издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Успеть до апреля

Эксперты советуют заняться покупкой авто в ближайшее время

  • Автор: Александр Зайцев

Стремительно несущийся с горы рубль пугает не столько абстрактными цифрами курса, сколько последствиями. Но на автомобильном рынке пока всё спокойно: цены в 2014-м практически не сменялись, автомобили расходятся в штатном режиме, в некоторых случаях даже быстрее, чем ожидалось. Впрочем, уже в ближайшее время ситуация изменится, считают эксперты авторынка.

Без резких движений

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в феврале объём продаж на российском авторынке снизился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе падение составило 6%. 

«В феврале поведение рынка дало основание надеяться на достижение прошлогоднего уровня продаж в ближайшее время», – отмечает председатель комитета АЕБ Йорг Шрайбер в пресс-релизе компании. Однако падение курса рубля и ситуация вокруг Крыма заставляют беспокоиться. 

«События на Украине никак не повлияли на объём продаж и стоимость автомобилей», – утверждает генеральный директор компании «Иркут БКТ», официального дилера Toyota group в Иркутске, Леонид Качаев. «Косвенно повлияла», – возражает аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов и ссылается на отток капитала и растущие риски на российском фондовом рынке. В то же время он отмечает, что существенного роста цен произойти не должно, поскольку производители не захотят терять свою долю, опасаясь возможного оттока покупателей на вторичный рынок. 

Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не исключает, что рубль может отыграть своё падение, и указывает на конкуренцию среди производителей: «Не стоит забывать, что у них есть определённые резервы, которые могут быть использованы, чтобы компенсировать потребителям изменение курсовой разницы. Даже если придётся повышать цены, то производители сделают это как можно более плавно». 

«Дистрибьютор, возможно, чувствует влияние, но нивелирует его за счёт своих ресурсов», – соглашается коммерческий директор группы компаний «Агат-Авто» Эдуард Борисов. По его словам, за два месяца текущего года в «Агат-Авто» корректировок цен не было, а небольшое повышение в декабре(1–1,5%) осталось фактически незамеченным благодаря традиционным скидкам.

В последние два месяца не менял стоимость автомобилей и запчастей и «Тойота Центр Иркутск». «Незначительное увеличение планируется в июне-июле, но не более чем на 2%, – сообщил Леонид Качаев. – Сокращение объёма продаж также не планируется».

На старых дрожжах

Действительно, в первой двадцатке самых востребованных брендов прирост происходит у половины, причём не только относительно января, но и касательно прошлого года: Nissan – 28%, Hyundai – 1%, Toyota – 33%, Mitsubishi – 18%, Skoda – 2%, Mazda – 22%, Mercedes Benz – 26%, BMW – 12%, Honda – 56%.

Эдуард Борисов отмечает: ситуация в Иркутске примерно та же, что и в целом по стране. Причины тому разные: и появление на рынке новых моделей, и удачная политика дистрибьюторов. Маркетолог «Форд Центр Иркутск» Екатерина Цыган предполагает, что клиенты торопятся, успевают купить машину по старой цене или вложить деньги. Борисов соглашается: «Курс растёт, и это подстёгивает спрос». Йорг Шрайбер отмечает опережающий рост клиентских заказов, который должен положительным образом сказаться и на мартовских продажах.

Однако как декабрь оттянул на себя показатели января, так и мартовские продажи с учётом текущей экономической ситуации вряд ли стоит считать признаком светлого будущего. «Нестабильность российской валюты уже начала сказываться на автомобильном рынке, – заявляет первый вице-президент столичной группы компаний «АвтоСпецЦентр» Алексей Тузов (в портфеле такие бренды, как Porsche, Audi, Infiniti, Nissan, Mazda, Skoda, Kia, Citroen, Hyundai и Mitsubishi). По его мнению, дело не только в том, что иностранные производители, избегая валютных рисков, закладывают в стоимость автомобиля повышенный курс. На цену влияет общая ситуация на авторынке. «С учётом того, что в прошлом году объём рынка сократился на 7%, а в январе 2014 года был введён утилизационный сбор, рост цен уже ко второй четверти года будет значительным, – предполагает Тузов. – И, скорее всего, подобная динамика будет продолжаться: чтобы компенсировать снижение объёма продаж, производители будут стараться больше заработать на каждой машине». 

В конце первого квартала 2014 года стоимость иномарок изменится за счёт распродажи запасов автодилеров, которые пришли по ценам прошлого года, напоминает Дмитрий Баранов. Екатерина Цыган сообщает, что у «Форда» подорожают все автомобили, выпущенные в период с первого марта (в салонах они появятся парой месяцев позже), несмотря на значительную локализацию производств. Правда, насколько увеличится стоимость, пока не сообщается. 

Эдуард Борисов, в свою очередь, отмечает, что говорить о конкретных последствиях пока рано: «Информацию мы получим после первого апреля, поскольку у Nissan финансовый год заканчивается по японскому календарю – 31 марта». В то же время Борисов предполагает, что возможное повышение цен в ряде случаев может нивелироваться обилием новых моделей, цена на которые ожидаемо выше. 

Кризисная конкуренция

Ожидается, что цены вырастут уже во втором квартале года

Изменений стоит ожидать не только на первичном рынке. «Политика ценообразования на рынке новых автомобилей подстёгивает рост рынка подержанных машин, который заметно оживился в последнее время», – отмечает Алексей Тузов. Игорь Арнаутов даже прогнозирует отток части покупателей на вторичный рынок в результате снижения платёжеспособности, однако отмечает, что первичный рынок более перспективен, поскольку курсовая разница больше отражается на вторичном. Екатерина Цыган, в свою очередь, уверена: из салонов клиенты не уйдут: «Процентная ставка по кредиту выше, «Каско» дороже». 

По мнению Алексея Тузова, готовиться к сокращению оборотов нужно неавторизованным мастерским: «Потребитель привыкает к качеству, удобству и готов за это платить, в связи с чем сети официальных дилерских сервисных центров в 2014 году будут продолжать расширяться, вытесняя независимые сервисы. Гаражных мастерских на рынке останется немного, и в условиях жёсткой конкуренции им придётся значительно расширить спектр услуг».

Эксперты отмечают: от лихорадки курса более других пострадают иностранные производители с низкой степенью локализации. Впрочем, даже если машины производятся в России, это не всегда панацея. «Все автомобили, которые мы продаём, российской сборки, но детали поступают из-за рубежа, и они дорожают», – отмечает Екатерина Цыган. «На данный момент у Nissan локализовано примерно 70% машин, у деталей локализация 50%, но в России пока научились делать только стёкла, дворники, шины. Главное – двигатели, подвески, рамы, кузовы – пока нет», – поясняет Эдуард Борисов.

Серьёзную конкуренцию иностранным производителям в 2014 году окажет отечественный автопром, который за счёт слабого рубля и повышения цен на новые иномарки привлечёт потребительский интерес, считает Алексей Тузов. С другой стороны, по словам Игоря Арнаутова, от падения платёжеспособного спроса и замедления экономики сильнее всего пострадают именно российские производители: «Например, «АвтоВАЗ» снизил свои продажи за два первых месяца 2014 года на 19%, что является самым низким показателем в альянсе Renault-Nissan-АвтоВАЗ». Lada Granta потеряла 14%, Kalina – 21%, Priora – 27%, 4×54 – 22%.

Если говорить о классе автомобилией, то, по мнению Игоря Арнатуова, существеннее всего экономический спад отразится на низко-и среднеценовом сегменте рынка за счёт его насыщения, а также перехода части спроса в сегмент бизнес-класса. По мнению Эдуарда Борисова, повышения должны коснуться более дорогих машин. «Дело не только в курсе рубля, но и в новых правилах, вступивших в силу с 1 января, – отмечает он. – Раньше утилизационный сбор касался только ввозимых машин, но после вступления в ВТО такой же сбор был введён и на местные автомобили с объёмом двигателя от трёх литров».

Вне зависимости от цены падение продаж в премиум-сегменте не ожидается. «Эти марки даже в кризис пострадали меньше, так как потребители, которые их покупают, не теряли работу и имели средства на приобретение автомобилей, системы банковского автокредитования после кризиса восстановилась, кроме того, есть такая особенность нашего национального менталитета – «понты дороже денег», – отмечает Дмитрий Баранов. По его словам, спрос на дорогие автомобили обеспечивают и корпоративные продажи: «И бизнес и чиновники любят такие машины и охотно ездят на них», – отмечает он. 

В целом прогнозы на текущий год таковы: цены будут расти, объём продаж зависит от развития экономической ситуации. Игорь Арнаутов советует покупать автомобиль до конца первого квартала. Далее, по его оценке, последует изменение цен. В них будут учтены текущие курсы, а также риски их резких колебаний. 

Дмитрий Баранов оценивает объём продаж, и, по его мнению, 2014 год может стать даже более успешным, чем 2013-й. «Это будет зависеть от того, удастся ли преодолеть прошлогодние негативные явления в экономике, – отмечает он и добавляет: – С другой стороны, в предстоящие год-два нас может ждать своего рода передышка без всякой связи с курсом рубля – снижение объёмов производства и продаж, качественные изменения в модельном ряду, увеличение доли автомобилей с нетрадиционным силовым агрегатом, рост продаж компактных автомобилей». В целом Россия по автомобилизации отстаёт от многих стран, так что рынку есть куда расти. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры