издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Строительное соучастие

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА

«Модернизация городской среды – новые подходы» – тема, которая легла в основу живой, местами жёсткой дискуссии «круглого стола», состоявшегося в рамках VI Байкальского экономического форума. Собравшиеся обсуждали тенденции развития современных городов, способные оказать влияние на архитектурно-градостроительные решения, новые подходы к российскому градостроительству и даже «новую градостроительную философию». Один из вопросов – малоэтажное строительство, признанное во всём мире как один из самых перспективных вариантов в решении жилищной проблемы, – был представлен в докладах и презентациях сразу нескольких участников «круглого стола». Как оказалось, при всей привлекательности этот способ развития современного города имеет свои, российские особенности.

«Малоэтажки» как прорывное решение

По мнению председателя комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ Олега Толкачёва, в России очень быстро развивается лишь практическая часть малоэтажного строительства – собственно строительство самих жилых домов, образующих порой небольшие загородные посёлки, но за этим тянется весь спектр инфраструктурных проблем. «И это очень серьёзные вещи, – подчеркнул чиновник. – С одной стороны, «малоэтажка» – прорывное решение для нашей страны, реальная возможность приобрести более доступное, комфортное, благоустроенное жильё за городом. С другой – каждый, кто решается жить там, должен понимать, что это лишь «спальня», и массу проблем, связанных с транспортом, школами, больницами, соцкультбытом, придётся решать самому. Инженерная, социальная инфраструктура в подавляющем большинстве остаётся самым острым моментом в вопросе строительства малоэтажных жилых комплексов». Проблема эта актуальна не только для Иркутской области, но и в целом для России: как свидетельствует анализ отечественного малоэтажного строительства, только 40% индивидуального жилья благоустраивается необходимыми коммунальными услугами, остальное в большем или меньшем объёме обретает разбитые подъездные дороги, проблемы с газом, электричеством и т. д. Хотя некоторые регионы, по словам Олега Толкачёва, имеют положительный опыт в решении подобных вопросов. «Многочисленные поездки по регионам России позволяют более объективно оценить ситуацию, – говорит Толкачёв. – В Алтайском регионе, Татарстане, Москов-ской области стабильно высокие объёмы строительства с централизованной системой организации инфраструктуры. В Белгородской области, например, ежегодно строится порядка 1200 тысяч квадратных метров жилья, на это направлены государственные, региональные, частные инвестиции. Самое положительное в этом сотрудничестве то, что уже более 10 лет абсолютно все населённые пункты этой области не только газифицированы, но и имеют дороги с твёрдым покрытием до районного и областного центров. Такой комплексный подход – именно то, что нужно для решения проблемы», – уверен Толкачёв. 

Большая роль в решении подобных проблем, по мнению российских экспертов, должна отводиться государственно-частному партнёрству при условии, что дороги, медицинские, образовательные учреждения будут построены за счёт или с участием муниципальных властей.

С этим мнением полностью согласились большинство присутствующих на мероприятии. Так, по утверждению заместителя министра регионального развития Юрия Осинского, отдельные проекты строительства жилья финансироваться больше не будут. «Модернизация городской среды – это в том числе и уход от точечной застройки. Мы заставим каждый субъект Федерации защитить программу строительства жилья до 2020 года», – заявил Осинский. Что позволит, по мнению соавтора идеи, не только более точно планировать строительные объёмы, но и «увидеть» другие составляющие российской экономики. Это обусловлено тем, что строительство – макроэкономический показатель, повышение которого способствует активизации многих других отраслей: дорожного строительства, транспортной сети, производства стройматериалов и прочих.

Софинансирование предусмотрено

Министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов в своём выступлении проанализировал ситуацию, сложившуюся в нашем регионе. «Объёмы строительства жилья в Иркутской области в 2009 году составили около 600 тысяч квадратных метров, в 2010-м  чуть превысили эту планку, – констатировал он. – При численности населения 2,5 миллиона человек этого явно недостаточно, и мы стремимся повышать цифры вводимых в эксплуатацию жилых площадей». 

Вторая не менее важная на сегодняшний день задача, по мнению министра, дать гарантии не только покупателям, но и производителям в сбыте недвижимости, т.е. гарантировать им стабильный спрос. Один из положительных примеров, приведённых Болотовым: в результате реализации Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов» строительный комплекс Приангарья получил гарантированный государственный заказ. Уже свыше 700 ветеранов заключили договоры на покупку квартир на первичном рынке жилья. Соответственно, более 700 миллионов рублей «пришли» в стройку Иркутской области. 

Важным для региона, по мнению Руслана Болотова, стал также факт подписания в рамках БЭФа Соглашения о сотрудничестве по стимулированию строительства жилья эконом-класса между правительством Иркут-ской области и ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» в рамках реализации федеральной программы по стимулированию строительства доступного жилья «Стимул». «Эта программа поможет не только потребителям приобрести столь необходимое жильё, но и застройщикам получить гарантированный кредит под низкие проценты», – пояснил министр. 

Огромное значение имеет и то, что большинство программ, которые подготовлены и будут рассматриваться в ближайшее время в Законодательном Собрании Иркутской области, предполагают создание инженерной инфраструктуры, а также строительство социальных объектов – прежде всего больниц, детских садов и школ – на основе софинансирования. По мнению Болотова, реализация всех этих мероприятий положительно повлияет на ситуацию с малоэтажным строительством в Иркутской области. «Сегодня многие, делая выбор между покупкой квартиры и приобретением частного жилого дома в пригороде, всё же останавливаются на первом варианте именно из-за отсутствия социальной инфраструктуры, – убеждён Болотов. – Решение этого вопроса даст возможность более качественно наполнять ту среду, в которой должен проживать человек».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры