издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Разрешите продлить...

Перекрёстное субсидирование не умирает и не сдаётся

16 июня Госдума единогласно приняла в первом чтении проект Федерального закона № 349966-5 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «Об электроэнергетике». Законопроект внесён Верховным Советом Республики Хакасия. Парламентарии предложили продлить до 1 января 2014 года срок, в течение которого организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе передавать в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства.

О том, что договоры «последней мили» сохранятся до 2014 года, «Ведомости» сообщили ещё в мае этого года. Газета напомнила, что эта схема была придумана реформаторами РАО «ЕЭС России» в 2006 году: «При разделении энергетики по видам бизнеса магистральные сети (напряжение от 110 кВ) отошли Федеральной сетевой компании (ФСК), распределительные – Межрегиональным распределительным сетевым компаниям (МРСК). Но большинство крупных потребителей получают энергию по сетям высокого напряжения, значит, они должны были стать клиентами ФСК; у МРСК оставались небольшие компании и население. Они не могли обеспечить МРСК нужную выручку, ведь их расходы на энергию ещё при РАО субсидировали крупные потребители. После реформы этот объём субсидирования нужно было как-то перенести на крупных потребителей».

Термин «последняя миля» первоначально к энергетике не имел никакого отношения. Американские связисты и компьютерщики так называют участок линии связи между точкой доступа телекоммуникационной службы и абонентом. В связи с бурным ростом компьютерных технологий термин этот «перескочил» далеко за пределы жаргона связистов. В энергетике, например, так стали называть часть сетевого хозяйства, находящуюся между понижающей подстанцией и конечным потребителем.

По договорам «последней мили» Федеральная сетевая компания отдаёт в аренду Межрегиональной сетевой компании участок сети напряжением 220 кВ. МРСК устанавливает на него свои тарифы, и из-за этого потребитель вынужден платить за передачу энергии не только ФСК, но и МРСК. Сделано это для того, чтобы относительно законным способом сохранить перекрёстное субсидирование.

Возможность передачи территориальным сетевым организациям организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью объектов электросетевого хозяйства была введена Федеральным законом от 4 ноября 2007 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России». 

При этом тариф ФСК примерно в два раза ниже тарифов МРСК. Если бы не схема с арендой «последней мили», то межрегиональные сетевые компании были бы вынуждены взять недостающие деньги только через тариф для своих потребителей, в том числе и населения. В итоге это вызывало бы рост конечного счёта за электроэнергию. «В некоторых регионах, где на крупных потребителей приходится до 40–60% всего объёма продаваемой энергии, счета могли вырасти в разы», – отмечает эксперт газеты «Ведомости».

Вместе с тем изначально было ясно, что ситуация, когда одна группа потребителей субсидирует тарифы для другой, абсурдна с точки зрения бизнеса. Именно поэтому предполагалось, что через три года с момента ликвидации РАО ЕЭС, то есть до 2011 года, государство изменит систему тарифообразования, введёт прямое субсидирование и дифференцирует категории льготников. Однако этого так и не произошло: комментируя итоги принятия законопроекта, председатель комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Липатов признал, что «альтернативные методы адресной защиты в настоящее время детально не проработаны».

Теперь Липатов вновь вынужден говорить о преимуществах перекрёстного субсидирования: «Механизм перекрёстного субсидирования в тарифе на передачу электрической энергии по распределительным сетям, реализованный через существующую в регионах договорную схему «последняя миля», позволяет равномерно распределить компенсационную нагрузку на всех потребителей в регионе и направлен на снижение тарифной нагрузки для населения».

Липатов заявил, что, согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 года, доведение тарифов на электрическую энергию для населения до рыночного уровня в целях ликвидации перекрёстного субсидирования между населением и другими потребителями предусматривается осуществить до 2014 года. «При этом планируется усилить адресную поддержку малоимущих групп населения», – пообещал председатель комитета Государственной Думы по энергетике.

Пока же, по оценкам РБК daily, промышленность ежегодно продолжит терять около 200 млрд. рублей во имя дешёвого электричества для населения. Эксперты, к которым обратилось РБК, убеждены, что сохранение низких тарифов для населения является злом для экономики страны. «Цена» перекрёстного субсидирования значительна даже для крупнейших компаний, но не слишком впечатляет в масштабах государства. «В 2009 году речь шла о сумме около 160 млрд. рублей, в этом, с учётом восстановления экономики, – порядка 180 млрд., – считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Это сопоставимо с деньгами, потраченными властями в прошлом году на поддержку «АвтоВАЗа».

Рост тарифов должен заставить население задуматься об энергосбережении. «Проблема перекрёстного субсидирования в России именно в безадресности субсидий, фактически помощь идёт и владельцу роскошного загородного особняка, и жителю городской малогабаритки», – говорит эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. «Схема расходования средств, которые компании получают по договорам «последней мили», неоднозначна: по некоторым данным, на компенсацию тарифов для населения в 2009 году ушло лишь около 20%. Бюджеты сетевиков действительно очень значительные и одновременно самые непрозрачные в отрасли», – считает Пикин. «Сама идея «последней мили» весьма искусственна: сети – естественно-монопольный сегмент, единая структура могла бы более эффективно распоряжаться средствами, а сетевой тариф мог быть меньше», – полагает Григорьев.

На фоне дискуссий о «последней миле» показательна тяжба вокруг Красноярского алюминиевого завода (ОАО «Русал Красноярск»), который в апреле 2010 года выиграл в арбитражном суде Москвы иск к МРСК, позволяющий компании заключить договор на передачу электроэнергии КрАЗу в обход «МРСК Сибири». Прямой договор с ФСК ЕЭС позволит КрАЗу ежегодно экономить около 200 млн. рублей. По данным энергетиков, в случае ухода КрАЗа на обслуживание в ФСК ЕЭС «Красноярскэнерго» потеряет в 2010 году более 60% выручки – около 3,5 млрд. рублей, сообщает «Коммерсантъ-Сибирь». Это обеспокоило руководство Красноярского края, поскольку «МРСК Сибири» вынуждена будет компенсировать выпадающие доходы, что может привести к удвоению тарифа на электроэнергию для остальных красноярских предприятий.

Обзор подготовлен по материалам «Ведомости», РБК daily, «Коммерсантъ-Сибирь», Energyland.info

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры