издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Одна из редкостей Сибири»

В центральном помещении областного художественного музея открылась выставка «Картинная галерея В.А. Сукачёва»

  • Автор: Людмила СНЫТКО, искусствовед

Владимира Платоновича Сукачёва (1849–1920) мы знаем как видного общественного деятеля Сибири, мецената, коллекционера, Почётного гражданина Иркутска. Своими делами он навсегда вписал своё имя в историю Иркутска и Сибири.

Однако его роль выходит далеко за рамки города, края, всей Сибири. Ведь он основатель одного из самых крупных и старинных музеев России.

Только на 14 лет опередил иркутянина В. Сукачёва москвич П. Третьяков. Картинная галерея В. Сукачёва, положенная в основу крупнейшего за Уралом художественного музея, появилась раньше Саратовской и Пензенской, а также других российских музеев, включая такие великие, как Русский музей в Петербурге и Музей изобразительных искусств в Москве. В её коллекции к концу прошлого века было «до ста полотен русских художников, не считая копий с картин итальянцев эпохи Возрождения. Галерея имела картины всех русских художников, выдвинувшихся после 70-х гг. до 1900. Его мечтой было построить… дом специально для картинной галереи и туда перенести свои картины, пожертвовав их городу» (И. Попов – современник Сукачёва, редактор иркутской газеты «Восточное обозрение»).

Важно отметить, что в Иркутске было довольно много купцов и чиновников-коллекционеров, но все они, навсегда покидая город, перебираясь в Москву или Петербург, по словам известного учёного Г. Потанина, «увозили всё с собой». И только городской голова В. Сукачёв оставил галерею родному городу.

Вот почему одним из замечательных событий юбилея является выставка «Картинная галерея В. Сукачёва». На ней представлены наиболее значительные произведения из коллекции – подлинники русских и западно-европейских мастеров XIX века, которые В. Сукачёв мечтал увидеть в красивом каменном здании городского музея.

Многие картины из его собрания хорошо знакомы нашим зрителям, так как они входят в постоянную экспозицию. Однако целый ряд произведений, которые не уступают по мастерству экспозиционным работам, после реставрации взяты из запасников музея. Это картины известных академиков В. Орловского «В луговых зарослях», А. Мещерского «Озеро Эзель-Ам в Дагестане»,

В. Казанцева «На полустанке. Урал», Н. Сергеева «Звёзды догорают», Н. Добровольского «Ангара ночью. Белый дом», немецкого художника Виллевальда Векса «Болото», австрийского живописца Альберта Ригера «Сенокос» и другие (небольшая часть работ из галереи экспонируется в усадьбе Сукачёвых). Собранные вместе и представленные в пяти отдельных залах музея, картины производят неизгладимое впечатление многообразием великих имён, жанров (портреты, пейзажи, исторические и жанровые картины). Даже прекрасные пейзажи (этот жанр, судя по всему, оставался любимым у Сукачёва) населены простым людом. В самом отборе произведений проявились лучшие качества коллекционера: его демократизм, гуманизм, отменный художественный вкус, настойчивое стремление дать широкую картину русского искусства того времени.

На выставке впервые экспонируются два больших эстампа из собрания Сукачёва – иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон» (гравёр Симмонс с рисунков М. Зичи). Их было гораздо больше, но многие эстампы исчезли после ухода из Иркутска белочехов в гражданскую войну, которые увезли часть произведений, и позднее, в трудные 1930-е годы, когда музей недосчитался ещё четырёх сукачёвских работ.

Уже современники отмечали высокий, столичный уровень собрания Владимира Платоновича. В наши дни коллекция Сукачёва признана жемчужиной не только иркутского, но и всего российского собрания.

Уникальность юбилейной выставки «Картинная галерея Сукачёва» заключается в том, что помимо главного – картин – она содержит богатый информационный материал не только о самой галерее, но и о каждом произведении. Это архивные материалы, реставрационные паспорта, местные и столичные издания, в которых опубликованы сведения о В. Сукачёве и его картинах; общие аннотации, в которых изложена биография В. Сукачёва и история его галереи, а также впервые в помощь одиночным посетителям представлены аннотации к каждому произведению.

Это позволит нашим уважаемым зрителям глубоко и разносторонне познакомиться с «одной из редкостей Сибири», как назвал галерею профессор из Франции господин Жюль Легра, побывавший у Сукачёвых в 1897 году.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры