издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бензин на пике

Цена на топливо в Иркутской области продолжает расти

Примета: если о ценах на бензин начинают говорить на каждом шагу, значит, стоимость топлива резко пошла вверх. Вот и сейчас эту актуальную проблему обсуждают и бабушки на лавочке во дворе, и домохозяйки, и офисные работники. Только с начала июля в Иркут- ске цена на бензин самой популярной марки АИ-92 повышалась четыре раза.

Может быть, кому-то станет от этого легче – стоимость бензина растёт по всей стране. Тенденция к увеличению оптовых цен была отмечена по всей стране с 25 мая нынешнего года. По данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, за последний период исследований – неделю с 29 июня по 6 июля – цены на топливо в стране подросли на 2,6%. В рейтинге регионов с точки зрения ценового максимума и минимума Иркутская область смотрится середнячком. Сомнительное преимущество, особенно если учесть, что в регионе работает завод по переработке нефти. У нас литр бензина стоит в среднем 22,65 рубля, литр девяносто второго обходится в 23,48 рубля. Самым дешёвым бензином в стране пользуются жители Белгорода: литр топлива там стоит в среднем 18,87 рубля. Самая высокая цена на бензин – 34,7 рубля – сложилась в Анадыре.

Специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области объясняют резкое изменение цен на нефтепродукты объективными причинами. По их мнению, никаких ценовых злоупотреблений, а тем более согласованных действий со стороны заправщиков не обнаружено. Исходя из данных расследования, оптовики подняли цену на товар из-за двух обстоятельств: существенного увеличения транспортного тарифа и роста отпускных цен основных поставщиков – крупных нефтяных компаний. Как рассказали представители ЗАО «Иркутскнефтепродукт», с начала года оптовая цена на бензин марки АИ-92 выросла более чем в два раза, что не замедлило сказаться на розничных ценах.

Депутат Государственной Думы, первый заместитель бюджетного комитета Виталий Шуба считает необоснованным повышение отпускных цен на нефть со стороны добытчиков. «К сожалению, нефтяные компании неадекватно отреагировали на меры государственной поддержки». Виталий Борисович напомнил, что с 1 января 2009 года в силу вступил закон, отменяющий выплату налога на добавленную стоимость с помощью авансовых платежей. Нефтяные компании стали платить НДС не заранее, исходя из прогнозных объёмов, а по факту.

Единой позиции в отношении роста цен на нефтепродукты власти ещё не выработали. Напомним, что в июле 2008 года на совещании по развитию нефтегазового комплекса РФ премьер-министр Владимир Путин призывал антимонопольную службу к активным действиям по пресечению деятельности монополистов на топливных рынках, требуя «проснуться и активно, эффективно выполнять свои функции», и даже грозил «кадровыми решениями». Однако обсуждая недавно проблему цен на топливо с руководством завода «Ростсельмаш», премьер-министр России уже высказался не только против резкого снижения сборов на нефтепродукты, но и против искусственного сдерживания низких цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. «Если будем держать искусственно низкие цены внутри страны, не будет товара, – подчеркнул председатель правительства. – И возникнет теневой рынок товаров». При искусственном снижении цен на внутреннем рынке у государства нет возможностей перекрыть экспорт дешёвых нефтепродуктов. «У нас очень много дырок, которые мы не закроем», – цитирует Путина ИТАР-ТАСС.

Вчера руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что его ведомство против введения государственного регулирования на рынке нефтепродуктов, сообщило агентство РБК. «Мы выступаем против госрегулирования цен в нефтяном секторе и сами первыми будем бороться с этим, выступая в правительстве с критикой этого предложения, если кто-то его внесёт», – сказал господин Артемьев.

Тем временем в правительстве готовится нововведение, непосредственно касающееся топливного рынка. Чтобы снизить дефицит государственного бюджета в 2010 году, Минфин намерен предложить повысить некоторые платежи и сбор. Среди них – акцизы на бензин и моторное масло, которые планируется поднять на 10%. Не нужно быть специалистом в экономике, чтобы догадаться, как подобные изменения, если они будут приняты, могут сказаться на ценах.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры