издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Такой посредник вреден и опасен»

Департамент развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Минэкономразвития России отвечает за реализацию программы по развитию конкуренции в России. «Нам важно понимать, что происходит в регионах, что волнует прежде всего с точки зрения конкуренции, – отметил, отвечая на вопросы «Конкурента», директор Департамента развития конкуренции и анализа конъюнктуры рынков Минэкономразвития России Александр Пироженко. – Если есть конкуренция – есть и качество, и доступные цены, и выбор для потребителя».

– Насколько эффективно использование в качестве инструмента развития конкуренции электронных торгов?

– Это один из мощнейших инструментов. Однако нужно разделять электронную торговлю на рынках и в рамках госзаказа. Этим инструментом может пользоваться непосредственно государство, развивая конкуренцию за счёт расширения доступа к заказу за государственные деньги. Мы ставим себе задачу со следующего года довести долю закупок на государственные деньги на электронных торгах до 40%, а через год – до 100%. Мы хотим, чтобы все услуги и товары государства закупались на электронных открытых, прозрачных торгах. Что касается рынков, которые не относятся к сфере госзаказа, например рынок зерна, – это те коммуникации, которые могут организовать сами участники при помощи государства, посредством электронной или биржевой торговли. Удалённость региона от основных центров производства объективным образом ограничивает конкуренцию. Интернет-торговля расширяет возможности выбора поставщика и снижает давление ограниченного предложения.

Одна из животрепещущих тем в Иркутской области – рынок нефтепродуктов. Вертикально интегрированные нефтяные компании обязаны продавать часть нефтепродуктов на электронных торгах. В любой форме – на бирже или на электронной площадке, которая будет создана самой компанией.

Мы считаем, что необходимо обеспечить прозрачный, открытый доступ. Конечно, не на 100%, потому что у вертикально интегрированных компаний есть свои точки, которые реализуют нефтепродукты на АЗС, есть долгосрочные контракты. Чтобы обеспечить прозрачный доступ к части нефтепродуктов, нужен открытый аукцион по продаже нефтепродуктов с НПЗ. Это касается всех вертикально интегрированных компаний, а не только Роснефти с Ангарской НХК. С большой долей уверенности можно сказать, что эта инициатива будет реализована.

Компания «Роснефть» проводила электронные торги, в том числе с АНХК. Но, по заключению ФАС, они были признаны недостаточно прозрачными и открытыми. Проблема рынка нефтепродуктов вашего региона – во многом вопрос переговоров. Думаю, что у правительства области есть все шансы найти решение этого вопроса с Роснефтью и сделать доступ прозрачным, чтобы не было посредников, накручивающих надбавку, которая ложится в розничную цену нефтепродуктов в Иркутской области.

– Предполагается ли в ближайшее время ограничить доступ посредников на эти торги?

– Посредник, который приобретает что-либо на непрозрачных условиях, который, возможно, аффилирован с тем, кто продаёт, и получает монопольный доступ к ресурсу, – такой посредник вреден и опасен для экономики. Посредник, который оказывает услугу конечным потребителям или сетям АЗС, необходим. Без него система будет работать плохо. Нам придётся за хлебом ездить на хлебокомбинат. Там, безусловно, хлеб дешевле, но готовы ли мы ездить туда каждый день? Поэтому ограничивать какими-то условиями доступ к таким торгам мы считаем нецелесообразным.

– Какие, на ваш взгляд, изменения возможны в сфере строительства?

– Что касается недвижимости, в целом рынок в Иркутской области бюрократизирован и монополизирован, как и в большинстве регионов и городов. Объём предложения и количество участников на этом рынке недостаточны для того, чтобы обеспечить потребности населения в жилье по приемлемым ценам.

Чтобы стимулировать предложение, мы сейчас разрабатываем мероприятия, которые могли бы снизить барьеры для входа новых компаний на строительный рынок. Они, как правило, зафиксированы в федеральных нормативных актах. Также это вопрос инфраструктуры, которая достаточно дорога. Сейчас предполагается, что инфраструктура строится за счёт муниципальных бюджетов. А большинство из них находятся не в самом лучшем положении. Чтобы обеспечить участки под жилищное строительство инфраструктурой, необходимо выстраивать систему взаимоотношений, в том числе на уровне государственно-частного партнёрства. Если мы эти вопросы решим, то увеличим приток участников на рынки и, соответственно, обеспечим снижение цен на жильё.

– Проблемным, с точки зрения монополизации, для Иркутской области является рынок внутренних авиаперевозок. На ваш взгляд, возможно ли здесь построение конкурентных отношений?

– Надо констатировать, что рынка внутренних авиаперевозок в Иркутской области как такового нет, поскольку региональное правительство дотирует одну компанию. Пока сам рынок не станет ориентироваться на клиента, пока люди не смогут оплатить билет полностью, рынком в классическом понимании он не является. Говорить о каких-то мерах по развитию конкуренции на нём не приходится. Максимальную эффективность здесь пока можно обеспечить только за счёт конкурсного распределения субсидий. Надо отметить, что субсидирование перевозок является необходимым условием для развития удалённых регионов.

Наша программа по развитию конкуренции, собственно, направлена именно на создание долгосрочных стимулов для привлечения предпринимателей в различные отрасли. Если мы не проведём эту работу – не сможем воспользоваться шансом, который нам даёт посткризисное время, в полной мере.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры