назначения.

Что дешевле, что — дороже?

Для конечного потребителя цены в течение года выросли на 8,2%, причём примерно равным было среднее подорожание продуктов, непродовольственных товаров и услуг, что не исключает резких изменений по отдельным товарам и услугам.

Каждая хозяйка в курсе, что к Новому году заметно дорожают продукты праздничного ассортимента, в разгар дачного сезона – сахар, накануне пасхи – яйца. А работники статистики, фиксирующие цены, знают, что к сентябрю становится дороже многое из того, что необходимо школьникам. Кроме того, сезонный фактор резко меняет уровень цен плодоовощной продукции. Ценовая сезонность характерна и для билетов в поезд и на самолёт, для сферы туризма и отдыха. Резкий взлёт цен обычно сменяется умеренным ростом, а то и снижением, однако, не до прежнего уровня. Чисто психологически снижение мы не склонны замечать. Тем не менее, такие примеры есть. Крупа и бобовые, макаронные изделия, заметно подорожавшие годом ранее (на 16-21%), в течение 2023 года стали дешевле на 2-3%. В той же мере подешевело подсолнечное масло, хотя прежний рост его цены был небольшим (на 3%). Чуть дешевле (на 0,9%) стал алкоголь (в 2022 г. – подорожание на 11%).

По ряду наименований отмечается замедление инфляции. В отношении рыбы и морепродуктов, молочной продукции, масла сливочного, сахара этот маховик стал вращаться медленней, вместо прежнего годового роста цен на 19-22% теперь повышение на 4-13%. К сожалению, есть примеры возросшей скорости колеса инфляции. Это мясо и птица, а также продукция огородов, полей и садов: прежний рост на 5-7% сменился ценовой прибавкой в 22-23%. Но самый яркий пример – яйца, только за последний месяц ушедшего года они стали дороже на 8%, а по отношению к декабрю 2022 года – на 49%. В розничной торговле ценовая прибавка оказалась намного солидней, чем у производителя.

В группе непродовольственных товаров тоже очень часты изменения. Позитивный пример – телерадиотовары, дешевеющие уже не первый год. По ряду товарных групп резко замедлилось подорожание: ткани, одежда и белье, трикотаж, обувь, моющие-чистящие средства, электротовары и другие бытовые приборы за год прибавили к цене 2-4%. А есть случаи вращения маховика с прежней скоростью: по медикаментам и в 2022 году, и в 2023-м подорожание на 10%, по табачным изделиям — 7-8%, стройматериалам – 3-4%.

Почему дорожает сервис?

В сфере сервиса тоже случается и ускорение инфляции, и обратный процесс. Гостиничный бизнес, почти не изменивший цен годом ранее, теперь поднял их на 8%. Пытается наверстать упущенное в период острой эпидемиологической ситуации санаторно-оздоровительный бизнес, поднявший цены на 24%. От антиковидных ограничений в своё время сильно пострадали турфирмы и теперь стремятся возместить неполученную тогда прибыль, сказывается также влияние валютного курса. Услуги зарубежного туризма в течение 2022 года стали дороже в 2,5 раза и в 2023 году в 1,5 раза. Такой длительный период (декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) рассматривается для исключения влияния сезонного фактора. Ведь в данной сфере многое зависит от сезона, а также от политической и экономической ситуации в регионе. В основном под влиянием сезонного фактора за один месяц, в декабре по сравнению с ноябрем, поездки в Турцию подешевели на 33%, в Объединенные Арабские Эмираты – на 21%, отдельные страны Юго-Восточной Азии, Египет – на 17%, на Черноморское побережье России — в среднем на 20%. В отпускной период уровень цен будет другим.

А желающие воспользоваться услугами страховых агентов могут сделать это сейчас, на ниве страхования цены снизились на 5%.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры