издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Театр – искусство эмоциональное

– Сразу хочется отметить организацию фестиваля. Она выше всяких похвал. Предусмотрено всё, что необходимо заезжему в чужом городе. Мы ни разу не слышали от своего куратора фразу типа «я не знаю». Такое неформальное уважение привело на память высказывание иркутского фантаста Юрия Самсонова, что писатель к писателю должен относиться как держава к державе. Хорошо бы сделать это девизом любого художника и даже шире – каждого человека. И учить этому с раннего детства!

– Что ж, деятелям театра и карты в руки, как говорится. В фестивальном буклете практически о том же, но другими словами высказался министр культуры России Александр Авдеев, подчеркнув отбор спектаклей по принципу не только эстетического, но и морально-духовного воспитания юного поколения.

– Особенность юбилейной афиши: она вся состояла из спектаклей – лауреатов «Радуги» прошлых лет. Российских – в постановке театров для детей и юношества обеих столиц, а также Орла и Новосибирска, плюс зарубежных – из Казахстана и Литвы. Статус международного подкреплён приездом на фестиваль известных режиссёров  Ю. Альшица (Германия), В. Лаггоса (Греция), А. Маратры (Франция). А вообще «Радуга» за эти годы приняла в городе на Неве лучшие работы для подростковой аудитории театров 24 стран, в том числе Австрии, Великобритании, США, Турции… То есть фестиваль обрёл популярность, стал престижным. Однако это не только праздник. Юбилейная встреча была насыщена мастер-классами, открытыми репетициями, тренинг-уроками. В ходе «круглого стола» участники и гости делились своими поисками адекватного театрального языка для зрителей нежного и отроческого возраста, мечтали о качественной современной драматургии.

– Она присутствовала в репертуаре десятой встречи?

– В том-то и дело, что у подавляющего большинства постановок основа не драматургическая, а литературная. А ведь пьеса и сценарий, согласитесь, вещи для спектакля не равноценные. Бесспорно, классика – это замечательно, недаром Николай Полевой величал русскую литературу «невещественным капиталом нации». Влияние её на формирование души трудно переоценить, и писатель-современник Павел Крусанов, по-моему, точно подметил, что только в детстве и юности мы проживаем книги – потом мы уже их просто читаем. И то теперь ещё под вопросом, читаем ли? Да, виртуоз способен, наверное, и телефонную книгу превратить в спектакль, но театр жив прежде всего произведениями драматургического жанра. Причём я для себя сделал на этом фестивале практический вывод: действие не должно длиться три часа, поскольку восприятие времени сильно изменилось и выход за пределы как максимум двух с четвертью часов идёт во вред любой интересной работе.

– Было что посмотреть и чему поучиться?

– Несомненно! Все спектакли шли под крышей прославленного ТЮЗа им. А.А. Брянцева, который четверть века возглавлял знаменитый маэстро Зиновий Корогодский, а сейчас художественное руководство осущест-вляет Адольф Шапиро, тоже известный театральный деятель. (Неожиданно смеётся.) Извините. Я просто вспомнил импровизацию театра АРТиШОК г. Алматы. В спектакле «Клоуны» мальчишке-казаху втолковывают: «Этот цирк называется шапито. Ша-пи-то, запомни! Не Шапиро, а шапито!». Смех, конечно, расколол зал. Но помниться будет действительно шок и следом аплодисменты, когда в начале спектакля из свёрнутого в рулон ковра выскочил вдруг… Юрий Никулин! Только молодой. Но копия – один в один! И вы думаете, кто? Актриса, девушка. Потрясающее сходство, всё никулинское: лицо, фигура, пластика, улыбка его. Вдобавок настоящий клоун – актриса держала маску до финала. Фантастика! Режиссёр Галина Пьянова.

– А чем удивили другие режиссёры? Что показали?

– Два спектакля по Гоголю: «Портрет» в постановке Алексея Бородина (Москва, РАМТ), и «Старосветская любовь» Новосибирского молодёжного театра «Глобус». Собственно пьеса была лишь одна – «Чайка» А. Чехова, её показал в режиссуре Римаса Туминаса театр из Вильнюса. Автором инсценировки и режиссёром «Подростка» Ф. Достоевского выступил Слава Тыщук, это ТЮЗ им. Брянцева. Дмитрий Крымов привёз из Москвы спектакль по рассказу А. Платонова «Корова» («Школа драматического искусства» – Театр Европы). Явно авангардный такой подход: разные выразительные средства в решении образов, костюмов, танцы, живой оркестр, кинопроекция. Отец семейства, например, весь спектакль ходил на табуретках, будто они приросли к его ногам. Честно сказать, ощущение фантасмагории, много непонятного наворочено, надо разгадывать. Спектакль Камы Гинкаса из МТЮЗа «Пушкин. Дуэль. Смерть» построен на документах, воспоминаниях, письмах. Очень стильный, эмоционально напряжённый (особенно в момент кончины и похорон поэта), интеллектуальный спектакль, весьма насыщенный мыслями, с юмором и сарказмом.

– За фестивальную неделю круг общения стал шире?

– Ой, слушайте, какая встреча-то была удивительная! Читаю надписи около тюремных камер Петропавловской крепости, а навстречу по коридору – Валерий Зиновьев, он возглавлял жюри первого нашего фестиваля «Синяя птица». И мы оба от неожиданности развели руками, обрадовались, обнялись. С Вячеславом Кокориным тепло общались при каждой встрече, делились впечатлениями, он спрашивал про всех вампиловцев. Познакомился с режиссёрами из Екатеринбурга, Рязани, Воронежа, Ярославля, с драматургом Ксенией Драгунской. Адольф Шапиро и директор театра Светлана Лаврецова заверили, что обмен гастролями, сорвавшийся в этом году по причине кризиса, остаётся в силе. Одним словом, фестиваль на берегах Невы, по слову поэта, – «место, где сближаются сердца».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры