издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хозяйка сказочного дома

«Я хочу, чтобы мои работы дарили людям ощущение праздника», – говорит Заслуженный работник культуры Лидия Григорьевна Эверстова. На её картинах – букеты жарков, цветущая сирень, яркие краски лета и осени. «У цветов очень недолгий век, хочется оставить это мгновение на картине», – говорит Лидия Эверстова. Лидия Григорьевна – не профессиональный художник, она пишет натюрморты и пейзажи для души, и чаще всего дарит их людям. Основное её занятие сегодня – руководство филиалом Музея истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова – Домом ремёсел и фольклора. Когда все будничные заботы позади, Лидия Григорьевна запирает двери Дома ремёсел, достает краски, палитру и пишет картины. 20 августа в Городском выставочном центре имени В.С. Рогаля открылась первая персональная выставка Лидии Эверстовой, посвящённая её 75-летнему юбилею.

Внучка дедушки Гаврилы

Когда входишь в Дом ремёсел и фольклора, то попадаешь в какую-то волшебную историю. Ещё на входе тебя встречают резные скульптуры, ладья, шаман, кричит деревянный петушок. А внутри – повсюду картины, куклы, расшитые костюмы, россыпь керамических игрушек, запах стружек и дерева… И незримый талисман дома – Котейка. Котейка из глины, котейка из цветных лоскутков, на стенах – портреты все того же Котейки, созданные в жанре «пластилиновой живописи» и написанные красками. Дом создали таким, как он есть, мастера ассоциации «Оникс» и общественной организации «Данко». А главная в этом большом сказочном доме – Лидия Григорьевна Эверстова. В Иркутском областном колледже культуры она 43 года преподавала актёрское мастерство, режиссуру и сценаристику. А потом ушла в Дом ремёсел и фольклора, который впервые открыл двери 28 декабря 2009 года. Лидия Григорьевна пишет картины акрилом, маслом и гуашью, занимается вязанием, валянием из шерсти, керамикой. Всё это идёт из их большой семьи, ещё от деда, отца и матери-рукодельницы.

– Я рисую со школьных лет, – рассказывает Лидия Эверстова. – Мой папа, Григорий Гаврилович Мамонов был одарённым человеком. Он выбрал профессию педагога. Ему довелось работать и директором, и завучем школы. Папа преподавал русский язык и литературу. Очень любил поэтическое слово, театр и музыку. Организовывал в школе самые разные кружки: любителей поэзии, театральную студию, оркестр струнных инструментов. И во всех школьных спектаклях играл сам. А еще вёл часы рисования. И мы, дети, тянулись за ним. И пели, и рисовали, и играли на музыкальных инструментах. Геннадий Григорьевич Мамонов, мой брат, стал журналистом. Сестра Татьяна Григорьевна Ларёва – художником и искусствоведом. А я окончила Ленинградский Государственный институт культуры им. Н.К. Крупской и Новосибирское культурно-просветительное училище. А потом решила – поеду в Иркутск. Здесь уже училась в Иркутском художественном училище моя сестра, которая потом уехала во Владивосток, а затем окончила Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина. Брат, поработав в районной газете, будучи собкором «Омского вестника» и членом Союза журналистов России, в 1983 году окончил отделение журналистики Иркутского госуниверситета. Так что наши судьбы связаны с Иркутском очень тесно.

В 2022 году две сестры и брат выпустили книгу «Байки дедушки Гаврилы. Страницы прошлого листая…». В ней собраны рассказы их деда по отцовской линии Гаврилы Демидовича Мамонова. «Татьяна Григорьевна написала картину для обложки под названием «Семья Мамоновых», брат в стихах обработал байки нашего дедушки и сделал иллюстрации. А я была ответственным редактором, – рассказывает Лидия Эверстова. – Дедушка был у нас особенный. Когда ему не исполнилось ещё и 20 лет, он надумал жениться. Украл невесту из соседней деревни, его поймали, и он был нещадно бит родителями любимой. Испугавшись, дед бежал в Омск, устроился на железную дорогу, а через год официально заслал сватов. На этот раз родители согласились, и отдали за него Феоктисию Васильевну, нашу бабушку, которая родила деду восемь дочерей и четырёх сыновей. Все девочки умерли в один год от болезни, а сыновья остались жить. Двое побывали на фронте, один умер через год после Победы, второй, наш отец Григорий Гаврилович Мамонов, всю войну прошёл с первого до последнего дня. Был и в Польше, и в Болгарии, и в Румынии. А его отец, наш дедушка, был очень весёлым, общительным, заядлым рыболовом, охотником, играл на балалайке и гармошке, любил плясать. Гармонист, частушечник, задира и балагур. Дед очень любил сочинять различные байки. Брат так и написал: «Сорока, видно, байки те ему носила на хвосте». Мы запомнили много историй. Например, дед рассказывал, как однажды ему на крючок попалась огромная щука:

– Сколько ж в щуке росту было?

Ну, не меньше крокодила!

Сдохнуть, если вру, на месте!

Весом будет фунтов двести…

По рассказам деда Гаврилы, довелось ему встречаться с деревенской ведьмой, в виде чёрной кошки, и с водяным, и болотным бесом, и русалками. «Сочинял, конечно, – смеётся Лидия Григорьевна. – Но его люди слушали, а детишки – верили. Сядет на полянке, достанет гармошку, или балалайку и говорит: «Сейчас плясать будем!». И ребятишки собираются вокруг и пляшут. Я тоже плясала, и тогда уже заметили взрослые – я хорошо танцую, и быть мне связанной с праздниками и танцами. Так и получилось». Лидия Эверстова и её коллеги проводят праздники на острове Юность, театрализованные представления «Тихвинская ярмарка» в сквере имени Кирова и других местах города.

«Праздничные представления – это, что я умею, поскольку я и режиссёр, и сценарист, и организатор, – говорит Лидия Григорьевна. – Люблю это дело и с удовольствием откликаюсь на такие предложения. Последняя наша работа с председателем Союза мастеров народного искусства «Оникс» Галиной Яковлевной Березиной – красивый костюмированный Байкальский международный фестиваль «Хоровод ремёсел на земле иркутской» в Тальцах». Праздничные представления идут и в Доме ремёсел и фольклора, ко всем событиям народного календаря. Однако, никто не знает, что происходит в этом доме, когда дневная суета утихает. Закрываются двери… И пишутся картины.

«Как увидела, так и рисуй!»

– Я никогда не рисовала картины специально на выставки, – говорит Лидия Григорьевна. – Зато я очень люблю их дарить. Когда что-то делаешь сам, от такого подарка тепло и хорошо. Многие мои картины уже живут в иркутских семьях. Например, сейчас ждёт своего часа картина для бабушки моего зятя. У неё день рождения в марте, в это время ещё мало хороших фруктов. И она сказала: «Хочу натюрморт с фруктами, чаем, графином». Я написала такую картину специально для неё, скоро она поселится в её доме. И так почти всегда – кто-то говорит: «Лидия Григорьевна, напиши мне цветы», и я пишу, потому что хочу подарить человеку радость.

Однажды в Доме ремёсел случился удивительный «тыквенный» натюрморт. «Я над этой картиной работала по привычке вечером, после того, как все уйдут, – рассказывает Лидия Григорьевна. – Закрываю двери, достаю краски, палитру. Мои коллеги тоже успели написать его, каждый по-своему. Зайдут ко мне, поставят свои мольберты, фотографируют, делают наброски–подмалёвки. Так и получилось несколько картин «с тыковками», и две из них попали на выставку в ГВЦ им. С.В. Рогаля. А ставила натюрморт Елена Гончарова, главный художник Дома ремёсел. «Время на картину тратится всегда разное, – говорит Лидия Эверстова. – Но если принесут красивый букет, думаешь: «Если сейчас не напишу, усохнет мой букет, и не будет его», – Тогда садишься и пишешь за один присест. Например, жарки. Они очень быстро увядают, а хочется зафиксировать саму жизнь в её моменте. Пишешь «в один присест», за несколько часов». èèè

Иногда картину подсказывает сама рама. А если подарок связан с человеком, это ценно вдвойне. Елена Владимировна Сотникова работала у нас керамистом с самого открытия Дома ремёсел. Взрослые и ребятишки учились у неё мастерству. Уже будучи на пенсии, она однажды принесла нам очень необычную раму, в которую и вписалась моя сирень. Потом Елены Владимировны не стало, а эта картина напоминает мне об этом добром, хорошем человеке и большом мастере. Часто картина – это воспоминания о каком-то периоде жизни. Ещё до пандемии у меня случился грипп, а на дворе стояла чудесная осень. И я поняла – что же я сижу, надо писать. И получился отличный пейзаж. Кажется, всю атмосферу иркутской осени мне удалось в ней передать.

Среди картин Лидии Эверстовой есть живописная работа, которая была создана на курсах, которыми руководил замечательный художник Александр Федорович Веснин, ныне ушедший из жизни. «Помню, как Александр Фёдорович меня учил, когда что-то не получалось. «Посмотри, что делают другие, что понравилось?», – спросил он. Я рассказала о том, что нравится у других. А он отвечает: «А теперь иди к натюрморту, поговори с ним, и рисуй, как ты его видишь. Не надо никого копировать. Как увидела, так и рисуй!». Есть и керамическая работа, выполненная под руководством замечательного мастера «Данко» Николая Васильевича Соколова.

Друзья Лидии Григорьевны предложили назвать выставку «Краски августа» и озвучили стихи Константина Бальмонта, который прожил 75 лет, и очень точно определил сверхзадачу художника:

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него, –

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса,

Взрасти безмерные леса

И сам, как сказочная птица,

Умчись высоко в небеса,

Каждый мастер – уникален

Дом ремёсел и фольклора – место, где очень тепло и уютно, не хочется его покидать. И это подтверждают сами посетители, число которых растёт год от года. В июле 2021 года филиал посетил 691 человек, в том числе в самом Доме ремёсел побывал 571 человек, на выездных мероприятиях – 120. А в июле 2024 года это уже 2290 человек, в самом музее с мастерами занимались 629 взрослых и детей, на выездных праздниках – 1661. Лидия Григорьевна рассказывает о каждом мастере, как о родном человеке. «Все наши замечательные мастера – члены «Оникса» и «Данко», – говорит она. – В отделе работают два научных сотрудника, два члена Союза художников России, два народных мастера». Любовь Ивановна Бардовская – мастер по ткачеству, заведующая ткацкой мастерской. Она же является мастером и по созданию народной куклы. Под её руководством детишки делают кукол-мотанок в русской традиции – без ножниц и иголок. «Очень нравятся детям эти куклы, как мальчикам, так и девочкам. Иногда смотришь, как они со всей серьёзностью просто погружаются в процесс», – рассказывает мастер. В Доме ремёсел есть рабочие ткацкие станки, на которых могут заниматься дети и взрослые.

Много лет Дом ремёсел в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России» проводит фестиваль резной художественной скульптуры «Звёздная ладья». Раньше этим направлением занимался народный мастер художественной резьбы по дереву Евгений Семенович Мирский, сейчас он на пенсии. Его сменил Борис Борисович Тверских, многодетный отец, теперь мастерская «Золотой конёк» – его епархия. Когда идешь по коридору Дома ремёсел, тебя встречает выставка замечательных гончарных изделий. Это направление в Доме ремёсел и фольклора ведет главный художник, Елена Александровна Гончарова. Она – член Союза художников России, профессиональный ювелир. А в Доме ремёсел занимается с детьми художественной лепкой из глины в гончарной мастерской, где есть собственные гончарные круги, муфельная печь. «Дети с удовольствием приходят сюда, лепят украшения, фигурки, сказочных героев», – рассказывает Лидия Эверстова. Ручной лепкой из глины и гончарным делом занимается Елена Геннадьевна Серая.

На Наталье Асатовне Вологжиной – фольклорные праздники, включённые в народный календарь. Она рассказывает детям о народных праздниках и обрядах, водит с ними хороводы, разучивает народные игры. Дети могут поучаствовать в праздновании Рождества, Масленицы, Пасхи, Троицы, Медового, Яблочного и Хлебно-орехового Спасов, других мероприятиях. На Рождество и Пасху идут кукольные спектакли. Куклы изготовлены мастерами Дома ремёсел. На Рождество на улице проходят колядки, дети ходят с Рождественской звездой. Устраиваются осенние шуточные «похороны комарика», которые очень нравятся ребятишкам.

Наталья Петровна Балакина занимается с детьми с ограниченными возможностями, как в Иркутском реабилитационном техникуме, где она преподаёт уже много лет, так и в Доме ремёсел и фольклора. Её ученики делают картины из пластилина. На стенах Иркутского дома ремёсел – удивительные портреты пластилиновых котов, созданные Димой Диденко, её учеником, который ходит в Дом ремёсел уже восемь лет. Продвижением филиала, организацией выставок и посещений занимаются научные сотрудники Ирина Витальевна Ваганова и Зорикто Чимитдоржиевич Ухинов. Василий Вологжин на всех праздниках работает гармонистом, и помогает в мелком ремонте Дома ремёсел и фольклора. Все сотрудники – народ творческий. Смотритель Кристина Яковлева – поёт, Тамара Пазюкова – учится работать на ткацком станке и вяжет половички для отправки в зону СВО.

«Мы создаём такую атмосферу, чтобы все виды народного творчества сосуществовали на равных, – говорит Лидия Григорьевна. – Ребятишкам важно получать удовольствие от работы руками. Порой приходит ребёнок к нам, и не может завязать обычный узелок. Шнурков он не видел, ботинки на липах. А куклы у нас «мотанки» – все на узелках. И у бедных детей пальчики-растопырочки, больше к клавиатуре привычные, ниточку в узелок с трудом затягивают. Мы стараемся, чтобы эта скованность из пальчиков ушла, и гаджеты спокойно рядышком отдохнули. Развиваем навыки работы с материалом, пространственное мышление. Когда дети начинают работать руками, у них и мозг уже функционирует по-другому. Включается процесс: «Вижу, делаю руками – получается результат». А старинные русские считалки? Дети их не знают, а мы готовы всем этим поделиться, познакомить с лучшими образцами русского фольклора. Счастье, что есть Дом ремёсел, и дети сюда приходят, а в процессе творчества получают больше информации друг о друге. Современный компьютеризированный мир ограничивает возможности непосредственного личностного живого общения. А у нас есть погружение в состояние настоящей живой игры, когда каждый может раскрыться, получше узнать себя и других детей. Это бесценно».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры