издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вольный полет

  • Автор: Элла КЛИМОВА, "Восточно-Сибирская правда"

Время стирает многие подробности, детали, оттенки отшумевших
событий. Мудрый ваятель, оно воссоздает в памяти новых
поколений образ минувшего, своей обобщенностью приближающийся
к символу. Или, если угодно, к присловью, несущему зерно
вечной истины. Лично для меня вышедший на отечественный
экран фильм «Кукушка» (в Иркутске он с 15 ноября идет
в досуговом центре «Художественный») — именно такая
философская притча, выхватившая из общей череды мгновение,
в котором переплетены извечные чувства. А весь их клубок
увенчивает одно, самое главное — стремление жить. Выжить.
Выжить назло ситуации, вопреки безумию войны; в пику
разделяющему людей непониманию языка, несовпадению судеб,
различию мыслей. Наверное, кого-то удивит, что именно
Александр Рогожкин, на творческом счету которого и две
телевизионные серии расхожих «Ментов», и обращенные
к широкой, непритязательной аудитории «Особенности»
сначала «национальной охоты», потом — «национальной
рыбалки», написал сценарий и срежиссировал «Кукушку».
Но разве редко так случается, что талантливый художник,
одаренная гражданским слухом личность в конце концов приходит
к серьезному замыслу и счастливо его воплощает?

Говоря о философском звучании новой работы Александра
Рогожкина, я вовсе не хочу, чтобы кто-то раздраженно
вздохнул: мол, ну вот — опять кино «для избранных», для
эстетствующих снобов, а не для обычных людей. В том-то
и достоинство картины, что она обращена к каждому сердцу.
И потом, разве не глупцом придумано, будто брошенное
в мир, но не на потребу толпы, слово обязательно должно
быть высокомерным и рафинированным?! Двое
мужчин, которых свел случай, и женщина, естественная во
всех своих проявлениях, как сама жизнь, — вот и все
действующие лица разыгрывающейся в течение полутора
часов драмы. Ну не брать же в расчет какого-то
лейтенантика-особиста, сопровождающего осенью сорок
второго года рядового русского солдата в трибунал бог
весть за какую оплошность, только не за предательство;
не обращать же внимание на младшего чина вражеской армии,
на наших глазах приковывающего цепью к вбитому в скалу колышку
другого рядового — смертника, только финна. Им отданы жалкие
секунды экранного времени. Ровно столько, чтобы лишний
раз напомнить нам: смерть на войне, принятая хоть от
«своих», хоть от «чужих» (от себя добавлю: хоть на минувшей,
Великой Отечественной, хоть на сегодняшней, чеченской) —
всегда жестокая, лишенная смысла несправедливость.
Все остальное художественное пространство принадлежит трем
жертвам и одновременно победителям обстоятельств: двоим
солдатам враждующих армий и женщине из крохотного северного
народа саами, спасшей их. Они сошлись в одном треугольнике,
сущность которого определяет даже не любовь, как это обычно
бывает хоть в реальности, хоть в искусстве, а нечто более значимое,
бегущее малейшей фальши — торжество земного существования над тленом.

Наверное, подобрать актеров на эти три роли автору и
создателю картины было не просто. Но ведь удалось! Русский актер
Виктор Бычков, финн Виллэ Хаапасало и лапландка
Анни-Кристина Юусо, поднявшись над условностью киношного жанра,
талантливо органичны и естественны. Не будь этого, «Кукушка»,
едва мелькнув на горизонте, пропала бы из виду, не оставив
никакого следа, не став явлением в духовном бытии общества. Но тут
перед нами абсолютно точное совмещение сценарного замысла,
режиссерского решения и художественного воплощения идеи. Без
чего история о том, как женщина, прозванная неведомо
почему «кукушкой», приютила в своем гнезде, отвоевав
у небытия, двоих недавних врагов, а затем родила двоих
сыновей, назвав одного русским, а другого финским именем,
не смогла бы претендовать на глубокую аллегорию. Взывающую
не только к нашим эмоциям, но и к разуму.

Эта картина завоевала немало престижных премий. На последнем
Московском Международным кинофестивале — два приза
«Серебряный Георгий»: за лучшую режиссерскую работу
(Александр Рогожкин) и за лучшую мужскую роль
(Виллэ Хаапасало); ей же на этом фестивале достался приз
зрительских симпатий. А на Х кинофестивале «Окно в Европу»,
нынче прошедшем в Выборге, приз за лучшую женскую роль получила
Анни-Кристина Юусо. «Кукушка» уже продана за рубеж; считается,
что она имеет шансы быть номинированной на «Оскара». Все это,
разумеется, и важно и приятно. Но самое ценное, на мой
взгляд, то, что эта картина, наряду с пока очень немногими,
свидетельствует о выздоровлении отечественного кинематографа.
Родившийся спустя четыре года после победы в Великой
Отечественной, Александр Рогожкин, поднявшись над частностями,
сумел сказать свое, очень личное слово о движущей силе
истории — извечном поединке жизни и смерти. Чем и
предопределил «Кукушке» вольный полет над нашим реальным временем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры