издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Виновато глобальное потепление

Именно с этим некоторые специалисты связывают проблемы, с которыми столкнулись в Якутии при обеспечении процесса северного завоза.

Как рассказал нам источник в пресс-службе правительства республики, сейчас общий объём поставок по программе северного завоза выполнен на треть. Таким образом, запасов продовольствия и нефтепродуктов хватит на два – два с половиной месяца. Особенно сложная ситуация складывается в северо-восточных территориях республики. Если районы с центрами в посёлках Белая гора и Чокурдах не получат помощь, то ближе к новому году ситуация сильно обострится. «В прошлом году мы дежурили в Тикси, а в этом, как подсказывает мне интуиция, основные информационные сводки по чрезвычайным ситуациям если будут, то оттуда», – говорит наш собеседник.

Чтобы как-то справиться с ситуацией, часть грузов северного завоза поставляют по устью реки Яны: хотя она тоже значительно обмелела, возможность её использовать всё ещё есть. Другую часть нефтепродуктов, в основном для западных регионов, решено направить по железной дороге. Уже началось использование с этой целью железнодорожного направления на Нижний Бестях, которое должны были открыть лишь в начале следующего года, однако начали использовать уже сейчас, правда, пока только для грузовых перевозок. Несмотря на лишние три тысячи километров, этот путь помог доставить некоторые грузы вовремя.

Что касается северо-востока, то там ситуацию решают ещё более кардинально: принято решение, что в Аллаиховский улус с центром в посёлке Чокурдах недостающее продовольствие будут доставлять ещё и дотационными авиарейсами. 

Решением проблемы северного завоза нефтепродуктов в этом сезоне называют зимники, но лишь при условии, что транспортное сообщение будет налажено к десятым числам декабря, то есть значительно раньше привычных сроков его подготовки. В таком случае уже имеющегося топлива, которое всё же смогли завезти по рекам, должно хватить до открытия самого снежного пути. Это, правда, значительно увеличит сумму самой программы северного завоза. По предварительным оценкам, это обойдётся региональному бюджету в дополнительную сумму, оцениваемую уже сейчас в 900 миллионов рублей.

На сегодняшний день планируется строительство нескольких зимников. Основные направления ведут на северо-восток, однако будут строить снежные дороги и в западные районы. Такое решение было принято 1 декабря на совещании у министра транспорта Якутии. Таким образом в западные улусы планируют доставить оставшиеся 260 тысяч тонн грузов, застрявшие в порту Усть-Кута. 

Пока одни борются с проблемой, другие пытаются понять, что же произошло. Несмотря на то что основной причиной провала программы северного завоза многие считают обмеление Лены, это далеко не единственный фактор. «Нам действительно аукаются последствия глобального потепления. Река Индигирка берёт своё начало в ледниках, у неё очень быстрое горное течение. А у нас всё лето шли дожди, поэтому уровень воды в реке вырос и скорость течения, соответственно, тоже. Суда просто не смогли подняться на север – вверх по течению. Так и стояли в устье реки. Таким образом, было сразу две напасти: на юге всё обмелело – максимальная глубина Лены составляла 140 см, а на севере всё было затоплено», – объяснили нашему корреспонденту в пресс-службе республиканского правительства.

Тем не менее пока представители правительства Якутии призывают не паниковать и утверждают, что ситуация находится под контролем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры