издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сохранить темп и остаться на шаг впереди»

«Значимой и чувствительной» назвала тему своего доклада на Форуме депутатов Иркутской области заместитель председателя Законодательного собрания Наталья Дикусарова. На дискуссионной сессии обсуждали совершенствование межбюджетных отношений. «Мы должны рассматривать этот важнейший вопрос с точки зрения достижения национальных интересов, реализации нацпроектов и государственных программ. Этот подход должен быть основополагающим при предоставлении финансирования муниципальным образованиям», - заявила вице-спикер ЗС.

Наталья Дикусарова предложила депутатам Законодательного собрания и муниципальных Дум, представителям правительства Иркутской области и главам территорий, собравшимся на форум, использовать эту площадку не для того, чтобы говорить о проблемах. «Давайте порассуждаем, обсудим, на каком этапе мы находимся», — сказала вице-спикер, перечислив направления, над которыми больше всего приходится работать парламентариям. Прежде всего, это распределение бюджетных средств. По её мнению, в первую очередь нужно отойти от риторики: «область сама по себе, районы – сами по себе». Крупные города должны развиваться в одной системе с сельскими поселениями. Но когда речь заходит о получении субсидий, многие муниципалитеты оказываются в сложном положении, поскольку не в состоянии участвовать в софинансировании.

«Софинансирование  – это лишь технический инструмент. Споры о том, достаточно ли денег выделяется муниципалитетам, какую финансовую поддержку можно в принципе считать достаточной, никогда не утихают. Мы поработали над методикой расчёта финансовой помощи органам местного самоуправления. Усовершенствовали её до такой степени, что можем констатировать: в Иркутской области её уже больше некуда совершенствовать», — сказала Наталья Дикусарова. В муниципальных округах, которые уже начали создаваться в регионе, появилась хорошая возможность протестировать новый принцип замены большого числа дотаций на единую субсидию. В прошлом году в регионе было 98 видов субсидий для местных бюджетов, в этом году их уже 119. Разобраться в таком многообразии финансовой помощи, критериях отбора непросто. Но муниципалитет лучше знает, как распорядиться деньгами. Предоставление единой субсидии должно положительно сказаться на развитии территорий, особенно сельских поселений.

Наталья Дикусарова подчеркнула, что Иркутская область во многих направлениях идёт впереди большинства регионов РФ: «В то время, как президент анонсировал программу капитальных ремонтов детских садов, мы констатируем, что уже три года используем на эти цели свои финансовые ресурсы. Когда президент анонсировал развитие учреждений среднего профессионального образования, мы уже приняли такую программу. И вот таким образом мы идём. Сейчас, наверное, наша главная задача – сохранить этот темп и остаться на шаг впереди».

Успешным примером работы в регионе Дикусарова назвала внесение дополнений в расходы областного бюджета на капитальный ремонт образовательных учреждений в середине финансового года. Она также обратила внимание на изменение подхода к формированию и использованию средств дорожного фонда. Проблему содержания дорог для сельских поселений ещё недавно можно было назвать «патовой», сегодня она стоит уже не настолько остро. Вице-спикер отметила положительный опыт частичной компенсации неотложных расходов из дорожных фондов дотационных муниципалитетов.

Механизмы расчёта и предоставления субвенций на образование, по мнению докладчика, ещё предстоит совершенствовать. Проблемой остаётся отсутствие точных данных о размере заработной платы учителей на момент формирования годового бюджета области. Наталья Дикусарова также затронула злободневный вопрос расходования платы за причинение вреда окружающей среде. На слайде, представленном вниманию участников форума, видно, что с 2021 года муниципалитеты получили в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду 1,8 млрд. рублей и лишь 13 процентов от этой суммы было потрачено на решение вопросов экологической безопасности. Объясняется это, в том числе, и крайне ограниченным перечнем проблем, на которые муниципальные образования могут направлять экологические платежи.

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Александр Лаутин, выступивший вслед за вице-спикером, назвал распределение бюджетных средств в регионе грамотным. Он отметил, что сбалансированная бюджетная политика даёт возможность определять приоритетность направления средств на выполнение тех или иных обязательств. Депутаты ЗС совместно с правительством уделяют особое внимание сбалансированности местных бюджетов. Комитет по бюджету систематически проводит мониторинг состояния казны муниципальных районов, городских округов, сельских поселений. Взаимодействие Законодательного собрания, правительства, Ассоциации муниципальных образований по вопросам межбюджетных отношений ведётся на постоянной основе на различных площадках, много вопросов решается в рамках экспертного совета по межбюджетным отношениям при правительстве Иркутской области.

Министр финансов Наталия Бояринова в подробностях описала процесс обеспечения сбалансированности муниципальных бюджетов, поскольку именно на местном уровне наблюдается недостаточность доходных источников для исполнения полномочий. По мнению министра, в первую очередь необходимо совершенствовать региональное законодательство по межбюджетному регулированию. На сегодняшний день наибольший объём доходов при формировании муниципальной казны связан с межбюджетными трансфертами, гораздо меньше их поступает из собственных источников. «Мы поддерживаем территории через выделение средств из регионального бюджета, на прямую передачу налогов не идём из-за неравномерного распределения налоговой базы по муниципальным образованиям. От прямой передачи налогов выигрывают только три территории – Иркутск, Ангарск и Братск. Все остальные муниципальные образования, а у нас их 452, дотационные», — пояснила Наталия Бояринова. Она отметила, что объём переданных доходных источников сверх установленного Бюджетным кодексом РФ размера за 10 лет вырос в 9 раз. По объёму переданных доходов с регионального уровня на муниципальный Иркутская область занимает 2 место среди субъектов Сибирского федерального округа и 10 место – по России.

О том, как именно предоставляется финансовая поддержка муниципалитетам из областного бюджета, министр продемонстрировала с помощью слайда, предупредив, что на эту информацию минфин «реагирует болезненно». За 10 лет общий объём межбюджетных трансфертов вырос в 3,1 раза. При этом финансовая помощь на решение вопросов местного значения стала в 5 раз больше. А доходы областного бюджета, за счёт которых муниципалитетам предоставляется эта помощь, увеличились только в 2 раза. Это означает, что полномочия, установленные для самого субъекта, не выполняются. «И мы  видим это, получая письма с территорий об отсутствии в лечебных учреждениях необходимого медицинского оборудования, о требующих ремонта амбулаториях и не построенных ФАПах. Важен баланс интересов муниципалитетов и региона. Если в структуре межбюджетных трансфертов в 2014 году только треть шла на решение вопросов местного значения, а остальные средства уходили на государственные объекты в  муниципальных образованиях, то в прошлом году эти показатели стали 50 на 50», — констатировала министр.

Наталия Бояринова остановилась также на вопросе нецелевой финансовой помощи, который особенно интересует муниципалитеты. «Дотации, которые мы передаём, не спрашивая, на какие цели они пойдут, тоже растут год от года, — заверила Бояринова. – При этом менялись виды и формы поддержки, условия и критерии предоставления помощи, но неизменным оставалось конструктивное взаимодействие правительства, депутатов Законодательного собрания и мэров территорий, направленное на эффективное выделение ресурсов». По словам министра, с 2021 года по предложению губернатора Игоря Кобзева проводится премирование муниципальных образований за лучшие результаты  работы с собственной доходной базой. И если три года назад награждены были 152 муниципалитета, то в прошлом году – уже 204. Объём финансовых средств на премирование тоже увеличивается, в этом году он составил уже 700 млн. рублей.

Ещё одним видом помощи муниципальным образованиям, как пояснила Бояринова, являются проводимые правительством мероприятия по снижению долговой нагрузки. Так, прошла реструктуризация задолженности по ранее выданным бюджетным кредитам с комфортными сроками погашения. 66 территорий воспользовались этой мерой. Списаны долги по кредитам из областного бюджета 43 муниципальным образованиям, которые годом ранее направляли средства на инфраструктурное развитие территорий: благоустройство, модернизацию объектов ЖКХ, строительство и реконструкцию автодорог. По уровню долговой нагрузки муниципальных образований Иркутская область находится на 4 месте в СФО и занимает 33 место среди субъектов РФ. Министр заверила участников форума, что достаточность финансовых ресурсов муниципальных образований для эффективного исполнения полномочий является приоритетом в работе законодательного органа и правительства.

«Я за упрощение взаимоотношений с муниципалитетами. Мы все одна команда», — поддержал министра председатель правительства Константин Зайцев. За расширение самостоятельности получателей финансовой помощи высказался и председатель Законодательного собрания Александр Ведерников, предложив «развязать им руки». Спикер ЗС отметил важность повышения самостоятельности муниципальных образований как в распределении средств, так и в создании собственной налогооблагаемой базы. Он добавил, что над этими задачами необходимо совместно работать депутатам, правительству области и представителям муниципальных образований. Все выступающие сошлись на том, что только при сильных муниципальных образованиях может быть сильный регион.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры