издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сергей ШИШКИН: "Предприятия имеют право на землю"

Итоги работы 22 сессии Законодательного собрания в беседе его председателя Сергея ШИШКИНА с заместителем главного редактора "ВСП" Сергеем ПРЕДЕИНЫМ. -- Сергей Иванович, ваша оценка работы 22 сессии Законодательного собрания?

— Несмотря на мой оптимизм — провести сессию в один день, депутаты вышли за
регламент и фактически работали два дня. Содержательная дискуссия велась
практически по всем вопросам. Эта сессия характерна тем, что
открывает бюджетный процесс. Пока бюджет принят в первом чтении. Всего из
15 предложенных законов мы приняли девять. Это показатель того, что депутаты
не намерены принимать сразу все, что им предложат, а тщательно разбираются
в сути каждого вопроса.

Наглядный пример — обсуждение закона «Об установлении цены земли при
продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности
земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений,
сооружений». Я привел точное название закона, чтобы люди сразу поняли, о
какой земле идет речь. Это земля, на которой возведены промышленные
предприятия. На ней невозможно что-то еще построить или использовать для ведения
сельского хозяйства. Уточню, что цену на землю устанавливает руководство
местного самоуправления, а мы принимаем коэффициенты, учитывающиеся при
установлении окончательной цены. То есть чем выше мы установим коэффициент, тем
дороже будет земля. Большинство Законодательного собрания не согласилось с
предложенными коэффициентами, потому что считает их завышенными. Один из
заместителей губернатора тут же обвинил нас в том, что мы якобы поддерживаем
интересы неких олигархов, а не бюджета области. Давайте разберемся. Все доходы с
продажи земли собственникам предприятий с 1 января будут перечисляться не в
областной, а в федеральный бюджет. Мне говорят, что о федеральном бюджете нужно
заботиться, как об областном. Но почему именно Федерация дала нам право выбора
величины коэффициента? Наверно, потому, что на месте лучше знают состояние
промышленности, финансовые возможностей предприятий. Ведь нам не предписали
жестко установить максимальные коэффициенты. Я считаю, что сегодня наш
промышленный комплекс находится не в лучшем состоянии, чтобы нагружать его
дополнительными расходами, которые к тому же неминуемо лягут в
себестоимость продукции, что отразится на ее цене и в конечном счете на
кармане потребителя — населения Иркутской области. Еще один интересный
нюанс. Нам сообщили, что уже сформировалась очередь из 137 собственников
предприятий, которые готовы выкупить земли, но продажу мэры
искусственно сдерживают. Странное заявление. Во-первых, вряд ли на
территории Иркутской области действуют 137 олигархов. Я сделал запрос, чтобы
мне предоставили список этих желающих выкупить землю. Уверен, что в
большинстве своем это предприятия малого и среднего бизнеса. Во-вторых,
получается, что собственники не покупали землю при низких коэффициентах, а потом
хлынут волной, получив более высокие. Где логика? В-третьих, если мэры
сдерживают процесс продажи с помощью бюрократических проволочек, то должна
последовать реакция прокуратуры, ведь это нарушение закона. В-четвертых, кто
уверен, что предприятия вообще будут выкупать свои земли? Может, им будет
выгодно, особенно при максимальных коэффициентах, оставаться на договоре о
долгосрочной аренде? К сожалению, точных расчетов нам никто не представил. Мы
видим только политические спекуляции на вопросе о земле. Но, еще раз
подчеркиваю, не надо путать земли, на которых расположены предприятия, и земли
для сельского хозяйства, градостроительства и других нужд. По ним разговор
особый.

— Депутаты также решили снизить предложенные ставки транспортного налога.

— Сколько можно испытывать терпение людей? Правомерно ли соглашаться с ростом
бюджетных доходов за счет уменьшения реальных доходов населения? Нет!
Поэтому мы отклонили предложенный проект о транспортном налоге на
прошлой сессии, а на нынешней снизили налоговое бремя для владельцев, чьи
автомобили старше семи лет, на 50 процентов, а для остальных — на 25
процентов.

— Депутаты приняли закон о бюджете Иркутской области в первом чтении без
особых споров. Как будет проходить второе чтение?

— В первом чтении рассматриваются две цифры — дохода и расхода. Накануне
сессии проходят необходимые согласования в комитетах Законодательного
собрания, в главном финансовом управлении, в контрольно-счетной палате, и
рассчитанные показатели сомнений у депутатов не вызывают. Что мы и
наблюдали на сессии. Во втором чтении происходит распределение средств
бюджета между территориями, и вот здесь дебаты обещают быть жаркими.
Каждое муниципальное образование желает получить средств больше. Поэтому
депутатам необходимо будет учесть и интересы дотационных территорий, и
городов-доноров. Для последних самый больной вопрос — выплата заработной
платы бюджетникам. Кредиторская задолженность по этой статье расходов
растет. Из федерального бюджета выделено дополнительно 700 миллионов
рублей на ее покрытие, но этой суммы все равно не хватает. Еще одна проблема
— долги муниципальных образований по ЖКХ. На сессии будут рассматриваться
законопроекты о переходе на федеральные стандарты. Разумно было бы этот
процесс «растянуть» до 2008 года с постепенным снижением издержек.
Федеральное законодательство это позволяет.

— Из 15 предложенных законов приняли девять. Какой главный критерий у депутатов
при рассмотрении проектов?

— Практически каждый закон — это закон жизни всего населения Иркутской
области. Поэтому он не может быть временным, иметь двойное толкование. Это
должен быть выверенный, точно просчитанный юридический документ, который не
требует дальнейших доработок. Если сомневаешься, лучше отклонить закон, еще раз
продумать его, чем принять поспешное решение, которое негативно скажется на
жизни людей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры