издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кризис доверчивости

Когда спрашивают, чему меня научил этот кризис, всё чаще отвечаю, что в некоторых ситуациях был излишне доверчив. Надо понимать, что это касается моих выводов как руководителя банка (ну, теперь бывшего руководителя). В последнее время были разочарования. Я не делаю из этого трагедию – я делаю из этого выводы.

Меня и раньше удивляло отношение некоторых бизнесменов к взятым в кредит на развитие предприятия деньгам, как к заработанным. Год назад ситуации, когда на средства банка, привлечённые в бизнес, покупались дорогая машина или яхта, можно было умилиться. Мы снисходительно говорили: это от нашей ментальной скудости. Ведь многим казалась исключительным признаком благополучия дорогая машина и тому подобные внешние атрибуты. Расстаться с которыми непросто.

Порой приходится сталкиваться с такими случаями: клиенты банка просят пролонгировать кредит, а за три месяца до этого покупают дорогие машины или безделушки, которые по цене сопоставимы с этим кредитом. Остановиться не могут. Люди не могут понять, что кризис пройдёт, останется репутация. Какой будет эта моральная личная капитализация?

Вам наверняка попадались на глаза объявления консалтинговых компаний, рекламирующих новую услугу и призывающих обращаться к ним за помощью в ликвидации предприятия с целью ухода от долгов. Судя по тому, как широко рекламируется эта услуга, те, кто её предоставляет, рассчитывают на то, что она будет весьма популярной. Зачем платить кредиторам, когда можно просто ликвидировать бизнес? Дёшево и сердито. Появился прайс на то, как недорого кинуть партнёра.

Сейчас не только банкиры, но и многие бизнесмены рассматривают преднамеренное  банкротство партнёра как вполне реальный риск ведения дел. Если в начале 2008 года в состоянии банкротства находились восемь наших клиентов, а в конце – 22, то теперь едва ли не еженедельно нас уведомляют о начале процедуры банкротства в отношении трёх-четырёх заёмщиков. Практически все они самостоятельно обращаются в арбитраж с просьбой признать их банкротами.

Есть предприниматели, которые считают, что сейчас в силу непростой экономической ситуации вести дела честно стало непросто, значит, можно избежать выполнения обязательств и на время нормы ведения бизнеса ослабить или вовсе отменить, а пройдёт кризис – и всё снова вернётся на круги своя, всё будет хорошо. Думаю, что после этого кризиса многим людям придётся забыть дорогу не только в Сбербанк, но и в любые банки вообще. И причина здесь не в кризисе, а в непорядочном поведении этих людей во время кризиса. Я считаю, что самое главное в любой жизненной ситуации – сохранить лицо и добрую репутацию.

Автор – вице-президент Сбербанка РФ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры