издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пополнить баланс

Минимущество готовится провести инвентаризацию областной недвижимости

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

Почти 40% недвижимости, находящейся в пользовании госучреждений Иркутской области, фактически остаётся без хозяина. Эти объекты министерство имущественных отношений региона намерено оформить в свою собственность в течение 2011–2013 годов. Соответствующую программу утвердила комиссия по разработке долгосрочных и целевых программ Иркутской области. По мнению собеседников «М2», документ позволит властям справиться с проблемой управления и учёта областной недвижимости и «не бояться, как раньше, что придут рейдеры и заберут оставшееся».

Программу «Инвентаризация объектов недвижимости государственной собственности Иркутской области на 2011–2013 годы» подготовило региональное минимущество. «Большое количество недвижимости, которое находится на балансе госучреждений, не оформлено в надлежащем порядке: нет соответствующих технических паспортов и документов, подтверждающих право собственности. Потому остаётся опасность, что эти объекты могут быть утеряны, – рассказал «М2» министр имущественных отношений Михаил Карасёв. –  В рамках инвентаризации мы приведём документы в надлежащий вид и оформим объекты на себя». По словам чиновника, незарегистрированное право или отсутствие технических документов – основные нарушения, которые выявляются в ходе внутренних проверок ведомства. «За прошлый год мы проверили 42 областных учреждения и их имущество на сумму около 10 миллиардов рублей. Выявили нарушений на 10 миллионов рублей.  И все они такого толка: где-то нет регистрации, где-то границы, или кто-то заехал на землю объекта», – отметил Карасёв.

Сейчас, по данным министерства, из 5680 объектов недвижимости, которые находятся на балансе областных госучреждений, право собственности зарегистрировано только на 2206 объектов (3 млн. кв. метров). То есть не оформлено почти 40% недвижимости. Как отмечают в минимуществе, регистрация идёт медленными темпами из-за отсутствия бюджетных средств. В результате в 2009 году область оформила в собственность 173 объекта, а в 2010-м – лишь 89. С утверждением программы правительством Иркутской области на эти цели планируется потратить 21 млн. рублей, шесть из которых будут выделены на 2011 год, уточнил Карасёв. 

Большое количество неоформленных объектов – следствие административной реформы, в ходе которой велась передача полномочий от федеральных органов власти к области, полагает Карасёв. «Но в этом случае учреждение передаётся, а его имущественный комплекс – нет. Как правило, по таким объектам отсутствует необходимая документация, и нагрузка по её подготовке падает на нас. Так что самые большие проблемы возникают с бывшими федеральными структурами», – рассказал министр. Он добавил, что «время от времени по неоформленным объектам возникают горькие, неприятные споры». Так было в случае со зданием по адресу Гончарова, 3, в Иркутске. «Дом  находился в собственности области, но по определённым причинам был не оформлен и в итоге разрушен – там начали собираться бомжи, а потом случился пожар, – рассказал Карасёв. – Более того, посторонние пользователи смогли зайти на этот участок и узаконить его различными путями. Мы пошли в суд, пытались это всё оспорить, но документов у нас не было, поэтому  и проиграли». 

Большое количество неоформленных объектов – следствие административной реформы, полагает Карасёв

Другой «классический пример», по словам министра, Дом писателей на улице Степана Разина. «Организация находилась в этом доме тридцать лет, но никому не пришло в голову оформить документы надлежащим образом. А когда спохватились, было поздно. Как только возник вопрос о передаче этого здания, выяснилось, что оно уже у Федерации. Начали борьбу, сейчас в суде доказываем, что наше учреждение являлось пользователем, – рассказал Карасёв. – У нас такие процессы идут всё время. Причём по большей части споры в отношении объектов происходят между разными уровнями власти. Частники не особо активно заходят на наши объекты».

«Отдельной темой» инвентаризации в минимущества называют автодороги и жилые дома, которые область должна передать муниципалитетам. В основном это объекты, находящиеся на территории федеральных учреждений. «В этих случаях зачастую тоже отсутствует полный пакет документов, подтверждающих права собственности на недвижимость. В итоге мэры, которые должны принять объекты,  в общем-то справедливо говорят нам: мол, пока не оформите или не отремонтируете их, мы их брать не будем. Объект «зависает» между пользователями, поэтому процесс идёт очень медленно», – сказал Карасёв. По его словам, с дорогами та же история: дороги разбиты и документов нет, а передавать муниципалитетам надо. 

Экономический эффект будущей инвентаризации министр не уточнил. «Его не всегда можно просчитать в материальном плане. Скажем, вы ставите дверь с новыми секретными замками и тратитесь, но в то же время не даёте потенциальному вору совершить кражу. Как в этом случае посчитать доход?» – добавил Карасёв и подчеркнул, что вопрос о вовлечении объектов в хозяйственный оборот будет решаться позже, поэтому сложно заранее сказать, какие площади будут в аренде, а какие нет.  «Нет смысла сейчас считать, сколько денег принесёт это бюджету. Главное, что расходов не принесёт, – считает министр. – Важно навести порядок, чтобы пользователь или собственник не боялся, что завтра придут рейдеры и всё заберут, а мы будем пороги прокуратуры обивать». 

Эксперты пока затрудняются оценивать программу инвентаризации объектов недвижимости области. Однако, как полагает заместитель председателя Контрольно-счётной палаты (КСП) Иркутской области Вячеслав Дормидонов, документ действительно поможет решить проблемы, возникающие при учёте и использовании имущества. «Как бы эта работа ни была тяжела, её надо продолжать, поскольку остаётся много бесхозных, неучтённых объектов, – подтвердил он. – Хотя в работе по инвентаризации, которая раньше велась без специальной программы,  наметилась положительная динамика. За последние несколько лет количество объектов недвижимости на балансе Иркутской области возросло более чем в два раза – с 2800 до 6930. Но процесс ещё не окончен». Дормидонов отметил, что посчитать, сколько незарегистрированных объектов уже утеряно, невозможно. «Чтобы посчитать, сколько пропало, надо знать, сколько было. А никто этого не знает», – пояснил он и добавил, что «если инвентаризацию не провести, то можно многое потерять». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры