издательская группа
Восточно-Сибирская правда

О проверке эффективности льготного лекарственного обеспечения ветеранов в г. Иркутске

В ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «Об инвалидах», которые действуют у нас в РФ,
значительное место отведено такой жизненно важной льготе, как
лекарственное обеспечение ветеранов и инвалидов.

К сожалению, в адрес администрации области, областного управления
социальной защиты населения поступают многочисленные обращения
граждан, проживающих в г. Иркутске и имеющих право на льготное
лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «О
ветеранах» и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации», по вопросу отказа лечащими врачами в выписке
льготных рецептов. При этом больные и пожилые люди боятся называть
фамилии таких врачей, опасаясь ухудшения к ним отношения
медицинского персонала амбулаторно-клинического учреждения, в
котором они состоят на учете.

Кроме того, в адрес управления социальной защиты населения
администрации области поступило обращение председателя Иркутской
региональной организации Общероссийской благотворительной
общественной организации инвалидов «Всероссийское общество
гемофилии» В.И. Бутыриной (копия обращения прилагается) о
нерешенном вопросе обеспечения граждан с данным заболеванием
необходимыми лекарственными препаратами.

Одновременно в адрес главного финансового управления области,
областного управления социальной защиты населения, в средства
массовой информации поступают заявления от администрации города
Иркутска, в том числе заместителя мэра-председателя комитета по делам
горожан Н.А. Алаевой о кредиторской задолженности главного
финансового управления области перед аптечными предприятиями города.

В целях анализа сложившейся ситуации по распоряжению губернатора
Б.А. Говорина с 24 мая 2002 года по 30 мая 2002 была проведена проверка
эффективного и целевого использования субсидии, выделяемой на
основании статьи 23 Закона области «Об областном бюджете на 2002 год»
из областного бюджета, в части средств, направляемых на льготное
лекарственное обеспечение ветеранов администрации города Иркутска
(справка, подготовленная по результатам проверки прилагается).

В ходе проверки выявлены грубые нарушения нормативно-правовых
актов, регламентирующих организацию льготного лекарственного
обеспечения ветеранов муниципальными амбулаторно-поликлиническими
учреждениями и аптечными предприятиями.

Мы предлагаем познакомиться более подробно с результатами проверки и
с теми рекомендациями, которые были даны мэру города Иркутска В.В.
Якубовскому.

О проверке эффективности льготного лекарственного обеспечения ветеранов в г. Иркутске

Комиссией, созданной распоряжением губернатора области от 21.05.2002
года N 263-р «О проведении проверки» за период с 24 мая 2002 года по 30
мая 2002 проведена проверка эффективного и целевого использования
субсидии, выделяемой на основании статьи 23 Закона области «Об
областном бюджете на 2002 год» из областного бюджета, в части средств,
направляемых на льготное лекарственное обеспечение ветеранов в
Комитете по экономике и финансам администрации города Иркутска.

При проведении проверки комиссия руководствовалась Основами
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан,
Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995г. N 5-ФЗ (с
последующими изменениями и дополнениями), Законом Иркутской
области «Об областном бюджете на 2002 год», постановлением
губернатора области от 21.05.2002г. N 348-п «О порядке финансирования
федерального закона «О ветеранах» в 2002 году», приказом МЗ РФ от
23.08.1999 года N 328 «О рациональном назначении лекарственных
средств, правилах выписывания рецептов на них и порядка их отпуска
аптечными учреждениями (организациями)», Перечнем жизненно
необходимых и важнейших лекарственных средств (Приказ комитета
здравоохранения и комитета по фармацевтической деятельности и
производству лекарств администрации Иркутской области от 19.04.2000
года N262/4-п «Об утверждении гарантированного перечня жизненно
необходимых и важнейших лекарственных средств».

Расчеты объемов финансовых средств, требуемых на реализацию
Федерального закона «О ветеранах» в Иркутской области, передаются
управлением социальной защиты населения администрации области
главному финансовому управлению области.

В Законе Иркутской области «Об областном бюджете на 2002 год» от
28.12.2001г. N 26/72-оз муниципальному образованию города Иркутска
предусмотрена субсидия на реализацию льгот по Федеральному Закону «О
ветеранах» в сумме 107185 тыс. рублей.

В соответствии с вышеуказанным законом, главным финансовым
управлением области от 24.01.2002г. доведено уведомление о бюджетных
ассигнованиях из областного бюджета на 2002 год комитету по экономике
и финансам администрации города Иркутска с разбивкой по кварталам.

На основании вышеуказанного закона, Решением городской Думы города
Иркутска от 16.01.2002г. N 157-14гД/З/019-20-157/2 «О бюджете города на
2002 год» утверждена в форме финансовой помощи из областного бюджета
субсидия на реализацию Федерального Закона «О ветеранах» в сумме
107185 тыс. рублей, в том числе на льготное лекарственное обеспечение —
7438 тыс. рублей. Сумма средств на льготное лекарственное обеспечение
определена в соответствии с процентным соотношением по исполнению
ФЗ «О ветеранах» по видам льгот, оказанных в 2001 году.

В соответствии со ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации,
исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами
на основе сводной бюджетной росписи.

Постановлением мэра города Иркутска от 30.01.2002г. N 031-06-95/2 «Об
утверждении сводной бюджетной росписи на 2002 год» утверждены
расходы бюджета города Иркутска по распорядителям и получателям
бюджетных средств на 2002 год, а не сводная бюджетная роспись.

Согласно вышеуказанному постановлению, бюджетополучателем
определен Департамент социальной защиты населения комитета по делам
горожан администрации города.

Фактически средства на реализацию ФЗ «О ветеранах», в части льготного
лекарственного обеспечения, перечисляются аптечным предприятиям в
соответствии с постановлением мэра города «О порядке предоставления
льготной лекарственной помощи населению г. Иркутска» от 25.01.2002г.
N 031-06-70/2.

В связи с необходимостью приоритетного финансирования социально-
значимых льгот, решением городской Думы от 28.03.2002г. N 196-16гД(3)
«О комплексной программе социальной поддержки населения г. Иркутска
на 2002 год» расходы на льготное лекарственное обеспечение по
Федеральному Закону «О ветеранах» были увеличены и приняты в сумме
10435 тыс. рублей.

Сумма расходов определена исходя из объема расходов по отчету, в части
исполнения расходов на льготное лекарственное обеспечение по ФЗ «О
ветеранах» за 2001 год.

На основании этого, было принято Решение городской Думы от
29.04.2002г. N 215-17гД/3/019-20-215/2 «О внесении изменений и
дополнений в решение городской Думы г. Иркутска «О бюджете на 2002
год» от 16.01.2002г. N 157-14гД/З/» и расходы на льготное лекарственное
обеспечение по Федеральному Закону «О ветеранах» утверждены в сумме
10435 тыс. рублей. В соответствии с чем, мэром города принято
соответствующее Постановление о внесении изменений в сводную
бюджетную роспись.

Распоряжением заместителя мэра от 12.04.2002г. N 203-02-125/2 «О
лимитах ассигнований, направленных на финансирование льгот по
лекарственному обеспечению граждан, в соответствии с ФЗ «О ветеранах»,
ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» утверждены и распределены
расходы на льготное лекарственное обеспечение по ФЗ «О ветеранах» в
сумме 9522 тыс. рублей.

Бюджетные ассигнования распределены отделом лекарственной помощи
комитета по делам горожан для каждой поликлиники в соответствии с
Перечнем учреждений здравоохранения г. Иркутска, ведущих
амбулаторно-поликлинический прием и осуществляющих назначение и
выписку лекарственных средств и изделий медицинского назначения
населению города Иркутска, утвержденного постановлением мэра города
«О порядке предоставления льготной лекарственной помощи населению г.
Иркутска» от 25.01.2002г. N 031-06-70/2.

Утвержденные лимиты финансирования доведены отделом лекарственной
помощи до соответствующих поликлиник.

Вышеуказанным Распоряжением мэра не в полном объеме распределены
средства, предусмотренные на реализацию ФЗ «О ветеранах», в части
льготного лекарственного обеспечения.

Оставшиеся средства в сумме 913 тыс. рублей предназначены на
централизованный закуп сахароснижающих препаратов и препаратов
инсулина. Заключены муниципальные контракты между Департаментом
социальной защиты населения комитета по делам горожан администрации
города, отделом лекарственной помощи комитета по делам горожан и
ответственными поставщиками на сумму 21,86 тыс у. е. , в т. ч. с ООО
«Интеркэр» на поставку сахароснижающих препаратов на сумму 0,36 тыс.
у.е. от 24.05.2002г. N 264-66-2/2, с ООО » Агропромсервис» на поставку
препаратов инсулина на сумму 21,5 тыс. у.е. от 24.04.2002г. N 264-66-1/2.
Муниципальный контракт с ЗАО «Экс-Мар» на поставку
сахароснижающих препаратов на сумму 7,5 тыс. у.е. до настоящего
времени не заключен.

В ходе проверки установлено, что при распределении предусмотренных
ассигнований во внимание принималось количество ветеранов, состоящих
на учете в учреждениях здравоохранения, и пользующихся льготами по
данному закону. Распоряжением мэра г. Иркутска утверждена численность
ветеранов, имеющих право на данные льготы в количестве 25357 человек.
Комитетом по экономике и финансам администрации г. Иркутска в бланке
по «Сети, штатам и контингентам» по бюджету на 2002 год численность
ветеранов на конец года не соответствует утвержденной распоряжением и
принята в количестве 28051 человек.

Департаментом социальной защиты населения комитета по делам горожан
администрации г. Иркутска в отчетах, представленных управлению
социальной защиты населения администрации области на 01.01.2002
указана численность льготников 29980 чел.

Отсутствие должного учета численности льготников повлекло за собой
разницу в расчетах объема финансовых средств, требуемых г. Иркутску на
исполнение Федерального закона «О ветеранах» в сторону увеличения
размера направляемой субсидии.

Главным финансовым управлением области по состоянию на 01.05.2002г.
комитету по экономике и финансам администрации города Иркутска
перечислено 35728 тыс. рублей на реализацию льгот по ФЗ «О ветеранах»,
в том числе п/п N 5896 от 21.01.2002г. — 8577 тыс. рублей, п/п N 6017 от
23.01.2002г. — 355 тыс. рублей, п/п N 6564 от 20.02.2002г. — 2490 тыс.
рублей, п/п N 6608 от 21.02.2002г. — 4889 тыс. рублей, п/п N 6655 от
22.02.2002г. — 1553 тыс. рублей, п/п N 7692 от 19.03.2002г. — 8932 тыс.
рублей, п/п 8375 от 15.04.2002г. — 8932 тыс. рублей, в соответствии с
доведенным уведомлением о бюджетных ассигнованиях из областного
бюджета на 2002 год.

Комитетом по экономике и финансам администрации города Иркутска, в
соответствии с предусмотренными лимитами бюджетных обязательств, на
основании сводных реестров, представленных отделом лекарственной
помощи комитета по делам горожан, средства перечислены аптечным
предприятиям в сумме 2934 тыс. рублей.

Кроме того, согласно распоряжению на финансирование от 16.01.2002г. N
185 аптечным предприятиям перечислены средства в сумме 135306,98
рублей, в счет лимитов 2001 года. Средства поступили на счет Комитета по
экономике и финансам администрации города Иркутска 29.12.2001г., в
связи с чем, перечисление было произведено в январе месяце.
Кредиторской задолженности перед аптечными предприятиями за 2001 год
нет.

По состоянию на 01.05.2002г. аптечными предприятиями города Иркутска
в отдел лекарственной помощи комитета по делам горожан представлены к
оплате реестры на сумму 4554701,18 рублей. Оплачено — 2934000,0 рублей.

В результате проведенной выборочной проверки, в муниципальном
учреждении здравоохранения Поликлиника N 1, муниципальном
учреждении здравоохранения Поликлиника N2 г. Иркутска,
муниципальном учреждении здравоохранения Поликлиническое
объединение N 10 администрации г. Иркутска, государственном
учреждении здравоохранения «Областная клиническая больница N 2»
сумма по сводным реестрам, представленным к оплате аптечными
предприятиями, обслуживающими данные поликлиники, соответствует
сумме по выписанным рецептам.

— сумма расходов по выписанным рецептам муниципальным учреждением
здравоохранения Поликлиника N 1 и предъявленным к оплате ООО
«Аптекой Авиценна на 01.05.2002г. составляет 461321,87 рублей, в том
числе за январь- 113212,64 рублей, за февраль-98315,20 рублей, за март —
114455,76 рублей, за апрель-135338,27 рублей;

— сумма расходов по выписанным рецептам муниципальным учреждением
здравоохранения Поликлиника N 2 г. Иркутска и предъявленным к оплате
МУП ЦРА N 80 составляет 186555,2 рублей, в т. ч. за январь-28447,3
рублей, за февраль-47796,5 рублей, за март-38013,76 рублей, за апрель-
72297,64 рублей;

— сумма расходов по выписанным рецептам учреждением здравоохранения
«Областная клиническая больница N 2» и предъявленным к оплате МУП
ЦРА N 80 составляет 236240,22 рублей, в т. ч. за январь-53558,09 рублей,
за февраль-62223,82 рублей, за март- 51305,64 рублей, за апрель-69152,67.

— сумма расходов по выписанным рецептам муниципальным учреждением
здравоохранения Поликлиническое объединение N 10 администрации г.
Иркутска и предъявленным к оплате МУФП «Аптека N 103» составляет
193366,77 рублей, в т. ч. за январь-36709,56 рублей, за февраль- 48339,62
рублей, за март-59108,83, за апрель- 49208,76 рублей.

Законом Иркутской области от 24.05.2002 N 17-оз «О внесении изменений
и дополнений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2002
год» (Приложение N 11) предусмотрено выделение в субсидии,
предоставляемой муниципальным образованиям за счет средств
областного бюджета на реализацию Федерального закона «О ветеранах»,
отдельной строкой расходов на льготное лекарственное обеспечение.

Городу Иркутску предусмотрено 10917 тыс. руб.

Комиссией проведен анализ амбулаторных карт и рецептов для льготного
отпуска, представленных муниципальными учреждениями
здравоохранения г. Иркутска: МУЗ «Поликлиника N1», МУЗ
«Поликлиника N2 г. Иркутска», МУЗ «Поликлиническое объединение N
10 администрации г. Иркутска», Государственное учреждение
здравоохранения «Областная клиническая больница N 2» и
фармацевтические предприятия г. Иркутска ООО «Авиценна», МУП «ЦРА
N 80», МУФП «Аптека N 103», МУФП «Аптека N 126», МУФП «Аптека
N 220».

Методом случайной выборки проведен анализ около 130 амбулаторных
карт граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение (для
анализа взяты участники ВОВ, инвалиды ВОВ, ветераны тыла, вдовы
инвалидов и участников ВОВ и лица, приравненные к данной категории).

При анализе выявлены грубейшие нарушения ведения амбулаторных карт
и выписки рецептов (нарушен Приказ МЗ РФ от 23.08.1999 г. N 328 «О
рациональном назначении лекарственных средств, правила выписывания
рецептов на них и порядке их отпуска аптечными предприятиями
(организациями)» части 1, 2, 3):

а). при повторном амбулаторном приеме не описывается полностью
объективный статус;

б). не выносится клинический диагноз, в графе диагноз ставится «Тот же»;

в). встречаются случаи небрежного и неразборчивого оформления карт.
Комиссии не представлены в полном объеме запрашиваемые
амбулаторные карты;

г). в рецептах не указывается дозировка лекарственных форм и
назначаемые количества — пишется просто «одна упаковка». Многие
лекарственные препараты выпускаются с различным содержанием
действующего вещества в таблетке, ампуле, капсуле и т.д., и различное
количество в упаковке. От этого зависит цена лекарства, чем пользуется
аптека, отпуская препарат по более высокой цене.

МУЗ Поликлиника N1:

А.Н., инвалиду ВОВ, 6.03.2002 выписан энап в таблетках по 10 мг,
кардикет в таблетках по 20 мг, капотен 25 мг без указания количества, а
11.03.2002 года кардикет, винпоцетин, капотен без указания дозировки.
Такие же дефекты отмечались при выписке рецептов И.П., инвалиду ВОВ,
Ф.И., инвалиду ВОВ, И.И., участнику ВОВ, т.д.

Государственное учреждение здравоохранения «Областная
клиническая больница N2»:

Практически в 100% случаев не указывается ни дозировка, ни количество
лекарственных препаратов. Например, А.С., УВОВ, за период с 1.01.2002
года по 1.05.2002 года выписано 36 рецептов для льготного отпуска, ни в
одном случае не указана дозировка и количество препаратов. При таких
нарушениях об эффективном использовании выделенных средств —
говорить бессмысленно.

1. Выявлены случаи выписки рецептов для льготного отпуска без
записи в амбулаторной карте, что является грубым нарушением части
1 Приказа МЗ РФ от 23.08.1999 г. N 328 «О рациональном назначении
лекарственных средств, правила выписывания рецептов на них и
порядке их отпуска аптечными предприятиями (организациями)».

МУЗ Поликлиника N2 г. Иркутска:

Г.В., ИВОВ, врачом- окулистом выписан 17.04.2002 года трентал 100 мг
N60, запись в амбулаторной карте отсутствует. А.П. , УВОВ, 18.03.2002
года выписан врачом Тейге О.Н. нормодипин 5 мг (рецепт N 000770),
записи в амбулаторной карте нет, аптекой N 80 отпущен норваск 10 мг,
стоимость которого превышает стоимость назначенного препарата в 4,3
раза (цена назначенного — 230 руб., отпущенного — 1030 руб.). На день
проверки согласования с врачом об изменении дозировки и замене
препарата не было.

МУЗ Поликлиническое объединение N 10 администрации г.
Иркутска:

В.С., УВОВ, 4 марта 2002 года врачом Стругановым В.А. выписан рецепт
N 024817 на ципролет 100 мг N20 (отпускная цена 226 рублей 50 копеек).
В амбулаторной карте запись от такой даты и такой номер рецепта
отсутствуют. М.П., УВОВ, 12 марта 2002 года, рецепт N007238, врачом
Алексеевой выписан энап 20 мг N40 (отпускная цена 210 рублей 45
копеек). В амбулаторной карте запись от такой даты и такой номер рецепта
отсутствуют. И.И., участнику контртеррористических действий в
Афганистане, 29 марта 2002 года врачом Жилкиной выписаны рецепты
NN 020048, 024540,020047,020046 на кордафлекс 20 мг — 1 упаковка,
гипотиазид 100мг 1 упаковка, эднит 10 мг 2 упаковки (56 таблеток),
сиднофарм 2 упаковки (60 таблеток), общая сумма 517 рублей 35 копеек.
Запись в амбулаторной карте от этой даты отсутствует. В.А.,УВОВ, 25
марта 2002 года врачом Жилкиной выписан рецепт N020041 на эднит 20
мг N28 (210 рублей 45 копеек). В амбулаторной карте имеется запись от
26 марта 2002 года, где врачом Матвеевой выписывается аналог эналаприл
10 мг N40 (рецепт N 007945, выкуплен 26 марта 2002 года), запись от 25
марта в амбулаторной карте отсутствует. При указании на этот дефект
медицинским персоналом поликлиники через 20 минут представлен
дубликат, в котором выписан эднит на льготном рецепте.

2. Допускаются случаи перечисления номеров льготных рецептов
через дефис, без указания полного номера рецепта (нарушение части 2
Приказа МЗ РФ от 23.08.1999 г. N 328 «О рациональном назначении
лекарственных средств, правила выписывания рецептов на них и
порядке их отпуска аптечными предприятиями (организациями)».

МУЗ Поликлиника N2 г. Иркутска :

Без указания полного номера в амбулаторной карте были выписаны
рецепты в Г.В., ИВОВ, Н.К.,УВОВ, К.Е.,УВОВ, 11.01.2002 года было
выписано три рецепта для льготного отпуска, под номером 003730
название препарата отсутствует.

3. Допускается превышение дозировок при выписке препаратов,
оказывающих влияние на центральную нервную систему, что
практически влечет за собой ухудшение состояния здоровья пациента
и необходимость назначения дополнительных лекарственных средств
(нарушение п. 1.4, 1.6 части 1 Приказа МЗ РФ от 23.08.1999 г. N 328 «О
рациональном назначении лекарственных средств, правила
выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными
предприятиями (организациями)» ).

МУЗ Поликлиника N2 г. Иркутска:

П.А., УВОВ, 22.04.2002 года было выписано 50 таблеток препарата
феназепам (транквилизатор) неврологом и в этот же день еще 50 таблеток
терапевтом.

4. Отмечены многочисленные случаи выписки препаратов, не
входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, без внесения заключения клинико —
экспертной комиссии в медицинские документы (амбулаторную
карту), за одной подписью лечащего врача или врача — специалиста, а
также без указания номеров льготных рецептов в амбулаторной карте.
Особенно часто такие нарушения встречаются при выписке
дорогостоящего лекарственного препарата «кардура» (нарушение п.
3.5.1. части 3 Приказа МЗ РФ от 23.08.1999 г. N 328 «О рациональном
назначении лекарственных средств, правила выписывания рецептов
на них и порядке их отпуска аптечными предприятиями
(организациями)»).

Государственное учреждение здравоохранения «Областная
клиническая больница N2»:

Б.В.,УВОВ, 19.03.2002 года выписан препарат «кардура» 4 мг N10 за
одной подписью уролога в амбулаторной карте. Аналогичное нарушение
при выписке рецептов Э.Д., ИОВ, (кардура 4 мг N10 выписана 4.01.2002
года за одной подписью лечащего врача в амбулаторной карте).

МУЗ Поликлиническое объединение N 10 администрации г.
Иркутска:

Б.З.,УВОВ, 6 марта 2002 года, рецепт N 022614, выписан корнам 5 мг N30
(отпускная цена 850 рублей) за одной подписью уролога, без заключения
клинико — экспертной комиссии в амбулаторной карте и т.д.

5. Отмечены многочисленные случаи выписки рецептов для
льготного отпуска сахароснижающих средств, противоастматических,
онкологических и противопаркинсонических препаратов без указания
дозы и количества, что также увеличивает расход денежных средств.

Государственное учреждение здравоохранения «Областная
клиническая больница N2»:

Ю.П., УВОВ, 23.04.2002 года выписан манинил 3,5 мг. И.Д.,ИВОВ,
18.01.2002 года также выписан манинил 3,5 мг, А.С. 8.01.2002 года
выписан беротек, преднизолон, эуфиллин.

6. Отмечены случаи нерационального и неэффективного назначения
лекарственных препаратов, ведущие за собой избыточное
расходование денежных средств.

МУЗ Поликлиническое объединение N 10 администрации г.
Иркутска:

И.И., участнику контртеррористических действий в Республике
Афганистан, на протяжении четырех месяцев (с января по апрель 2002
года) выписывалось три различных дорогостоящих препарата для
снижения артериального давления, относящихся к одной группе
(ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента)- диротон, аккупро,
эднит, во всех случаях без указания количества препаратов. Перерыв в
выписке этих препаратов иногда составлял 20 дней (11.01 и 1.02), хотя
выписывалось количество таблеток, необходимое на месяц. Назначались
также мочегонные средства, в том числе дорогостоящие, не входящие в
Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств
(арифон), антидепрессанты (коаксил), антагонисты кальция. Несмотря на
огромное количество дорогостоящих лекарственных препаратов,
существенного улучшения состояния пациента не наступило. Причина
может быть в неправильной схеме назначения препаратов, в неоправданно
частой смене препаратов (даже при недостаточном ответе на первую дозу
препарата показано его титрование, увеличение дозировки, подбор второго
препарата из другой группы).

МУЗ Поликлиника N2 г. Иркутска:

Ю.П., УВОВ, с промежутком в 8 дней были выписаны препараты для
снижения артериального давления, относящиеся к одной группе,
взаимозаменяемые- энап 10 мг (без указания количества) и диротон 1
упаковка (без указания количества и дозировки) и т.д.

При анализе эффективности и рациональности назначения лекарственных
средств обращает на себя внимание разнообразная картина в зависимости
от конкретного лечебного учреждения.

Наиболее существенные нарушения выявлены в Государственном
учреждении здравоохранения «Областная клиническая больница N2»
и МУЗ Поликлиническое объединение N 10 администрации г.
Иркутска и МУЗ Поликлиника N2:

В ОКБ N 2 на день проверки рецепты для льготного отпуска
медикаментов ветеранам не выписывались (согласно объявлению,
подписанному администрацией данного поликлинического учреждения).
Не все амбулаторные карты из требуемых членами комиссии были
представлены для анализа (были ссылки на направление на консультацию,
нахождение в стационаре, выдачу амбулаторной карты на руки).

В амбулаторных картах нарушен хронологический порядок записей, что
значительно затруднило проверку выписанных лекарственных препаратов.

В МУЗ Поликлиническое объединение N 10 администрации г. Иркутска и
МУЗ Поликлинике N 2 г. Иркутска выявлены случаи выписки рецептов
для льготного отпуска без записей в амбулаторных картах.

Одной из причин значительного расходование финансовых средств в
первом квартале текущего года руководство проверенных амбулаторно-
поликлинических учреждений объясняет консультативными
заключениями специалистов из Областного диагностического центра.
Однако ни в одной из анализируемых амбулаторных карт такие
заключения представлены не были.

Мэром города Иркутска В.В. Якубовским подписано постановление от
25.01.2002 N 031-06-70/2 «О порядке предоставления льготной
лекарственной помощи населению г. Иркутска». И только в мае месяце
был проведен конкурс по выбору фармацевтических организаций на право
отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения
населению г. Иркутска на льготных условиях.

По результатам конкурса в г. Иркутске 16 фармацевтических предприятий
имеют право отпуска лекарственных средств и изделий медицинского
назначения на льготных условиях в 2002 году.

На день проверки заключенных договоров на выполнение муниципального
заказа отделом лекарственной помощи администрации города Иркутска с
ответственными поставщиками и фармацевтическими организациями,
осуществляющими отпуск лекарственных средств и изделий медицинского
назначения населению города на льготных условиях, не было.

Фармацевтические предприятия города продолжают работать по
договорам 2001 года в нарушение пункта 9 постановления мэра г.
Иркутска от 25.01.2002 N 031-06-70/2 «О порядке предоставления
льготной лекарственной помощи населению г. Иркутска».

Комиссией проверялся порядок отпуска аптечными предприятиями
лекарственных препаратов по льготным рецептам, назначенных лечащими
врачами. Проанализировано 14 тыс. льготных рецептов.

В соответствии с приказом МЗ РФ от 23.09.1999 года N 328 «О
рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания
рецептов на них и порядке их отпуска аптечным предприятиям» прил. 4
пункт 17, совместным приказом комитета здравоохранения и комитета по
фармацевтической деятельности и производству лекарств был утвержден
гарантированный Перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств на основании перечня, утвержденного
Министерством здравоохранения РФ.

7. В связи с несоответствующим оформлением льготных рецептов
лечащими врачами (отсутствие дозировки и количества препарата)
аптека отпускает тот же препарат по более высокой дозировке и,
естественно, большей цене, что влечет за собой нерациональное
использование денежных средств (как указано на странице 5-6).

Аптека N 76 МУП ЦРА N 80:

Больному В.А выписывается препарат «Кардура» без указания его
количества и при этом аптекой отпускается препарат в количестве — на
свое усмотрение и цена в рецепте исправляется 390 рублей на 990 рублей.
При этом ошибки не оговариваются и отделом лекарственной помощи
комитета по делам горожан администрации г. Иркутска (Батюнина Е.В.)
такой рецепт принимается к оплате. Отмечены рецепты, принимающиеся к
оплате (тем же отделом), в которых произведены замены дозировки
препарата без согласования с врачом и пациентом в нарушение приказа МЗ
РФ N328.

МУП ЦРА N 80:

Ветерану тыла Е.П. по льготному рецепту N 003743 от 16.01.2002 года,
выписанному врачом поликлиники N2 Чкаловой Л.Л., на препарат
кордафлекс в дозировке 20 мг (упаковка — 120 таблеток) аптекой было
отпущено 2 упаковки кордафлекса в дозировке 10 мг — 100 таблеток
(упаковка — 50 таблеток). При этом специалист аптеки самостоятельно
изменил дозировку и количество отпущенного препарата.

МУФП «Аптека N 103»:

При отпуске лекарственного средства по льготному рецепту N 024859 от
01.03.2002, выписанного врачом поликлиники N 10 В.А. вдове участника
ВОВ В.С, вместо капотена 25 мг в количестве 40 таблеток по цене 147
рублей был выдан капозид в количестве 3 упаковок, 42 таблетки (14
таблеток в упаковке) по розничной цене 76 рублей 30 копеек за упаковку,
на общую сумму 228 рублей 90 копеек. В результате общая стоимость
отпущенного препарата превысила стоимость выписанного на 56%, а в
соответствии с приказом Минздрава РФ N 328 при замене препарата на
лекарственное средство по более высокой цене разница в их стоимости не
должна превышать 30 %.

По рецепту N 007358 от 14.03.2002 года, выписанному врачом
поликлиники N 10 больной И.А., лекарственный препарат «эналаприл» 10
мг N 40 по цене 146 рублей 50 копеек был заменен на препарат «эднит» 20
мг N 40 по розничной цене 210 рублей 45 копеек. Разница в стоимости
отпущенного аптекой препарата по сравнению с выписанным в рецепте
составила 49,7 %.

8. Имеют место случаи отпуска аптечными учреждениями
лекарственных препаратов по льготным рецептам, стоимость
которых в течение короткого периода меняется.

Аптека N 76 МУП ЦРА N 80:

По льготному рецепту N 011949 от 20.02.2002 года, выписанному
инвалиду ВОВ, И.Я., препарат «моночинкве» 50 мг N 30 был отпущен в
феврале по розничной цене 225 рублей, а в марте месяце этот же препарат
был отпущен инвалиду ВОВ А.Г. по льготному рецепту от 14.03.2002 года
— по розничной цене 199 рублей. Разница в розничных ценах составила 26
рублей.

МУФП «Аптека N 103»:

По льготному рецепту N 001820 от 13.03.2002 года, выписанному
участнику ВОВ Ю.Б., отпустила эстрадурин 80 мг N 1 по розничной цене
320 рублей, а по льготному рецепту N 001044 06.03.2002 года участнику
ВОВ С.П. — 280 рублей. Разница в ценах составила 40 рублей.

Эти примеры показывают, что аптеки не изыскивают возможность
приобретения более дешевых препаратов.

Такой отпуск медикаментов по льготным рецептам приводит к
значительному увеличению объема затраченных бюджетных средств,
выделенных на льготное лекарственное обслуживание в соответствие с ФЗ
«О ветеранах».

В соответствии с постановлением Мэра г. Иркутска от 25.01.02
N031-06-70/2 «О порядке предоставления льготной лекарственной
помощи населению г. Иркутска» — вся организационная работа
вышеназванного постановления возложена на отделы администрации
города, в частности по лекарственному обеспечению льготных категорий
больных — на отдел по лекарственной помощи Комитета по делам горожан
администрации города Иркутска. Этот же отдел осуществляет
распределение финансовых средств по льготному отпуску медикаментов,
но из представленной им комитету по фармацевтической деятельности и
производству лекарств администрации области справки видно, что
контроль над отпуском лекарств, анализом цен осуществляется слабо.
Экспертиза выписанных рецептов проводилась недостаточно. Нарушения
были отмечены, а принятые меры по их устранению в этой справке не
отражены.

На основании проведенной работы комиссия установила:

1. Грубые нарушения нормативно-правовых актов, регламентирующих
организацию льготного лекарственного обеспечения ветеранов
муниципальными амбулаторно-поликлиническими учреждениями и
аптечными предприятиями:

1.1. Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (Ведомости
Съезда депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации, 1993 г., N 33, ст. 1318);

1.2. Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» (с
последующими изменениями и дополнениями);

1.3. Приказа МЗ РФ от 23.08.1999 г. N 328 «О рациональном назначении
лекарственных средств, правила выписывания рецептов на них и порядке
их отпуска аптечными предприятиями (организациями)».

2. Комиссия отмечает:

2.1. Отсутствие контроля со стороны департамента здравоохранения г.
Иркутска (Короткевич Л.Н.) за организацией работы амбулаторно-
поликлинических учреждений по рациональному назначению
лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них.

2.2. Отсутствие контроля отдела лекарственной помощи комитета по делам
горожан г. Иркутска (Алаева Н.А.) за отпуском лекарственных средств из
аптечных учреждений города, что влечет за собой значительные
нарушения в деятельности фармацевтических учреждений при отпуске
лекарств и при этом неэффективное использование бюджетных средств,
выделенных на реализацию Федерального закона «О ветеранах».

2.3. Наличие фактов нерационально использования выделяемых
финансовых средств на реализацию Федерального закона «О ветеранах» в
части льготного лекарственного обеспечения вследствие большой ценовой
разницы и отсутствия анализа разброса розничных цен в аптечных
предприятиях, осуществляющих отпуск лекарств по льготным рецептам, а
также отсутствие в рецептах дозировок и количества выписываемых
препаратов, в отдельных случаях не учитывается соотношение цены и
качества назначаемых лекарственных препаратов и т.д.).

3. Отсутствие единого учета льготной категории граждан (департамент
социальной защиты населения (Родина Г.Д.) и отдел по лекарственной
помощи (Батюнина Е.В.) комитета по делам горожан г. Иркутска) привело
к значительной разнице в расчетных данных объема финансирования на
льготное лекарственное обеспечение городу Иркутску (4623 чел., не
состоящих на учете в поликлинических учреждениях города). Фактически
у администрации города имеется возможность дополнительно
использовать на реализацию ветеранами указанной льготы 2773,8 тыс. руб.

4. Финансовых средств, выделенных из областного бюджета в форме
субсидий на реализацию Федерального закона «О ветеранах», в части
льготного лекарственного обеспечения на 2002 год городу Иркутску,
достаточно.

В целях устранения выявленных грубых нарушений нормативно-
правовых актов, а также возможности снижения затрат и повышения
эффективности лекарственного обеспечения ветеранов комиссия
рекомендует мэру города Иркутска В.В. Якубовскому:

1. Незамедлительно принять меры к устранению выявленных комиссией
недостатков по исполнению Федерального законодательства и
ведомственных нормативных актов, регламентирующих правила
обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан по
Федеральному закону «О ветеранах».

2. Прекратить бесконтрольное назначение и отпуск лекарственных средств
по льготным рецептам в соответствии с ФЗ «О ветеранах» и практику
использования денежных средств, выделенных из областного бюджета на
реализацию данного закона на централизованный закуп специфических
препаратов (913 тыс. руб. на закуп сахароснижающих препаратов).

3. Ускорить заключение договоров на выполнение муниципального заказа
г. Иркутска на оказание льготной лекарственной помощи с
ответственными поставщиками и фармацевтическими предприятиями,
осуществляющими отпуск лекарственных средств и изделий медицинского
назначения населению города на льготных условиях, в соответствии с п.
6.2. постановления Мэра г. Иркутска от 25.01.2002 N 031-06-70/2, в
которых предусмотреть фиксированную торговую надбавку на
лекарственные средства, отпускаемые населению на льготной основе не
превышающие дифференцированные торговые надбавки, утвержденные
постановлением губернатора области от 26.02.2002 N 156-п.

Обеспечить единообразие ценовой политики при реализации Федеральных
законов в части льготного лекарственного обеспечения ветеранов.

4. Работу по организации бюджетного процесса производить в
соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

5. В целях экономного расходования средств, предусмотренных на
реализацию ФЗ «О ветеранах», в части льготного лекарственного
обеспечения, производить в течение года перераспределение плана
ассигнований по учреждениям здравоохранения с учетом фактического
использования средств.

6. Произвести инвентаризацию численности льготной категории граждан,
подпадающих под действие Федерального закона «О ветеранах» для
представления достоверных данных для расчета расходов.

7. Провести соответствующие проверки во всех амбулаторно-
поликлинических учреждениях здравоохранения. О результатах
проведенной проверки проинформировать соответствующие структурные
подразделения администрации области.

8. Разработать и принять в городе Иркутске целевые программы,
направленные на обеспечение нуждающихся жителей города
сахароснижающими препаратами, средствами введения инсулинов,
онкологическими, психотропными и т.д. для обеспечения льготной
категории больных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения».

Заведующая отделом по делам ветеранов, граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей, управления социальной защиты населения
администрации области, председатель комиссии Н.П. Кириллова

Заведующая отделом по делам инвалидов, реабилитированных и граждан,
пострадавших в технологических катастрофах управления социальной
защиты населения администрации области, член комиссии И.Г. Вунш

Ведущий специалист лечебного отдела комитета здравоохранения
администрации области, главный терапевт области, член комиссии Г.М.
Синькова

Начальник экспертно-контрольного отдела комитета фармацевтической
деятельности и производству лекарств администрации области, член
комиссии В.П. Потапова

Консультант отдела финансирования социальной сферы главного
финансового управления области, член комиссии Е.С. Крупенева

Депутат Законодательного собрания области, член комиссии В.А. Лукин

Председатель областного Совета ветеранов, член комиссии П.Ф.
Московских

P.S.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили начальника
Управления социальной защиты населения Администрации Иркутской
области С.В. Крутя:

Как видно из выше приведенной справки, в настоящее время в городе
Иркутске сложилась критическая ситуация с предоставлением льгот на
оплату лекарственных средств категории граждан, определенной
Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации».

Отказ лечащих врачей в оформлении льготных рецептов ветеранам и
инвалидам грубо нарушает права ветеранов и инвалидов, создает
социальную напряженность в городе.

Считаю, что созданию такой ситуации способствуют умышленные
действия администрации г.Иркутска, которые искусственно создают
проблемы в обеспечении ветеранов и инвалидов льготными лекарствами.

Законом области «Об областном бюджете на 2002 год» городу Иркутску
предусмотрены следующие финансовые средства:

— 107185 тыс. руб. — на исполнение Федерального закона «О ветеранах» (в
том числе на льготное лекарственное обеспечение ветеранов — 10917 тыс.
руб.);

— 60025 тыс. руб. — на исполнение Федерального закона «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» (в том числе — на обеспечение
лекарственными средствами инвалидов — 22885 тыс. руб.).

Переданные из областного бюджета городу Иркутску финансовые
средства должны направляться в первую очередь на предоставление
инвалидам и ветеранам жизнеобеспечивающих прав. Особое внимание
следует уделять на реализацию льгот по обеспечению лекарственными
препаратами, оплате жилья и коммунальных услуг, услуг телефонной
связи, льгот на оплату проезда всеми видами транспорта.

Выделение отдельной строкой в областном бюджете объемов субсидий,
направляемых муниципальным образованиям области на льготное
лекарственное обеспечение ветеранов и инвалидов, указывает на
необходимость использования данных средств в размерах, не меньше
предусмотренных. При этом распорядители бюджетных средств
(муниципальные образования) могут увеличить финансирование
жизнеобеспечивающих льгот, в том числе и расходов по льготному
лекарственному обеспечению граждан, в пределах общей суммы субсидии,
предусмотренной муниципальному образованию на реализацию
Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации». Об этом неоднократно
уведомлялись городские власти.

Кроме этого городская администрация должна иметь свои городские
программы по здравоохранению и согласно этим программам производить
финансирование исполнения ФЗ «О ветеранах» и ФЗ «об инвалидах».
Такими необходимыми на мой взгляд являются программы «Инсулин»,
«Гемофилия», «Муковисцидос», «Онкология» и другие.

Считаю, что город Иркутск должен срочно подготовить такие программы.
В городе нужно определить муниципальные аптеки, которые отпускают
лекарства по льготным рецептам для ветеранов и инвалидов, и в таких
аптеках должны устанавливаться минимальные суммы торговой надбавки
на лекарства, тогда и цена будет ниже.

В адрес мэра города Иркутска В.В. Якубовского Администрация области
направила письмо с предложениями и рекомендациями по разрешению
сложившейся ситуации по обеспечению льготными лекарствами ветеранов
и инвалидов.

К глубокому сожалению, из 37 муниципальных образований только в
городе Иркутске искусственно созданы эти проблемы. Проверка была
проведена в мае, тогда же главным врачам было дано указание о
недопустимости отказов в выписке льготных рецептов. Однако до
настоящего времени в адрес Управления социальной защиты населения
Администрации Иркутской области продолжают поступать обращения
ветеранов и инвалидов в связи с подобными отказами. Надеюсь, что мэр
города Иркутска разберется в сложившейся ситуации и примет
надлежащие меры.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры