издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Байкал спасли! Работу дайте!»

  • Автор: АЛЁНА МАХНЁВА

Около сотни работников остановленного Байкальского ЦБК вышли на пикет в Иркутске в минувшую среду. Собравшиеся напротив областного правительства тихие, уставшие от неопределённости люди с транспарантами ожидали от власти конкретных ответов на вопросы, которые можно было свести к одному: как дальше жить? Руководство региона и Байкальска в ответ призывало людей к диалогу, обещало адресную поддержку и новые рабочие места в моногороде. Какие и когда они появятся – пока по-прежнему не ясно.

В солнечный полдень в сквере имени Кирова собралась организованная толпа. Не было ни речей, ни агрессии, ни конфликтов. Люди, общее настроение которых, пожалуй, лучше всего описывают слова «сдержанная безысходность», развернули транспаранты с лозунгами, написанными белой краской на синей, как небо над Байкалом, материи. В отличие от акций протеста пятилетней давности сейчас байкальчане не требуют открытия БЦБК, а просят работы и хоть какой-то определённости. «Я не против того, чтобы завод закрыли в целях сохранения Байкала, но дайте мне какую-то альтернативу», – выражает мнение многих попавшая под сокращение Екатерина Яковлева. 

«Единственное наше требование сегодня – привлечь власти к диалогу с работниками, – говорит председатель первичной профсоюзной организации БЦБК Юрий Набоков. – Мы хотим услышать сами, что и когда конкретно будет построено, когда состоится сдача того или иного объекта, чтобы показали инвесторов, предложили бизнес-планы или перечень специальностей по программам переобучения». 

Напомним, в конце сентября был подписан приказ о сокращении 494 сотрудников, ещё 294 человека уволились по соглашению сторон. На положенные по закону выплаты направлено в общей сложности порядка 85,7 млн. рублей. Часть людей находит работу, даже не вставая на учёт в службу занятости. «Те, кто подписал «по соглашению сторон», уже знали, что где-то смогут трудоустроиться. Кто-то работал на нашем предприятии из других регионов и уехал», – говорит председатель первичной профсоюзной организации БЦБК Юрий Набоков. Несколько семей, заинтересовавшихся предложением работы от Тихвинского вагоностроительного завода, уже отправились в Ленинградскую область, другие работники проходят медкомиссию. В общей сложности от желающих туда устроиться, по информации профсоюза, поступило порядка 70 анкет. 

Но все уволенные с БЦБК пере-ехать в другие города не смогут, да и отток людей из моногорода – не самая оптимистичная перспектива для него. Сокращённые требуют создания рабочих мест в Байкальске и по-прежнему ждут решительных шагов от властей.

В настоящее время центр занятости Слюдянского района предлагает безработным около сотни вакансий. Однако уволенные не спешат их занимать. Персонал требуется в основном в сфере обслуживания туристического бизнеса. «Эти вакансии не соответствуют технологическим, производственным специальностям работников предприятия, в любом случае им придётся пройти переквалификацию, чтобы их занять», – говорит Юрий Набоков. Эту мысль подтверждают и сами пикетчики: «Вакансии, которые предлагает центр занятости, – уборщица, продавец, официант, повар, – перечисляет Екатерина Яковлева, бывший диффузорщик целлюлозы. – На повара я не училась, для официанта не подхожу, уборщица мало получает. Я мать-одиночка, мне нужно растить ребёнка, кормить, одевать». Дело даже не в содержании работы, отмечает собеседница издания, а в заработке. Причём её зарплатные ожидания трудно назвать завышенными – достойной по меркам Байкальска женщина, в одиночку воспитывающая ребёнка, называет оплату труда от 15 тысяч рублей. Предложение переехать в Ленинградскую область Яковлева и её коллеги называют хорошим, но для женщин там мало мест, нужны крепкие мужчины с хорошим здоровьем. 

Тема закрытия БЦБК перестала быть новостью ещё в 2008 году, но в этот раз, ожидали байкальчане, оно должно было пройти иначе. «Мы все понимаем, что комбинат открыли, чтобы закрыть, но закрыть цивилизованно – с созданием новых рабочих мест. К этому люди были готовы, – считает Набоков. – А получилось так: опять закрыли производство, абсолютно ничего не предложив». Впрочем, глава профкома комбината не забывает об одном положительном отличии – сегодня бывшие сотрудники БЦБК получают выходные пособия и положенные по трудовому законодательству выплаты без задержек. 

Исторические параллели проводит и уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин, ранее наблюдавший за процессом закрытия комбината с позиции заместителя руководителя областного объединения профсоюзов: «Требования, которые выдвигаются, справедливые и вообще-то не новые. К сожалению, повторяется ситуация 2008 года: одномоментно закрыли комбинат и граждане остались без работы. Пять лет назад безработными стали почти 1,5 тысячи человек». Он напомнил также, что общественные организации экологической направленности, выступавшие за закрытие БЦБК, заявляли и о необходимости создания рабочих мест. «Сокращение идёт в соответствии с законодательством, – констатирует Лукин. – Всё здесь соблюдено, только не учитывается, к сожалению, человеческий фактор». 

К пикету байкальчане начали готовиться с начала августа, после совета кредиторов БЦБК.  «За это время написали письма и в администрацию президента, и [заместителю председателя правительства России] Аркадию Дворковичу. Все говорят о том, что проблему должно решать правительство Иркутской области», – резюмирует Набоков. После пикета актив и профсоюзный лидер прошли в правительство, ожидая узнать, как идёт создание рабочих мест в Байкальске, какие инвесторы готовы зайти на территорию района, получить перечень требующихся специальностей и программу переобучения работников. Пикетчики на-деялись встретиться с губернатором, но первый зампред правительства Владимир Пашков вызвал огонь на себя. «Хотелось бы провести встречу в диалоговом режиме», – заявил он вначале, но происходящее больше напоминало коллективный монолог представителей власти и руководства комбината. Всего нескольким бывшим сотрудникам БЦБК удалось задать свои вопросы. 

В министерстве труда и занятости Иркутской области есть официальные обращения ряда компаний на привлечение рабочей силы: вахтовым методом в Бодайбо, в строительный сектор Байкальска и сферу ЖКХ Слюдянского района, сообщил Владимир Пашков. «Порядка 130 человек сегодня принимаются на работу, – заявил мэр моногорода Василий Темгеневский. – Договорились со строителями, что они не будут привозить гастарбайтеров из других регионов, а в первую очередь предпочтение отдадут бывшим работникам ЦБК». Область уже серьёзно снизила квоту на иностранную рабочую силу, принято решение уменьшить её ещё на 2000 мест. 

Кроме того, рассматриваются как минимум два новых производства. Наиболее многообещающим выглядит проект по организации сборки электротехнической продукции, который предлагает «серьёзное предприятие с серьёзными намерениями». В правительстве не раскрывают потенциального инвестора, однако, по информации ИТАР-ТАСС, цех по сборке электроосветительного оборудования на площадях БЦБК готова открыть китайская компания NVC Lighting Technology Corporation. Планируется выпускать около тысячи наименований продукции – светодиодные лампы от точечных светильников до промышленных прожекторов. Предполагаемый объём инвестиций – 750 млн. рублей. Проект предусматривает строительство инженерных сетей, общежития, столовой и спортивной площадки, а главное – создание от 800 до 1000 рабочих мест в Байкальске. 

Правительство готово адресно решать проблемы бывших работников БЦБК,
заявил
первый
вице-премьер Пашков

«Я бы не хотел, чтобы у кого-то из работников БЦБК сложилось ощущение, что они брошены», – заявил Владимир Пашков, пообещав адресное решение проблем байкальчан. Какое ощущение сложится у жителей Усолья-Сибирского, похоже, сейчас менее важно: инвестора пришлось убеждать переориентироваться с усольской площадки, куда он метил, на Байкальск. «Были ограничения по 634 постановлению («Об утверждении перечня видов деятельности, запрещённых в центральной экологической зоне Байкальской природной территории». – «Конкурент»), которые останавливали инвесторов. Мы их убедили в том, что при изменении технологии они смогут втиснуться в эту щель, – отметил Пашков. – Именно с этим проектом мы двигаемся полтора-два месяца. Вероятность, что в ближайшее время он состоится «в железе», велика». Первый зампред правительства заверил, что инвестор готов подписать соглашение, нужно только немного помочь ему с решением земельного вопроса и провести экспертизу проекта. Выпуск продукции может начаться уже следующей осенью. Правительством РФ принято решение о расширении перечня разрешённых видов деятельности на территории Центральной экологической зоны Байкала. Потребности бизнесов, которые тяготеют к инфраструктуре промплощадки БЦБК, будут удовлетворены, уверен Владимир Пашков. Впрочем, руководителю профкома комбината всё равно хотелось узнать более точные сроки строительства, количество вакансий и специальностей. 

На комбинате остаётся 756 сотрудников, напомнил директор БЦБК по общим вопросам Александр Якунин: «Для обслуживания ТЭЦ это слишком много. Думаем о создании ООО на базе железнодорожного, автотранспортного и, возможно, древесно-заготовительного цехов. Нужно около 150 человек, в ближайшее время будем рассматривать достойных, вменяемых людей, которые не склонны к злоупотреблениям или хищениям». Накануне заседания, сообщил он, были задержаны работники, которые пытались унести порядка 170 кг медного кабеля из варочного цеха. 

70 человек будут задействованы летом на рекультивации карт шлам-лигнина. Также есть около 10 вакансий на Усть-Илимском шиферном заводе, порядка 60 на производстве целлюлозы и 70 на лесозаготовительном предприятии группы «Илим». 

В министерстве труда и занятости предусмотрено 25 млн. рублей на переобучение бывших работников БЦБК. И байкальчане говорят о готовности получать новые профессии, однако, как выяснилось, это довольно сложно. «Я сокращённая, встала на биржу труда, – говорит Мария Мартынова, бывший оператор очистного отдела. – Предлагают только вакансию продавца с зарплатой 7,5 тысячи рублей без соцпакета. Я переобучаться готова, но с трудоустройством, а у нас в Байкальске после обучения снимают с учёта и работу мы ищем сами». Другой уволенной байкальчанке предложили переобучаться в Иркутске или Ангарске. Обучение оплачивает государство, а вот проживание – за свой счёт, говорит женщина. Однако, по информации министерства труда и занятости области, сокращённым положена также оплата проезда и временного проживания на новом месте, а после обучения гарантировано трудоустройство. 

Но беспокоит людей не только безработица. Система ЖКХ и социальная сфера моногорода во многом зависели от градообразующего предприятия. «Оздоровительный детский сад стал обычным. Его стало дорого содержать, – говорит Наталья Ложникова. – У меня ребёнок-инвалид. Чтобы устроить его в садик в Иркутске, пришлось покупать здесь прописку и снимать квартиру. Вся зарплата мужа и пенсия уходят на это. На что жить?»

Повышение тарифов с января – ещё одна проблема, с которой предстоит столкнуться Байкальску. А с 25 декабря те самые 494 человека, которых сейчас уведомили о сокращении, перестанут получать положенные выплаты. 

Владимир Пашков предложил создать комитет, куда войдут активисты с БЦБК, чтобы обобщать запросы и проблемы, с которыми сталкиваются люди, а также взаимодействовать с местной администрацией и правительством. Переселение людей из Кеуля, попавшего в зону затопления ложа Богучанской ГЭС, было гораздо более сложным процессом, попытался успокоить байкальчан Пашков: «Проблема не так страшна, глаза боятся, а руки делают». Диалог не прекратится ни при каких обстоятельствах, подчеркнул он. Вот только байкальчанам рабочие места нужнее, чем общение.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры